В.Захаров - Колхозная свадьба

В.Захаров

Свадебные песни

Ноты для хора к произведениям композитора Владимира Захарова

 

 

Музыка В.Захарова - ноты pdf
В.Захаров
Колхозная свадьба
Слова А.Твардовского
Песни и пляски для русского народного хора в сопровождении фортепиано или баяна
"Государственное музыкальное издательство", 1960г.
номер м28436г

содержание:

 

«КОЛХОЗНАЯ СВАДЬБА» В. Г ЗАХАРОВА
 
Цикл песен и плясок «-Колхозная свадьба» был создан композитором В. Г Захаровым в 1940—1941 годах. Первоначальный замысел композитора был более широким и относился еще к 1938 году, когда Захаров предположил написать три сцены на текст поэмы А. Т, Твардовского «Страна Муравия». Этот замысел осуществлен в целом не был. Прежде чем приступить к сочинению музыки на текст Твардовского, Захаров написал песни «Зелеными просторами», «Зять и теща», «Шел со службы пограничник», «И кто его знает» и ряд других. Таким образом между первым замыслом и созданием «Колхозной свадьбы» появилось немало других произведений, в том числе несколько лучших песен Захарова. Только в 1940 году композитор вернулся к поэме Твардовского и сосредоточил внимание на последней из намеченных трех сцен. Это и была «Колхозная свадьба».  

Работа над музыкой «Колхозная свадьба» пошла очень быстро. А. Т. Твардовский написал несколько текстов специально для данной сцены. Композитор работал с большим увлечением; перед ним возникли новые творческие задачи, к решению которых он уже отчасти подошел, создавая свои последние песни. Еще до того, как музыка «Колхозной свадьбы» была написана полностью, хор имени Пятницкого уже готовился к постановке этой композиции силами всех участников коллектива. Захаров заканчивал свое сочинение в процессе репетиционной работы, одновременно руководя музыкальной частью постановки. Певцы разучивали свои партии, а композитор тут же давал указания баянисту о характере сопровождения. Параллельно намечались детали партитуры для оркестра народных инструментов: по эскизам Захарова музыку плясок инструментовал руководитель оркестра В. В. Хватов.
Постановка «Колхозной свадьбы» состоялась в начале 1941 года. В дальнейшем отдельные песни и пляски из цикла входили в концертные программы хора имени Пятницкого, а четыре номера были изданы: песни «Отшумела рожь густая», «Ох, спасибо вам, подружки» (под названием «Страданья»), «Колхозная полька» и «Пляски на колхозной свадьбе». Музыка же всего цикла в целом никогда не публиковалась. Композитор в последние годы жизни начал подготавливать рукописи к изданию, но не успел довести свой труд до конца.

В настоящее время представилось необходимым опубликовать полностью музыку «Колхозной свадьбы». Среди 12 номеров этой композиции многие принадлежат к числу самых характерных произведений Захарова. Между тем, если именно теперь не собрать все рукописи и эскизы, не восстановить по материалам хора имени Пятницкого и при участии исполнителей всю композицию в целом, большой и оригинальный труд композитора с годами уже не поддался бы восстановлению во всех авторских деталях. Основная часть редакционной работы над рукописями, эскизами и иными материалами проведена для данного издания народным артистом РСФСР композитором В. В. Хватовым, «который в течение многих лет руководил оркестром народных инструментов в хоре имени Пятницкого и совместно с Захаровым осуществлял постановку «Колхозной свадьбы» в 1941 году. В подготовке рукописей к печати редактор всецело руководствовался авторскими намерениями, восстанавливая путем сличения ряда эскизов оригинальный замысел Захарова, и лишь в минимальной необходимой степени производил те или иные фактурные уточнения или фиксировал технические указания в нотной записи. Поэтические тексты песен для настоящего издания заново отредактированы автором — поэтом А. Т. Твардовским.

По своей теме и всему своему характеру «Колхозная свадьба» тесно связана с новым бытовым укладом русской колхозной деревни. В то время, когда складывался замысел композитора, это была новая тематика, которая отразилась также в его известных песнях «вдоль деревни» (1934), «Будьте здоровы», «Дороженька» (1936—1937), придав им облик свежих, глубоко современных художественных явлений.
В программах хора имени Пятницкого издавна занимали большое место старинные свадебные песни, входившие в народный свадебный обряд. Звучали они и в постановке «За околицей». Но свадебный обряд, каким он сложился в старом народном быту, целиком отходил в прошлое. Художественные же достоинства русских свадебных песен так велики, что они до сих пор хранятся в памяти народа и входят в программы народных хоров. Создавая музыку «Колхозной свадьбы», Захаров стремился и следовать народной традиции и развивать ее совершенно по-новому. Свадебный обряд превратился по замыслу Твардовского в веселый праздник в колхозной деревне. Все зазвучало на современный лад: и традиционное «величанье» невесты («Березняк густой») и прощанье ее с подружками («Ох, спасибо вам, подружки») и проводы молодых («Солнце за лес закатилося»). Захаров подхватил и углубил замысел поэта и создал музыку «Колхозной свадьбы», народную по стилю, но в то же время светлую, радостную, современную.
В композицию «Колхозной свадьбы» входят песни, частушки и инструментальные номера («Колхозная полька», «Пляски на колхозной свадьбе»). Все они могут быть исполнены и по отдельности в любой концертной программе (в том числе участниками самодеятельности) и как законченный цикл, обладающий внутренней цельностью. По желанию «Колхозная свадьба» может быть инсценирована. В качестве примера осуществленной инсценировки в приложении мы даем описание постановки 1941 года по материалам хора имени Пятницкого. Помимо того постановка танцев описана в книге Т. А. Устиновой «Русские народные танцы», Госкультпросветиздат, М., 1950. Автор книги народная артистка РСФСР Т. А. Устинова руководила постановкой танцев «Колхозной свадьбы» в 1941 году.

Среди произведений Захарова есть шуточная песня «Зять и теща», написанная в 1938 году на народный белорусский текст в обработке Твардовского. По своему замыслу эта песня (опубликована в сборнике: В. Захаров. Избранные песни. Музгиз, М., 1943) также может быть включена в инсценировку «Колхозной свадьбы».

На творческом пути композитора «Колхозная свадьба» была важным и доныне мало освещенным этапом. В этом цикле с большой полнотой выразился характер его дарования, раскрылись разные его стороны в песнях лирических («Отшумела рожь густая»), торжественно-радостных («Стоят столы кленовые»), удалых («Эх, ребята, жить охота»), проникнутых, мягким и терпким юмором («Жених— тракторист»). Здесь представлены в интересном сочетании и различные песенные жанры, и частушки разных видов, и развитые плясовые пьесы блестящего изложения. В ряде песен широко развито традиционное многоголосие русского народного типа; лучшим примером может служить «Песня об урожае». В таких песнях, как «Горько пиво» инструментальные проигрыши вырастают до самостоятельного значения. Наконец, в «Колхозной польке», в «Плясках на колхозной свадьбе» широко проявилось стремление композитора к созданию колоритных инструментальных пьес в народном духе.
Издание «Колхозной свадьбы» позволит пополнить современный репертуар народных хоров и оркестров, в том числе самодеятельных коллективов. Вместе с тем расширится и обогатится наше представление о творческом облике замечательного Советского композитора В. Г Захарова благодаря знакомству исполнителей и слушателей с новой группой его произведений.
Т. Ливанова

Ноты к песням и пляскам Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!