А.Затаевич - Ноты для фортепиано


произведения композитора Александра Затаевича

 

 

Пьесы на народные темы
А.В.Затаевич
Пьесы

для фортепиано
на казахские народные темы
Алматы, 1957г.

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Автором фортепианных пьес на народные казахские темы, включенных в данный сборник, является выдающийся собиратель и исследователь казахской народной музыки народный артист Казахской ССР Александр Викторович Затаевич (1869—1936 гг.)
Более пятнадцати лет своей жизни (с 1920 по 1936 годы) посвятил А. В. Затаевич делу собирания и изучения казахского народного творчества, записав около двух тысяч трехсот произведений, из которых тысяча пятьсот были опубликованы двумя сборниками. «1000 песен киргизского (казахского) народа», (изд. в 1925 г.) и «500 песен и кюйев казахского народа» (изд. в 1931 г.). Третий том, содержащий около семисот пятидесяти казахских песен и кюйев, уйгурских, дунганских и татарских песен, остался в рукописи и хранится в Центральной научной библиотеке АН Казахской ССР. Помимо значительного собрания народных песен и кюйев, эти три сборника содержат ряд научных обобщений по вопросам теории и истории казахской музыки.
Как известно, А.В. Затаевич не ограничивался работой только в области казахской музыки. Так в 1932 году им был опубликован сборник «Песни казахстанских татар»» в 1934 году — сборник «250 киргизских инструментальных пьес к напевов». Большую работу провел Затаевич по записи уйгурских и дунганских песен.

Деятельность А. В. Затаевича в области записи и собирания музыкального творчества казахского народа не была случайной. Она явилась закономерным продолжением той работы, которую проводили в дореволюционное время в Казахстане русские фольклористы, этнографы и другие ученые. Перечень опубликованных работ дореволюционных исследователей о казахской музыке содержит более пятидесяти названий, среди которых следует отметить такие работы» как статья С. Г. Рыбакова «Любовь и женщина по народным песням иноверцев» («Русская музыкальная газета», 1901 г., № 21—22); М. В. Готовицкого «6 характерных киргизских (казахских) песен»; («Записки Туркестанекого императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии», том I, вып. 1); статьи Р. А. Пфенинга «О киргизских (казахских) и сартовских (узбекских) народных песнях» и А. А. Ивановского «Киргизский (казахский») поэт Ногайбай», помещенные в «Этнографическом обозрении» Московского университета за 1889 г., кн. III; А. Е. Алекторова «Киргизская (казахская) песня» («Оренбургский листок», 1900 г., № 17 и 18). Эти работы, как и многие другие, не потеряли своего значения и в паше время, представляя собой серьезный источник при изучении музыкальной культуры казахского народа.
Однако, несмотря на большую ценность этих работ, в которых с большой наблюдательностью описан музыкальный быт некоторых районов Казахстана, эти исследования все же не дают цельной, обобщающей картины многообразного богатства всей самобытной музыкальной культуры казахского народа. Такую работу удалось провести только в благоприятных условиях советской действительности последователю благородных традиций русских прогрессивных фольклористов, талантливому этнографу, композитору и музыкальному деятелю Александру Викторовичу Затаевичу.
По количеству и разнообразию потных записей, а также по обширности круга затронутых исторических и теоретических вопросов труды А. В. Затаевича, представленные в двух изданных н одном рукописном сборнике, по существу представляют собой антологию казахской народной музыки с древних времен до 30-х годов нашего столетия, в которую вошли замечательные образцы народного музыкального творчества всех областей Казахстана.

В записях Затаевича мы находим веками хранившиеся в народной памяти песни и кюйи на эпические темы (песни «Коблаиды», «1000 п.», № 433), на сюжеты из древней историй (песни «Ескэндер» (Александр Македонский), «1000 п.», №224), пьесу, содержание которой относится ко времени монгольского ига (кюй «Аксак-кулан Джучи-хан», «1000 п.» № 583), из периода национально-освободительных войн казахского народа против джунгарских захватчиков (кюй «Жетым кыз Кукаим» (Сиротка Куна-им), рукописный сборник).
Сборники Затаевича содержат прекрасные образцы трудовых, бытовых, обрядовых, лирических песен и песен социального протеста. Особый интерес в сборниках Затаевича представляют записи мелодий первых казахских революционных песен, как например, «Жал тыл ар корганы» (Опора бедняков), «500 п.», № 104), советских молодежных песен — «Умтул алга кош иним» («Молодежь, стремись вперед»— «1000 п.», № 815)—словом, тех песен с новой социальной тематикой, в которой находило свое художественное отражение все, чем стала жить в советское время казахская степь и что, по своей древней традиции, стремился отразить в песнях и кюйях казахский народ.
В работах Затаевича впервые были опубликованы произведения и приведены биографические сведения а характеристики творчества виднейших Деятелей казахского народного искусства — Курмангазы Сагырбаева, Биржана Кожагулова, Мухита Мералиева, Даулеткерея Шигаева, Абая Кунанбаева, Ахана-сере Карамурзина, Майры Шамсудиновой и многих других, творчество которых чрезвычайно популярно и поныне бытует в народе.

В сборниках Затаевича имеются содержательные комментарии к отдельным произведениям, описаны народные инструменты и способы игры на них. В области теоретических обобщений А. В. Затаевич сделал много ценных выводов, основанных на тонких наблюдениях и тщательном анализе обильного материала.
В своих примечаниях Затаевич с большой теплотой и любовью нарисовал образы ряда известных деятелей казахской музыке — Габбаса Айтпаева, Кали Байжанова, Исы Байзакова, Амре Кашаубаева, Майры (Магиры) Шамсудиновой и многих других, исполнительское мастерство которых украшало национальное искусство и содействовало развитию казахской советской музыки.
Собрать и записать столь значительное количество произведений народной музыки А. В. Затаевич смог благодаря тому» что, обладая пытливым умом а терпением, будучи обаятельным и общительным по характеру человеком, он умело находил «ключи» к самым различным по своему культурному уровню; людям, вызывая у них глубокий интерес и уважение к проводимой им работе. Список соучастников его эпического труда содержит фамилии около пятисот лиц, от которых этнограф записывал произведения народной музыки. В этих списках, приложенных к каждому тому его записей, мы встречаем имена (прославленных профессионалов-певцов и музыкантов, писателей, журналистов, инженеров, учителей, студентов, курсантов, воспитанников дет.коммун, рядовых крестьян-скотоводов, рабочих, ямщиков, погонщиков верблюдов, словом, всех, «...кто, — как пишет сам Затаевич,— только мог мне предложить свои исполнения, и кого только, ив лиц музыкальных и сведущих, я умышленно или случайно находил.» («1000 п.», стр. 10). Таким образом в своей собирательной работе А.В. Затаевич соприкасался со всеми общественными слоями казахского народа, что придает его трудам особую ценность.
Труды А. В. Затаевича, которыми он заслужил глубокое уважение и признательность казахского народа, имеют большое культурно-историческое значение. Они впервые с наибольшей полнотой открыли всему культурному миру неисчерпаемые сокровища казахского народного музыкального творчества во всей его красоте, содержательности н самобытности музыкального языка. Самоотверженный труд А. Б. Затаевича, который справедливо охарактеризован академиком Б. В. Асафьевым как эпический, оказывает неоценимое содействие делу развития казахской советской музыки.

Но, отдавая должное монументальной работе А. В. Затаевича, все же следует упомянуть и о некоторых недостатках, имеющихся в его сборниках. Наиболее серьезным недостатком в записях А. В. Затаевича является почти полное отсутствие текстов песен, в результате чего поэтическое творчество казахского народа, составляющее неотъемлемую часть песенной культуры, оказалось не представленным в его трудах. Далее: правдиво описывая стремления казахского народа к учению, просвещению, к науке, А. В. Затаевич в своих примечаниях иногда допускал идеализацию старого быта и неправильно освещал некоторые вопросы истории казахского народа. Эти ошибки А. В. Затаевича были связаны с тем, что ему пришлось работать в условиях, когда большой круг исторических вопросов не был еще разработан с подлинно научных позиций марксистско-ленинской методологии и зачастую освещался в ошибочных аспектах.
Музыкальная культура социалистического Казахстана, являясь законной наследницей всего, 470 было создано в прошлом творческим гением трудовых народных масс, кровно связана с неисчерпаемыми сокровищами народного искусства. В укреплении этой живительной связи, необходимой для развития всех жанров реалистического искусства социалистического реализма, труды А. В. Затаевича имеют исключительно большое значение. Они являются богатейшими источниками, из которых казахстанские композиторы постоянно черпают неиссякаемые богатства народного музыкального языка при создании ими оперных, симфонических, камерных и балетных произведений. Каждый композитор и музыковед с большой пользой для своей работы всегда найдет в сборниках А.В. Затаевича замечательные образцы подлинного народного музыкального творчества и обобщения по вопросам теории и истории казахской музыки.
Мелодические богатства, собранные Затаевичем, вошли во многие произведения казахской музыки, как, например, оперы «Кыз-Жибек», «Ер-Таргын», «Жалбыр» и симфония «Сары Арка» (Степь) Б. Г. Брусиловского; «Казахская симфония» и балет «Камбар и Наэым», В. В. Велика нона; «Абай» Л. А. Хамили и А. К. Жубанова; симфониэтту «Ала-Тау» С. И. Шабельского и Л. М. Шаргородского и т. д.
Казахские песни и кюйи записи Затаевича использовали в своих сочинениях композиторы Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. М. Ипполитов-Иванов, С. Н. Василенко, М. О. Штейнберг, А. Ф. Гедикс, А. В. Мосолов, Н. П. Иванов-Радкевич, В. А. Власов, В. Г. Фере, К.А. Корчмарев, А. А. Егоров, О. С. Чишко и многие другие.

* * *

Являясь активным участником культурного строительства Советского Казахстана, проявляя изумительную энергию в деле собирания, записи и публикации казахского народного музыкального творчества, А. В. Затаевич приложил свей талант и к творческой работе, став, по существу, зачинателем казахской фортепианной (музыки.
Наиболее крупной композиторской работой А. В. Затаевича являются его «Казахские песий в форме миниатюр на народные темы» для фортепиано (издавались в 1925—1930 годах в пяти сериях, которые состояли из семидесяти пяти произведений), а также  опубликованный в 1932 году сборник «Песни Казахстана», содержащий двадцать фортепианных пьес. Из этих изданий, давно ставших библиографической редкостью, для настоящего сборника отобрано сорок два произведения, в которых, на наш взгляд, автор наиболее талантливо и ярко отобразил, с сохранением национального колорита, художественные богатства казахской народной музыки. Включенные в настоящий сборник сорок две пьесы для фортепиано но характеру своих обработок народных мелодий имеют некоторое различие. Такое обстоятельств было, в основном, вызвано тем, что первые пятнадцать пьес из сборника (более скромные по своей гармонизации и не трудные для исполнения) отобраны нами из сборника «Песни Казахстана». Этот сборник был написан А. В. Затаевичем по специальному творческому заданию Казсовпрофа для кружков художественной самодеятельности; при этом имелось в виду, что пьесы из этого сборника могли бы быть использованы, как пишет в предисловии автор, «. ..не только для исполнения на фортепиано, но и для переложения на вокальный или инструментальный ансамбли») (см, «Песни Казахстана», М-, 1930, стр. 3). Другие же пьесы (с 16 по 42, написанные па другом художественном и техническом уровне) взяты нами из различных серий «Казахских песен», издание которых ставило своей прямой задачей обогатить репертуар пианистов-концертантов произведениями национальной музыки
Таким образом, различные творческие задачи, стоящие перед композитором, с одной стороны — задание написать обработки, которые были бы доступные любителями музыки и легко аранжировалясь на Другие ансамбля, и, с другой стороны,— стремление написать такие обработки народных мелодий» которые представляли бы собой концертные пьесы для солистов-профессионалов, обусловили и различный творческий подход А В. Затаевича в применении гармоническо полифонических средств и фортепианной техники. Намерения композитора блестяще оправдались. Его пьесы из сборника «Песий Казахстана» прочно вошли в репертуар музыкальной самодеятельности и зачастую исполняются в переложениях для ансамблей народных инструментов, и в то же время пьесы из «Казахских песен», войдя в репертуар пианистов-концертантов, оказали влияние на становление казахской фортепианной музыки К сожалению, небольшой тираж «Песен Казахстана» чрезвычайно ограничил исполнение на концертной эстраде этих замечательных миниатюр Пьесы из серии «Песни Казахстана» — не простая гармонизация мелодий, а художественные транскрипции для рояля. Эти пьесы, имеющие определенное содержание, вытекающее из текста песен, на мелодии которых и написаны эти произведения, представляют собой колоритные музыкальные картинки, написанные в национальном стиле талантливым художником, глубоко познавшим и всей душою полюбившим самобытную музыкальную культуру казахского народа. Каждая пьеса рисует в нашем воображении различные по содержанию музыкально-художественные полотна; то мы видим, как бы сквозь дымку утреннего тумана, далекие очертания степного города Гурьева (пьеса 28), то вырисовывается нежный образ красавицы Сулушаш (пьеса 31), то мы слышим, как плавко несет свои воды река Урал (пьеса 24), то нам слышится тихая песня матери, склонившейся над колыбелью ребенка (пьеса 16), то нам издалека доносится протяжная песня акына, воспевающего необозримую Сари-арка с се бесконечными лугами ковыля и цветов (пьеса 34),то мы чувствуем порыв чем-то взволнованных чувств человека (пьеса 23), то представляем себе скачущего верхом на коне джигита (пьеса 27).
«Казахские песни» Затаевича привлекли внимание многих деятелей музыкального искусства, и их автор получил ряд отзывов, содержание которых свидетельствует о большом интересе к его смелым начинаниям в области создания казахской фортепианной музыки.
Так выдающийся украинский композитор Л. Н. Ревуцкий в письме К Л. В. Затаевичу от 39 мая 1927 года писал: «У меня было желание сделать нечто в этом роде, воспользовавшись народными украинскими мелодиями. Кое-какая работа в этом отношении мною уже проделана. Ваши пьесы играю с огромным удовольствием».

Высоко оценил фортепианные произведения Затаевича академик Б В Асафьев, который писал ему: «Вы делаете хорошее дело. Но сказать, что вы решили в своих переложениях труднейшую задачу: па фортепиано получить такую фактуру, какая воспринималась бы как вся выдержанная из песенного мелоса,— я не могу. Но что вы во многих местах к этой фактуре подходите, особенно там, где на вас оказывают влияние рахманиновские приемы окружения линии напева сочными подголосками,— это я замечаю с колоссальных удовольствием.» (из письма от 3 августа 1929 года). Своими произведениями для фортепиано А.Б. Затаевич впервые прокладывал неизведанные тогда пути развития казахской профессиональной камерной музыке. Как пытливый новатор, А.Б. Затаевич искал и часто находил органически близкие казахскому музыкальному языку полифонические а гармонические сочетания, своеобразную фортепианную фактуру, в которой нашли свое отображение некоторые стилевые особенности казахской народной инструментальной музыки И в этом его большая заслуга перед музыкальной культурой Советского Казахстана.

* * *
В целях более точного понимания художественных намерений автора темповые и нюансовые указания, обозначенные в предыдущем издании на итальянском языке, даны нами на русском языке.
Из представленных в сборнике произведений пьеса «Тепенкок» (42) дана в редакции доцента Алма-Атинской государственной консерватории Е. М. Зингера,
Б.Г. Ерзакович,
заслуженный деятель искусств Казахской ССР

Ноты к пьесам Скачать ноты

 

Пьесы в сборнике
А.Затаевич
Детский альбом

под редакцией Н.Мендыгалиева
"Мектеп", Алма-Ата, 1968г.

содержание:

 

Сарыарка (казахская).
Рай-рай (монгольская).
Шорлама (уйгурская).
Тыньгш ырыата (якутская).
Танец (узбекская).
Танец (калмыкская)
Басага хуше хадамда ыго (бурятская).
Старинная песня (удмуртская).
Альжан (казахская)
Лянтырлян (дунганская).
Малина (татарская)
Чоронге-тын-ся (корейская)
Танец (туркменская)
ДжулдыкаЙ (башкирская).
Садыр палуан (уйгурская)
Турали-шали (кара-калпакская)

Играть на пианино Скачать ноты