Золотая лира - Том 2

РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ

 



Нотный сборник с произведениями русских, советских и зарубежных композиторов

 

 

 

 

Первым среди русских композиторов представлен и данном томе Николай Андреевич РИМСКИИ-КОРСАКОВ (1844-1908), младший но возрасту член «Могучей кучки». Фортепианная музыка не занимает значительного места в творчестве композитора. Он известен прежде всего как непревзойденный знаток оркестра, крупнейший симфонист, автор пятнадцати опер. Вокруг Римского-Корсакова много десятилетий группировалась музыкальная молодежь, видевшая в нем не только великого композитора, но и художника-патриота, являвшего пример беззаветного служения искусству. Большинство мастеров, о которых речь пойдет дальше, — воспитанники школы Римского-Корсакова.
Подобно Глинке Римский-Корсаков тесно соприкасался с миром народной песни, черпая в ней необходимый для творчества материал Кроме того, он глубоко проникся нравственно-философской сущностью русских народных сказок, легенд, былин, в основе которых неиссякаемая вера в торжество добра и света над злом и мраком. Это определило характер его творчества — оптимистического, ясною, красочного, где картины яростно бушующей или умиротворенной природы тесно переплетаются с героико-фантастическими образами и описаниями быта простых людей, заимствованными из народной поэзии.
Публикуемый симфонический эпизод «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (в обработке для фортепиано С. Рахманинова) принадлежит к числу живописнейших музыкальных картин.

 

Прямым продолжателем глинкинских традиций был и Анатолий Константинович ЛЯДОВ (1855—19И), воспринявший от своего учителя Римского-Корсакова любовь к народной песне. Фортепианная музыка, однако, составляет большую по объему и значительную часть творческого наследия Лядова, хорошо известного также своими сказочными оркестровыми картинами «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора».
Пьесы для фортепиано Лядова — очаровательные миниатюры, полные легкости и изящества с оттенком мягкой, добродушной шутки Они технически безупречны, совершенны (ни малейшей перегрузки в фактуре, ни одного звука, который можно было бы счесть лишним или необязательным); музыкальная ткань и большинстве своем прозрачна, норой с преобладанием очень свойственных Лядову «стеклянных» звучностей и высоком регистре. В «Музыкальной табакерке», включенной в издание, тонко переданы изысканной хрустально-серебристой, звенящей звукописью затейливые переборы играющего механизма.

Широко используя жанры танцевальной музыки, Лядов создавал на их основе изящные, топкие но колориту лирические пьесы. Различные эмоциональные состоянии отражают его многочисленные, лаконичные но форме прелюдии.

 

Сергей Иванович ТАНЕЕВ(1856-1915) занимает особое место в истории русской музыкальной культуры как музыкант-философ. В своих произведениях композитор стремился воплотить свойственное ему глубокое мироощущение, в котором значительное место отводилось этическим проблемам. Человек высочайшей культуры и таланта, Танеев стал «мировым учителем» (по выражению Глазунова) и долгие гиды был признанным главой московской композиторской школы.
Утверждая, что «прочно только то, что корнями своими гнездится в народе», Танеев призывал изучать народное творчество и глинкинские традиции Он считал, что вне конкретной исторической эпохи можно лучше выразить извечную человеческую мечту о справедливости и победе добра над злом и потому для своих произведен ни выбирал образы и сюжеты из античных или библейских источников Им созданы оперная трилогия «Орестея» (по Эсхилу), симфонии, кантаты («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»), хоры, увертюры, множество камерно-инструментальных сочинений, а также романсы, многие из которых относятся к лучшим о русской вокальной музыке.
Великолепный пианист, первый исполнитель многих фортепианных произведений Чайковского, Танеев сам мало сочинял для этого инструмента. «Прелюдия и фуга» - единственное крупное его сочинение для фортепиано. Чтобы дать представление о сдержанной, углубленной лирике позднего Танеева, составитель этого сборника К С. Сорокин сделал обработку для фортепиано его романса «Сталактиты» (на слова С. Прюдома).

 

Ученик Танеева по Московской консерватории Сергей Михайлович ЛЯПУНОВ (1859—1924) оставил нам наряду с оркестровыми много фортепианных произведений В начале века они пользовались популярностью, признанием русских и иностранных исполнителей, которые охотно включали эти сочинения в программы своих концертов. Первым, однако, их играл сам композитор. Ляпунов часто выступал и как дирижер.
«Двенадцать этюдов высшего исполнительского мастерства» (посвящены памяти Ф. Листа), 2 концерта, «Рапсодия на украинские темы» (для фортепиано с оркестром), соната и другие фортепианные сочинения Ляпунова большей частью отличаются монументальностью, виртуозным блеском и колоритностью звучания. Это пейзажно-эпические картины или яркокрасочные жанровые сцены. Позднее композитор перешел от виртуозной пышности к более скромной пианистической манере изложения (например в цикле пьес «Святки»). Произведениям позднего Ляпунова свойственны поэтичность, черты созерцательной лирики.

 

Фортепианные сочинения Антона (Антония) Степановича АРЕНСКОГО (1861—1906) давно и прочно вошли п репертуар домашнего музицирования. Они обладают мелодическими достоинствами, разнообразием звуковой палитры и в большинстве легко исполнимы, несмотря на излюбленные композитором широкие пассажи. По стилю его произведения, пожалуй, ближе всего к музыке Чайковского, которому Аренский стремился следовать (его Трио для фортепиано, скрипки и виолончели во многом восходит к Трио «Памяти великого артиста» Чайковского).
Аренский — представитель школы Римского-Корсакова — писал оперы, симфонии, большие камерно-инструментальные ансамбли, где проявил высокий профессионализм. Но более значительный творческий вклад Аренского представляют его романсы, принесшие композитору популярность наряду с фортепианными сочинениями.

 

В творчестве Александра Тихоновича ГРЕЧАНИНОВА (1864—1956) очевидно тяготение к вокальной музыке. Он создал более двухсот романсов на стихи русских поэтов, хоры н множество обработок народных песен — украинских, белорусских, татарских, башкирских, шотландских и других. Из нескольких опер Гречанинова некоторое время пользовалась успехом опера «Добрыня Никитич», поставленная Большим театром в Москве. Другие же его музыкально-сценические произведения, симфонии, камерные ансамбли привлекали внимание недолго. Однако музыка для детей создала композитору широкую известность своей мягкой лирической напевностью, искренностью, высокой простотой мелодики и умелым использованием элементов русской народной песни. Сборники детских песен и фортепианных пьес Гречанинова прочно вошли в педагогическую практику.

 

Александр Константинович ГЛАЗУНОВ (1865—1936) получил профессиональную подготовку у Римского-Корсакова и уже в шестнадцать лет дал основание критикам написать, что является «композитором во всеоружии таланта и знания». Его Первая симфония побудила М. П. Беляева (богатого лесопромышленника) заняться пропагандой русской музыки, организовать (на свои средства) Русские симфонические концерты и основать музыкальное издательство.
В ранних оркестровых сочинениях Глазунова чувствуется влияние Римского-Корсакова и Бородина. Произведениям зрелого периода свойственны монолитность и своеобразие стиля, который оказал заметное воздействие на многих симфонистов XX века. Композитор всегда стремился к широкому мелодическому дыханию, экспрессии, сочной оркестровке. Автор восьми симфоний, нескольких симфонических поэм и других оркестровых произведений, Глазунов и в балетной музыке («Раймонда». «Барышня-служанка») уделял большое внимание симфоническому развитию тем. Из музыки, созданной для фортепиано, выделяются 2 концерта (с оркестром), 2 сонаты, а также пьесы лирического характера.

 

Владимир Иванович РЕБИКОВ (1866-1920), уроженец Красноярска, музыкальное образование получил в Москве и начал свой творческий путь с подражании Чайковскому. Поиски собственного стиля побудили Ребикова к необычным и смелым экспериментам. Так, в своих музыкально-сценических произведениях (он называл их музыкально-психографическими драмами) композитор отказывался от последовательного развития образов, от мелодической напевности и вокальных партиях, что приводило к некоторой бесформенности сочинений. Какое-то время эти эксперименты воспринимались как сенсация, открытие новых горизонтов и музыкальном искусстве, но довольно быстро забылись. Из десяти опер Ребикова были поставлены две — «В грозу» (по повести Н. Короленко «Лес шумит») и «Елка» (по Ф. Достоевскому и X. Андерсену). Наибольшую ценность и творчестве Ребикова представляют многочисленные фортепианные миниатюры.

 

Василий Сергеевич КАЛИННИКОВ (1866-1900) родился в селе Воины Орловской губернии. Наделенный чутким сердцем и богатой фантазией рано проникся любовью к красоте родной природы, очарованием народных песен и благородными устремлениями героев русских сказок. Приобщаясь к музыкальному искусству, он стремился все что выразить в своих немногочисленных произведениях (композитор рано умер от туберкулеза). Почти псе, что оставил нам Калинников, полно жизнеутверждающей силы, мелодически выразительно и свежо. Сочинял он в основном симфоническую музыку. Для фортепиано написал лишь несколько лирических пьес, из которых наиболее известна «Грустная песенка», публикуемая в этом издании.

 

Звездой первой величины назвал Римский-Корсаков Александра Николаевича СКРЯБИНА (1871-1915). Обучаясь вначале у Г. Э. Конюса и Н. С. Зверева, затем у С. И. Танеева и В. И. Сафонова (фортепиано) и Московской консерваторки, он закончил ее с золотой медалью.
Первые же выступления Скрябина-пианиста, исполнявшего преимущественно свои сочинения, привлекли к нему при стальное внимание. Игра его не отличалась ни силой звука, ни особенным виртуозным блеском, однако поражала необычайным богатством оттенков, филигранной нюансировкой, которая в сочетании с гибким, постоянно меняющимся ритмом приводила к почти неуловимой смене как бы мерцающих звуковых красок, достигавших порой попе гипс воздушной прозрачности. Вместе с тем музыка этих ранних произведений Скрябина была насыщена напряженной, яркий экспрессией.
Стремление композитора запечатлеть в споем творчестве глубокие философские раздумья побудило его обратиться к крупным формам симфонической музыки (Первая симфония, например, состоит нз шести частей). Исключительно сильно воздействуют на слушателя необычайно динамичная устремленность к радости, свету, взволнованность и драматический пафос произведений Скрябина.
Фортепианные сочинения составляют большую часть творческого наследия Скрябина. Особенно охотно он писал мазурки и прелюдии. Для них характерны мелодико-гармоническая изысканность, утонченность, а также эмоциональная сдержанность, поэтическая недосказанность, придающая своеобразную прелесть скрябинским миниатюрам.

 

На мраморной доске у входа в Малый зал Московской консерватории, где золотом начертаны имена ее лучших выпускников, вслед за именем Скрябина стоит имя Сергея Васильевича РАХМАНИНОВА (1873—1943). Он тоже учился у Н. С. Зверева, потом у С. И. Танеева, заявив о себе вначале как оперный композитор («Алеко» — дипломная работа). В дальнейшем обращался к разным жанрам, одинаково хорошо владея красками оркестра и фортепиано (любимого инструмента). Феноменально одаренный, поражавший исключительным слухом и музыкальной памятью, Рахманинов сумел обрести с первых же шагов собственный композиторский почерк, свой, настолько выразительный и самобытный стиль, что даже по небольшому отрывку обычно легко можно узнать его музыку, в которой слышится сокровенно близкое, дорогое русскому сердцу.
Велики заслуги Рахманинова как оперного и симфонического дирижера, но особенно значителен сто вклад в области фортепианной музыки. Он один из крупнейших мастеров русской пианистической школы, завоевавшей мировое признание в середине XIX пека. Исполнительские возможности Рахманинова, казалось, не знали границ. Умение придать фразе подчеркнуто выразительную декламацию, создать красивый, округлый, певучий звук, преодолевая ударную природу инструмента, резко выделяли его даже среди крупнейших пианистов.
Фортепианные сочинения композитора, как правило, отличаются блеском, размахом и монументальностью. Таковы 4 концерта, «Рапсодия на тему Паганини», «Вариации на тему Шопена» и «Вариации на тему Кореллн», сонаты. Помимо произведений крупных форм у Рахманинова много небольших фортепианных пьес (преимущественно объединенных в циклы) — этюдов-картин, музыкальных моментов, прелюдий.

 

Говоря о крупнейших мастерах русской фортепианной музыки XX века, после Скрябина и Рахманинова следует назвать Николая Карловича МЕТНЕРА (1879—1951) — композитора, пианиста и педагога (профессора Московской консерватории). Он много концертировал на родине и за рубежом, пользуясь широким признанием. В своих трех концертах для фортепиано с оркестром композитор близок к монументальному пианизму Рахманинова, хотя в них (как и вообще в творчестве Метнера) сдержаннее романтическая взволнованность, острота лирических переживаний.
Для фортепиано Метнером более всего создано сонат (16) и сказок. Его сонаты очень различны по форме и по характеру музыки. Сами названия в известной мере предопределяют круг образов и настроений — от «Сонаты-элегии» или «Сонаты-воспоминания» до «Грозовой сонаты». Сказки (10 циклов) в жанровом отношении напоминают прелюдии. Эти пьесы сравнительно невелики, проникнуты мягкой, задумчивой грустью, порой оттеняемой то эпическими, то драматическими красками. Метнер написал много других, преимущественно небольших фортепианных пьес, объединенных в циклы.

 

Игорь Федорович СТРАВИНСКИЙ (1882—1971) начал свой сложный и противоречивый путь как последователь Глазунова и Римского-Корсакова, у которого учился. Приемами глазуновского симфонизма изобилует его Первая симфония; смелые гармонии последних опер Римского-Корсакова («Кащей Бессмертный» и «Золотой петушок») предопределили гармонический язык знаменитых балетов Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» и ряда других музыкально-сценических произведений «русского периода». С середины двадцатых годов композитор неустанно экспериментирует, переходит от одной манеры письма к другой, обращается то к текстам японских поэтов, то к античным сюжетам (опера-оратория «Царь Эдип», балет «Орфей»). В его сочинениях появляются порой приемы джазовой музыки для звучания католических религиозных песнопений; усложненные композиции чередуются с аскетически-упрощенными.
В произведениях Стравинского отражены самые различные направления — импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, конструктивизм, додекафония и др. Композитор был одним из крупнейших представителей модернизма в музыке, активно способствовавших развитию н разностороннему применению новых средств выразительности почти во всех жанрах музыкального искусства.

 

Творческое наследие Алексея Владимировича СТАНЧИНСКОГО (1888—1914) включает фортепианные сонаты, эскизы, каноны, фуги, а также Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, цикл шотландских песен для голоса и фортепиано.
Гениально одаренный композитор и пианист, любимый ученик Танеева, Станчинский быстро овладел техникой полифонического письма и вошел в историю отечественной музыки прежде всего как блестящий мастер контрапункта. Его сочинения отмечены яркой самобытностью, изобилуют новыми, подчас очень сложными приемами многоголосного изложения, что иногда затрудняет исполнение самой музыки, красота и эмоциональное богатство которой раскрываются в полной мере после овладения необходимыми техническими приемами игры.
«Двенадцать эскизов для фортепиано» (один из них представлен в сборнике) созданы композитором в юности. Изданные по рекомендации Танеева, они сразу же привлекли внимание музыкантов, в частности Мясковского и Прокофьева, написавшего об этом цикле свою первую критическую статью.

 

Александр Николаевич ЧЕРЕПНИН (1899—1977) родился н воспитывался в Петербурге. Отец его, Н. Н. Черепнин, был профессором Петербургской консерватории, известным композитором и дирижером (под его управлением в 1909— 1914 годах ставились оперные спектакля «Русских сезонов» в Париже).
Творчество А. Черепнина отличается жанровым разнообразием. Ему принадлежат 3 оперы, 5 симфоний, 6 концертов для фортепиано с оркестром, камерно-инструментальные, фортепианные и вокальные произведения. Уехав с отцом в 1921 году из России и обосновавшись о Париже, композитор, хотя и испытал некоторые западные влияния (например французского импрессионизма), все же по многом сохранил в своих сочинениях русское начало.