Нотные издания, сборники для голоса и фортепиано
ноты в pdf
Рихард Вагнер
Валкирия
музыкальная драма в терх действиях
либретто Р.Вагнера
русский текст В. Коломийцева
переложение для пения с фортепиано К. Клиндворта
"Музыка", 1971г.
номер 6848
(pdf 34 Мб)
содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
Партитура музыкальной драмы Рихарда Вагнера «Валькирия», первого дня тетралогии
«Кольцо нибелунга», была закончена в марте 1856 года. «Валькирия» — вторая
часть цикла (первая, «Золото Рейна», служит прологом). Первая постановка
«Валькирии» состоялась в Мюнхене в 1870 году против воли Вагнера, мыслившего
тетралогию как единое произведение, состоящее из четырех музыкальных драм.
Летом 1876 года в Байрёйте «Кольцо нибелунга» было исполнено целиком под
управлением Ганса Рихтера.
Много времени прошло, много событий совершилось между музыкальными драмами
«Золото Рейна» и «Валькирия». Об этих событиях слушатель-зритель узнает
из рассказов, которые Вагнер вкладывает в уста отдельных героев «Валькирии».
Такого рода рассказы, подчас достигающие огромных размеров, становятся
характерным драматургическим приемом в музыкальных драмах Вагнера.
В отличие от «Золота Рейна», где еще нет людей, где участвуют боги, великаны,
карлы нибелунга, русалки — дочери Рейна, в «Валькирии» появляются люди
— Зигмунд и Зиглинда с их чувствами и переживаниями. В музыке «Золота
Рейна» господствует картинно-декоративное начало, лейтмотивы еще во многом
элементарны: они состоят либо из звуков трезвучия, либо построены на звуках
хроматической гаммы (мотив бога огня Логе). «Валькирия» — это человеческая
драма, наполненная лирическими эмоциями (любовь, страдание, восторг, отчаяние).
Даже боги наделяются человеческими чувствами. Поэтому наряду с картинно-декоративными
эпизодами (полет валькирий, волшебный огонь), здесь шного страниц проникновенной
лирической музыки, выражающей внутренний мир героев. В «Валькирии» переплетаются
две драмы, драма брата и сестры, Зигмунда и Зиглинды, ставших мужем и
женой, и драма отца и дочери, Вотана и Брюнгильды. Сначала эти драмы показаны
раздельно, а затем они вступают во взаимодействие (когда Брюнгильда принимает
участие в судьбе Зигмунда и Зиглинды), образуя единое целое.
Поскольку «Валькирия» — лирическая драма, где раскрывается богатейший
мир человеческих переживаний, музыка в ней (по сравнению с «Золотом Рейна»)
усложняется: наряду с фанфарными и гармонически простыми, тонально устойчивыми
темами, прозвучавшими уже в «Золоте Рейна» (лейтмотивы меча, Валгаллы),
или новыми (героический лейтмотив валькирий), многие ее лейтмотивы отличаются
хроматическими интонациями, содержат модулирующие секвенции, диссонирующие
задержания, тонально неустойчивые гармонии — таковы лейтмотивы любви,
страдания вель-зунгов, трагический лейтмотив судьбы. Лейтмотивы получают
широкое мелодическое и симфоническое развитие, трансформируются, «перетекают»
друг в друга. Как человеческие чувства, которые в отличие от неодушевленных
предметов, не остаются неизменными, а представляют собой процесс, так
и музыка, их характеризующая, находится в постоянном развитии, выражая
процессуальную сторону действительности.
Чтобы стала ясной лейтмотивная техника Вагнера в тетралогии, рассмотрим
в этом аспекте первое действие «Валькирии», где наряду со многими другими
огромную роль играет лейтмотив любви Вельзунгов (Зигмунда и Зиглинды).