Нотные издания, сборники для голоса и фортепиано
ноты в pdf
Рихард Вагнер
Закат богов
музыкальная драма в терх действиях
либретто Р.Вагнера
русский текст В. Коломийцева
переложение для пения с фортепиано К. Клиндворта
"Музыка", 1973г.
номер 7521
(pdf 24.7 Мб)
содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ
Музыкальная драма «Закат богов» была закончена Вагнером в 1874 году и
впервые поставлена в Байрёйте в 1876 году как третий день тетралогии «Кольцо
нибелунга». После светлого, жизнерадостного «Зигфрида» она представляет
собой глубочайший контраст. Перед нами развертывается грандиозная трагедия,
неуклонно и быстро идущая к катастрофе. Рядом с знакомыми нам действующими
лицами здесь появляются новые: король Гунтер — сын Гибиха и Гримгильды,
правящий на Рейне, его сестра Гутруна и сводный брат Хаген. Рожденный
той же матерью, что и Гунтер, но от Альбериха, в свое время проклявшего
любовь ради власти над миром, Хаген — воплощение зла. Впервые в тетралогии
появляются три норны — дочери Вотана и Эрды — вещие богини, которые непрерывно
ткут нить судьбы и рассуждают о прошедшем и о грядущем. Вотан, побежденный
юным Зигфридом, больше на сцене не присутствует: он восседает в своем
замке Валгалле и, окруженный сонмом богов, пребывает в ожидании конца.
Много событий происходит в этой последней драме тетралогии и все они ведут
ко всеобщей гибели. Гибнет Зигфрид, ставший жертвой того самого зла, от
которого он призван был спасти мир; гибнет Брюнгильда, устремившаяся в
пламя, в котором по ее же повелению должно сгореть тело Зигфрида; гибнут
боги в пламени, охватившем Валгаллу. Светлые герои Зигфрид и Брюнгильда
не властны вершить свою судьбу, они делаются игрушкой враждебных сил,
они во власти рока, их гибель неизбежна. Печатью обреченности отмечено
все самое светлое и прекрасное. Такая идейная концепция близка пессимистической
философии Шопенгауэра, хотя Вагнер написал текст всех четырех частей «Кольца
нибелунга» еще до знакомства с этой философией.
Но погибают не только носители светлых идеалов Зигфрид и Брюнгильда, —
погибает и Гунтер от руки Хагена, погибает и сам Хаген, этот зловещий
сын нибелунга. Страшное чудовище, лишенное всяких человеческих чувств,
отвратительный и коварный, он виновник всех зол и преступлений.
Трагический конфликт здесь двоякий: с одной стороны, он заключается в
противопоставлении светлого, солнечного Зигфрида и мрачного Хагена, опутавшего
героя сетью лжи и коварства; с другой стороны, конфликт возникает между
Зигфридом и Брюнгильдой, поверившей в обман и сделавшейся соучастницей
гибели своего супруга. Лишь в самом конце трагедии к Брюнгильде вернулось
ясновидение валькирии — дочери Вотана, и она поняла, что Зигфрид невиновен
в том, что произошло, что сам он пал жертвой злых сил. Такова власть рока.
Вот основные сюжетные линии этой сложной драмы. Хаген — сын Альбериха
— имеет одну цель: вернуть отцу — нибелунгу отнятое у него кольцо и вместе
с кольцом утерянную власть над миром. Альберих требует этого, явившись
Хагену во сне. Но кольцо находится у Зигфрида, из рук которого надо его
вырвать, и Хаген придумывает зловещий план. Он знает, что в поисках подвигов
Зигфрид спешит сюда, в страну Гибихунгов и оставил Брюнгильду на неприступном
утесе, окруженном бушующим морем огня, чтобы никто к ней проникнуть не
мог. Брюнгильда хранит заветное кольцо. Зигфрид должен стать мужем Гутруны,
а Брюнгильда — женой Гунтера, и они со своим кольцом будут в руках Гибихунгов.
Но как же это сделать? — Гутруна с лаской поднесет Зигфриду волшебный
напиток забвения, под влиянием которого он будет одурманен, забудет Брюнгильду
и влюбится в Гутруну. А как доставить сюда Брюнгильду, к которой никто
кроме Зигфрида, проникнуть не может? — И здесь найден выход: с помощью
волшебного шлема Зигфрид примет облик Гунтера, пройдет сквозь пламя к
Брюнгильде и, сняв с ее пальца кольцо, передаст ее настоящему Гунтеру,
который и станет ее мужем. Так обман поможет достигнуть цели.
Этот коварный план осуществляется. Хаген возвещает вассалам предстоящую
свадьбу Гунтера и Брюнгильды. Мрачная и подавленная, она входит в зал
Гибихунгов. Ее ужас возрастает, когда она видит Зигфрида рядом с Гутруной.
Ее светлый герой, ее лучезарный Зигфрид ей изменил! Но у него на пальце
кольцо! Значит, не Гунтер к ней проник и отнял у нее кольцо, а Зигфрид,
принявший вид Гунтера! Он не только изменник, но и обманщик! Горю и отчаянию
Брюнгильды нет предела. Хаген убеждает Брюнгильду и Гунтера, что Зигфрида,
как изменника и лжеца, нужно убить.
Это и происходит, когда зо время охоты Зигфрид рассказывает вассалам,
Гунтеру и Хагену о своих былых подвигах. Но когда он доходит до прохождения
сквозь пламя и пробуждения Брюнгильды, ему память изменяет — еще действует
напиток забвения. Тогда Хаген предлагает ему выпить напиток, который возвращает
ему память. Зигфрид вспоминает скалу Брюнгильды, горячий поцелуй, и...
в это время Хаген вонзает ему в спину копье. Зигфрид умирает с именем
Брюнгильды на устах.
Тело Зигфрида вассалы вносят в зал Гибихунгов. У него на пальце кольцо.
За обладание кольцом между Гунтером и Хагеном вспыхивает ссора, в результате
которой Хаген убивает Гунтера и устремляется к Зигфриду, чтобы взять кольцо.
Но рука мертвого героя угрожающе поднимается, и Хаген в ужасе отступает.
Всеобщее оцепенение.
Торжественно и величаво к телу Зигфрида направляется Брюнгильда. Она снимает
с его пальца кольцо и надевает себе на палец. Верхом на своем коне она
бросается в пылающий костер. Гигантское пламя пожирает ее убитого супруга,
ее самое, а затем и Валгаллу вместе со всеми богами. Широко разливаются
воды Рейна, и на волнах видны три дочери Рейна. Хаген, как безумный, бросается
к ним, чтобы взять кольцо, но сестры увлекают его в глубину вод, где он
и погибает. Одна из них, Флосхильда, с ликующим видом высоко поднимает
обретенное кольцо. Сестры весело с ним играют.
Принято говорить о «Закате богов» как о драме глубоко пессимистической,
как о трагедии роковой обреченности, в которой весь мир рушится, и на
его развалинах новый мир не возникает. Нет ничего, кроме всеобщего уничтожения,
— все во власти рока. Но если в этом взгляде и есть значительная доля
истины, то он страдает односторонностью. Действительно, прекрасные лучезарные
герои, носители лучших идеалов, погибли. Действительно, они, как и сами
боги (кроме Логе, обратившегося в жгучее пламя) во власти рока. Но ведь
остались три дочери Рейна, весело плещущиеся в волнах реки. А главное
— это то, что кольцо вернулось в Рейн и очистилось от проклятия, а мир
освободился от зла. Поэтому в «Закате богов» два итога: трагический итог
в смерти Зигфрида, означающий гибель всего рода Вельзунгов и получивший
обобщенное симфоническое воплощение в гениальнейшем похоронном марше,
и другой итог — торжественно-светлый, мажорный финал, завершающийся героической
темой Зигфрида и разливающимся мощными волнами мотивом искупления, — словно
надежда на возрождение новой жизни.
Такой финал разрушает концепцию о безысходном пессимизме драмы. Чтобы
судить о ее идейной сущности, нужно исходить не только из текста либретто,
но (особенно у Вагнера) из музыки, раскрывающей то, что в либретто не
высказано или высказано не до конца. Если так, то в этой последней части
тетралогии пессимистическое и оптимистическое начала сплетаются в неразрывном
единстве.
В «Закате богов» находит свое дальнейшее продолжение и развитие лейтмотивный
принцип строения музыкальной (в основном симфонической) ткани. Наряду
с многочисленными лейтмотивами, знакомыми нам по предыдущим частям «Кольца»,
появляются новые в связи с новыми действующими лицами и новыми ситуациями.
Претерпевают существенные изменения известные лейтмотивы, что обусловлено
их иным значением. В целом в «Закате богов» насчитывается до ста лейтмотивов.
Согласно вагнеровскому принципу, «Закат богов» состоит из трех действий,
причем первое предваряется большим прологом, за которым следуют две картины,
а третье тоже состоит из двух картин. Все картины связаны друг с другом
оркестровыми интерлюдиями. Таким образом, при трехактной структуре «Закат
богов» содержит больше количество картин по сравнению с ^предшествующими
частями «Кольца». С каждой следующей драмой масштабы возрастают: в «Золоте
Рейна», служащем прологом к тетралогии, одно действие и четыре картины,
в «Валькирии» три действия и три картины, в «Зигфриде» три действия и
четыре картины, в «Закате богов» три действия с прологом и шесть картин.
Пролог состоит из двух контрастных сцен: мрачной сцены норн, происходящей
темной ночью, и жизнерадостной, героически-ликующей сцены Зигфрида и Брюнгильды
сияющим утром. В небольшом оркестровом вступлении сплелись воедино (что
характерно для лейтмотивной техники Вагнера) две темы — тема пробуждения
Брюнгильды из финальной сцены «Зигфрида» и тема (лейтмотив) Рейна, вступающая
у струнных одновременно с первой темой и как бы являющаяся ее продолжением.
Но почему здесь они звучать так мрачно и зловеще, предвещая близящуюся
катастрофу? Основная причина в тональном колорите. Аккордовая последовательность
е moll — С dur в «Зигфриде» уступила место последовательности es moll
— Ces dur в начале «Заката богов». Такая «бемолизация» этой музыки, как
и отсутствие арф, способствует созданию мрачного колорита.
В «Закате богов» три больших рассказа (не считая более кратких упоминаний
об уже известном): сцена трех норн в прологе, рассказ валькирии Валь-трауты
в первом действии и рассказ Зигфрида в третьем. В этой заключительной
драме всей грандиозной эпопеи Вагнеру нужно было таким способом поведать
зрителю-слушателю о том, что произошло в предыдущих драмах. Будучи противником
самостоятельных постановок отдельных частей тетралогии, он вместе с тем
опасался, что его воля не будет исполнена, а значит, публику нужно ввести
в курс событий путем рассказов. Кроме того, в рассказах не только повествуется
о минувших событиях, но в соответствующих местах звучат знакомые лейтмотивы,
что для Вагнера служит средством закрепления их в памяти слушателей. Однако,
как бы ни были велики достоинства музыки, длинные рассказы об уже известном
делают действие статичным (исключением в «Закате богов» является, пожалуй,
рассказ Зигфрида в 3-м действии, драматургически очень активный).
В прологе Вагнер нашел своеобразный способ такого рассказа. Мрачные, одетые
в черное три норны, ткущие золотую нить судьбы, поочередно повествуют
о прошедшем и настоящем: о богах Валгаллы и о мировом ясене, который Вотан
велел срубить на поленья и окружить ими замок богов, пока пламя не охватит
его. Как и в предсказании Эрды в «Золоте Рейна», здесь речь также идет
о конце богов. Естественно, вся эта сцена, где действия еще нет, где только
предчувствуются дальнейшие события, состоит из уже известных лейтмотивов
судьбы, копья Вотана, гибели богов, кольца, огня, Валгаллы и т. д. Вдруг
нить судьбы разрывается, дальнейшее становится темно. Под звуки грозного
лейтмотива проклятия кольца норны опускаются под землю к своей вещей матери,
богине Эрде, чтобы узнать о грядущем.
СОДЕРЖАНИЕ