В.Желобинский Ноты для фортепиано


произведения композитора Валерия Желобинского

 

 

Ноты к прелюдиям Желобинского
В.Желобинский
24 прелюдии для фортепиано

Соч.20
"Тритон", 1934г.
номер т512

 
 

Краткие сведения

 

ЖЕЛОБИНСКИЙ Валерий Викторович (27.1 1913, Тамбов — 13.VIII 1946, Ленинград) — русский советский композитор, пианист, педагог. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у В. Щербачева. Концертировал как пианист, вел класс композиции в Тамбовском музыкальном училище. Среди его произведений оперы «Камаринский мужик», «Именины», «Мать»; оперетты «Последний бал», «Сирень-черемуха», «Под стеклянным колпаком»; 6 симфоний, симфониетта, поэма для симфонического оркестра; концерты с оркестром—для фортепиано (3), для скрипки, «Романтическая поэма» для скрипки с оркестром; фортепианные пьесы (в том числе соната, этюды, «Двадцать четыре прелюдии», детские пьесы); романсы, песни; музыка для театра и кино.

Альбом советской детской музыки для фортепиано Том 8

 

В ТРУДНЫХ ПОИСКАХ

 


Малый оперный театр в Ленинграде — детище Советской власти. Созданный в 1918 году, он довольно скоро превратился в первоклассный музыкальный коллектив, а главное, стал одним из тех творческих музыкальных центров, где рождалась новая советская опера. И в этом — поистине историческая заслуга ленинградского театра. Избранный им путь был нелегким. Наряду с удачами случались и просчеты. Однако эти напряженные творческие искания во всех случаях вели наше оперное искусство вперед, стали отправной точкой многих выдающихся достижений советской музыкальной культуры.
Целое созвездие талантливых мастеров трудилось в этом по-настоящему творческом коллективе. В качестве примера достаточно назвать имена дирижера С. Самосуда и режиссера В. Мейерхольда. А рядом с ними молодежь — дерзостная, кипучая, стремившаяся к открытию новых возможностей оперного жанра. И особенно важно, что вокруг театра объединилась талантливая группа композиторов, смело обратившаяся к решению сложных сценических проблем, выдвигаемых современными условиями. В этой группе одной из самых колоритных фигур был Валерий Желобинский.

Сейчас его оперы не увидишь в репертуаре наших оперных театров. И об этом можно только пожалеть. Мы часто бываем слишком расточительны по отношению к собственным художественным накоплениям. Но как бы там ни было, с точки зрения исторической произведения Желобинского сыграли немалую роль в становлении советского оперного искусства. К великому сожалению, судьба отпустила талантливому композитору очень короткий срок на творческую жизнь. Он рано начал и кончил рано. Немногим более десяти лет трудился он на ниве любимого искусства, трудился с самозабвенной отдачей и сумел добиться заметных художественных результатов.

Желобинский сразу выбрал тернистый путь оперного композитора. Три оперы, написанные до войны, представляют, в сущности, основные вехи его творческой эволюции. Над своей первой оперой — «Камаринский мужик» — он работал в 1932 году, когда только-только подошла к концу его учеба в Ленинградской консерватории по классу В. В. Щербачева. «Невольно спрашиваешь себя,— отмечал С. А. Самосуд,— как могло случиться, что совсем юный, 20-летний композитор мог поднять такое труднейшее дело, как написание оперы, дав к тому же образец не камерно-лирической, а масштабной, глубоко серьезной, сложной, исторической оперы, и сделать это не в порядке «выполнения заказа», а с волнением непосредственной искренности и страсти. Молодость В. Желобинского, почти ровесника советских лет, оказалась его силой. Она позволила ему найти краски и характеристики в изображении русской старины — часто совершенно неожиданные, свежие, свободные от традиций. И не случайно, что в нашем оперном творчестве, наряду со старыми мастерами, такую исключительную роль играет молодежь».
Действительно, Желобинский выступил здесь как инициативный музыкант, взглянувший на свои задачи непредвзятым взором современного советского художника. «Несмотря на историчность сюжета,— говорил он,— я в процессе работы не пользовался музыкальным этнографическим материалом: музыку всю сочинял, иногда лишь прибегая к русскому песенному ладу. В музыкальном языке «Камаринского» мне хотелось добиться мелодической ясности, четкой фактуры, образности и лаконичности. Оркестру я отводил роль отнюдь не «сопровожденческую» — пассивную, а активную, ведущую».

Конечно, в опере молодого автора, посвященной крестьянскому восстанию Ивана Болотникова, было немало музыкально-драматургических просчетов. Однако показательно и плодотворно было само обращение композитора, а вслед за ним и театра к революционной тематике, стремление выйти за рамки привычных оперных схем. Серьезность задач — вообще характерная черта всего творческого облика Желобинского. Социально-исторический аспект составляет как бы пружину и второго его опыта. В основу оперы «Именины» (1935) легла история любви крепостного певца к помещичьей дочери. Оценивая эту работу композитора и Малого оперного, рецензенты тех лет единодушно подчеркивают, что молодой автор сделал здесь большой шаг вперед в овладении музыкально-театральной спецификой, отмечают сценичность музыки, ее лирическую выразительность.
А вот следующий оперный опус Желобинского вызвал довольно серьезные возражения. И все же, даже если признать справедливость критических упреков, стоит в то же время по достоинству оценить последовательность композитора в овладении революционной темой. Именно ему принадлежит заслуга первого музыкально-драматического воплощения горьковского романа «Мать». И эта попытка, пусть далеко не совершенная, имела принципиальное значение, потому что сам по себе курс, выбранный композитором, лежал в основном фарватере искусства социалистического реализма.
Оперы составляют центральный стержень творчества композитора. Однако в его наследии мы находим и ряд других крупных произведений, среди которых шесть симфоний, три фортепианных и один скрипичный концерты, а также фортепианные пьесы, романсы.
Наконец, Желобинского можно назвать одним из пионеров советской киномузыки. Он, в частности, написал музыку к таким популярным фильмам, как «Партийный билет» и «Горячие денечки». Чрезвычайно органична и созданная им звуковая атмосфера в чеховских лентах — «Маска», «Медведь» и особенно «Свадьба».
В заключение стоит привести написанные несколько лет назад слова композитора Н. Богословского: «Мне кажется, что сочинениями В. Желобинского следовало бы заинтересоваться нашим филармониям, солистам и Всесоюзному радио. А уж ленинградцам, с которыми была связана вся творческая биография автора,— в первую голову».

Календарь В мире музыки 1983г.