Золотая лира - Том 2

СОВЕТСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ

 



Нотный сборник с произведениями русских, советских и зарубежных композиторов

 

 

 

 

Советская музыкальная культура богата, сложна и многообразна. Она создавалась на базе творческого восприятия классических традиций отечественного и зарубежного искусства. Народность, национальное своеобразие, идейная направленность являются ее основой. Жизнь народов необъятной Страны Советов, их устремленность к лучшему будущему, светлые идеалы, благородные порывы и великие свершения — все это отражает советская музыка, непрерывно обогащаясь в плодотворном взаимодействии самых различных культур многонационального государства. Там, где еще сравнительно недавно ничего не знали о профессиональном музыкальном искусстве, оно зародилось и бурно развивается. Художественно-эстетическая, воспитательная роль музыки значительно возросла, когда это высокое искусство благодаря Великой Октябрьской социалистической революции сделалось достоянием самых широких масс.
Советские композиторы, создавая свои произведения, стремятся, чтобы они воплощали чаяния народа, были понятны и любимы. Отсюда одна из отличительных черт советской музыки — ее массовость. Именно поэтому композиторы, успешно работающие в различных жанрах, нередко представлены в сборнике своими популярными песнями (в фортепианной транскрипции).
Глубокое жизненное начало революционной народной песни предоктябрьских дней, солдатской песни периода гражданской войны нашло развитие в советской песне, чутко отражающей чувства и помыслы строителей нового общества. Многие другие виды и формы музыкального творчества (прежде всего опера) испытывают ее воздействие. Это проникновение интонаций массовой песни в произведения более сложных жанров свидетельствует о продолжении и развитии одной из самых прочных традиций классической музыки, всегда опиравшейся на народную песню. Демократизм, воспевание жизни, красоты, прославление борьбы и побед сил гуманизма открыли нашей песне доступ к сердцам людей труда.

 

Творчество Балиса Доменико ДВАРИОНАСА (1904— 1972) тесно связано с народной песней. Композитором положено начало созданию в Литве крупных симфонических произведений; с успехом он работал и в других жанрах. Много сил отдал педагогической работе в Вильнюсской консерватории; организовал симфонический оркестр в Вильнюсе (был одним из первых дирижеров республики). Дварионас автор Государственного гимна Литовской ССР.

 

Музыка Андрея Мелитоновича БАЛАНЧИВАДЗЕ (р. 1906), жизнеутверждающая, поэтичная, романтически приподнятая, словно напоена соками народного музыкального творчества Грузни. Он создал первый советский грузинский балет — «Сердце гор», несколько крупных симфонических произведений (среди них 4 концерта для фортепиано с оркестром), камерные сочинения, музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам. Следуя примеру своего учителя М. М. Ипполитова-Иванова и заветам отца (крупнейшего музыкально-общественного деятеля Грузии), Баланчивадзе неизменно находится в первых рядах созидателей культуры республики; долгие годы преподает в Тбилисской консерватории и возглавляет Союз композиторов Грузинской ССР.

 

Картины природы родной Латвии — основная тема творчества Яниса Андреевича ИВАНОВА (р. 1906). Крупный симфонист корсаковской школы (ученик Я. Витола), он написал многочисленные симфонии (в том числе программные), симфонические картины, поэмы, а также камерные к фортепианные произведения. Музыка композитора лирична, распевна, с характерными чертами латышского музыкального фольклора.

 

Классиком советского песенного творчества называют Василия Павловича СОЛОВЬЕВА-СЕДОГО (1907—1979). Известность пришла к нему в годы Великой Отечественной войны, когда повсеместно зазвучали его песни «Вечер на рейде», «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Давно мы дома не были». Задушевные, очень искренние, они напоминали бойцам о тепле домашнего очага, о родной природе, любви, расставаниях, встречах, звали на защиту Родины. И неудивительно, что до сих пор ветераны войны, встречаясь, часто вспоминают эти песни как самое дорогое и близкое. Немало прекрасных песен создано Соловьевым-Седым н послевоенные годы, в том числе знаменитые «Подмосковные вечера». Герой песен Соловьева-Седого — добрый, отзывчивый, смелый и смекалистый парень с широким русским характером. Яркое песенное начало отличает и музыку оперетт композитора, и его балета «Тарас Бульба».

 

Николай Петрович РАКОВ (р. 1908), ученик Р. М. Глиэра, немало внимания в своем творчестве уделяет симфонической музыке (выступает и как дирижер), а также инструментальной миниатюре. Им создан обширный педагогический репертуар для музыкальных школ и училищ. Это произведения для фортепиано, для народных инструментов и различных ансамблей. Композитор предпочитает акварельные тона, лирические, мечтательные настроения. В его музыке широко использованы интонации русской народной пессенности, иногда фольклора других народов, тонко выписаны детали фактуры.

 

Творческая и общественная деятельность Вано Ильича МУРАДЕЛИ (1908—1970), тесно связанная с проблемами современности, была проникнута высокой гражданственностью. Он начал свой путь как актер и композитор одного из драматических театров Грузии. Быстро овладев тайнами композиторского мастерства, создавал преимущественно произведения крупных форм — музыкально-сценические, симфонические и вокально-симфонические. Музыку Мурадели отличает мелодичность, широта, плакатность. Оперы композитора «Великая дружба» и «Октябрь» посвящены революционным событиям. Современная тема нашла отражение н его опереттах, а также песнях, многие из которых, наделенные острой публицистичностью, неизменно вызывают отклик в самых широких массах.

 

Патриотизм, высокая гражданственность — неотъемлемые черты творчества Эугена Артуровича КАППА (р. 1908). От отца (одного из основоположников музыкального профессионального искусства в Эстонии, ученика Римского-Корсакова) он получил знания по теории композиции, и в своих ранних сочинениях во многом следовал ему и Скрябину. В дальнейшем выработал спой стиль, основанный па своеобразном сочетании новых средств выразительности с интонационно-ритмическими элементами эстонского музыкального фольклора. Э. Капп автор первых эстонских советских музыкально-сценических произведений — оперы «Огни мщения», балета «Калевипоэг» (по мотивам национального эпоса), детской оперы «Зимняя сказка». Многое сделал он как педагог, будучи профессором, а также директором (1952—1965) Таллинской консерватории. Долгие годы Э. Капп возглавлял Союз композиторов Эстонии (1944—1966)

 

Маргер Оттович ЗАРИНЬ (ЗАРИНЬШ) (р. 1910), ученик Я. Витола, отдает предпочтение вокально-симфонической музыке. Многочисленные, очень оригинальные хоровые обработки танцевальных и обрядовых латышских песен позволили композитору получить основательные знания о возможностях человеческого голоса. Это неизменно чувствуется в операх, ораториях, кантатах, хорах и романсах Зариня. В его обширном творчестве инструментальная музыка занимает менее значительное место; в основном это концерты (для фортепиано с оркестром, для органа с камерным оркестром и др.).

 

Зарождение и развитие профессионального музыкального искусства Татарской АССР тесно связано с именем Назиба Гаязовича ЖИГАНОВА (р. 1911), ныне ректора Казанской консерватории (преподает со времени ее основания — 1945). Его дипломной работой — оперой «Качкын» («Беглец») — в 1939 году открылся Татарский театр оперы и балета, в репертуаре которого теперь почетное место занимают многие произведения композитора. Наибольшей популярностью пользуется опера «Алтынчач» («Золотоволосая») на историко-легендарный сюжет и опера-поэма «Джалиль». Помимо опер Жигановым написаны балеты, симфонии, камерно-инструментальные, фортепианные, вокальные сочинения. Его музыка национальна, динамична, язык современен; автор обращается к слушателю с позиций высокой гражданственности. В течение ряда лет Жиганов возглавлял Союз композиторов Татарской АССР.

 

Тихон Николаевич ХРЕННИКОВ (р. 1913), возглавляющий с 1948 года Союз композиторов СССР, несмотря на широкий размах музыкально-общественной деятельности, неустанно работает над новыми сочинениями и нередко выступает у нас в стране и за рубежом как исполнитель своих фортепианных произведений. Уже в консерваторские годы его Концерт для фортепиано с оркестром и Первая симфония дали представление о темпераменте и масштабе дарования композитора. Хренникову принадлежат оперы «В бурю», «Безродный зять» («Фрол Скобеев»), «Мать», балеты «Любовью за любовь», «Гусарская баллада», оперетты «Сто чертей и одна девушка», «Белая ночь», песни, романсы, музыка к драматическим спектаклям, таким, как «Много шума из ничего», «Без вины виноватые», «Дон-Кихот», «Давным-давно», к кинофильмам «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Поезд идет на восток», «Верные друзья» и др.
Песенное начало играет огромную роль в творчестве Хренникова. Мелодии его эмоциональны, размашисты, легко запоминаются. Им свойственны часто импульсивность молодости, бодрость, радость. В музыке композитора нередки колоритные жанровые зарисовки, основанные как на подлинных народных песнях, так и на его собственных в народном духе.

 

Аркадий Ильич ОСТРОВСКИЙ (1914—1967), прежде чем начать сочинять, инструментовал много песен для джаза Л. Утесова, где некоторое время работал. Это позволило приобрести знания и навыки, которые помогли ему в создании замечательных песен на основе своеобразного синтеза распевности русских песен, речитативности французских и открытой эмоциональности неаполитанских. Светлый, жизнеутверждающий характер музыки композитора роднит ее с музыкой И. Дунаевского. Островскому принадлежат популярные, любимые детворой песни «Спят усталые игрушки» и «Пусть всегда будет солнце!», песня-манифест «Голос земли» и многие другие.

 

Вокальная музыка, опирающаяся на классическую поэзию (Пушкин, Есенин, Блок, Маяковский), красной нитью проходит через все творчество Георгия Васильевича СВИРИДОВА (р. 1915). Используя опыт и традиции русских композиторов-классиков, он органично сочетает элементы вокальной музыки прошлого и современных массовых песен. Главная тема сочинений Свиридова — Родина, ее исторические судьбы, а также роль поэта как проповедника и трибуна в жизни народа Хорошо известны оркестровые произведения композитора — «Маленький триптих», где оркестр трактуется как хор инструментов, сюита «Время, вперед!», музыка к повести Пушкина «Метель»; из фортепианных сочинений — «Альбом пьес для детей».

 

Яркая творческая индивидуальность одного из интереснейших композиторов нашего времени Кара Абульфаз-оглы КАРАЕВА (р. 1918) уже давно привлекает внимание к его произведениям. Балеты «Семь красавиц» (по мотивам поэмы Низами) и «Тропою грома» обошли сцены многих театров мира. Симфонические и камерные сочинения, глубокие по содержанию и эмоционально яркие, постоянно звучат в лучших концертных залах. В сложной по стилю и красочной музыке Караева, воспевающей гуманизм, борьбу за прекрасное, светлое, неразрывно связаны эпический размах, трагедийность, проникновенная лирика. Основатель самобытной азербайджанской композиторской школы, Кара Караев в своем новаторском творчестве активно развивает лучшие традиции мирового и национального музыкального искусства.

 

Гаянэ Мовсесовна ЧЕБОТАРЯН (р. 1918) преимущественно работает над различными формами многоголосной музыки. Профессор Ереванской консерватории, автор ряда научных трудов (в их числе «Полифония в творчестве А. Хачатуряна»), Чеботарян и свое творчество подчинила интересующей се теме. В обработках армянских народных песен (для голоса и фортепиано или для хора) и кантатах («Армения», «Родина») композитор проявляет мастерство полифонического письма. Этим отмечены и фортепианные сочинения Чеботарян (сонаты, прелюдии, «Полифонический альбом» и др.), а также Трио для фортепиано, скрипки и виолончели.

 

Алексей Георгиевич СТЫРЧА (1919—1974) внес большой вклад в развитие национального музыкального искусства Молдавии. Все в его творчестве (от обработок народных песен до сочинений крупных форм) свидетельствует о всестороннем и глубоком знании им молдавского музыкального фольклора. Много сделано композитором в области хоровой музыки и сольной песни. На сцене республиканского театра уже давно с успехом ставится его опера «Героическая баллада». Талантливый певец (Стырча руководил классом сольного и камерного пения в Институте искусств), он нередко выступал с исполнением своих песен и произведений других авторов, а также вокальной лирики нз русской и западноевропейской классики (записанное входит в основной фонд Молдавского радио).

 

Карэн Суренович ХАЧАТУРЯН (р. 1920) пришел в музыку по без влияния дяди, А. И. Хачатуряна, и тесно связанных с театром родителей. Закончив после войны Московскую консерваторию, он дебютировал Сонатой для скрипки и фортепиано (удостоен за это сочинение золотой медали на конкурсе композиторов в Праге в дни I Всемирного фестиваля молодежи и студентов). Затем были написаны хоры, кантаты, посвященные молодежи, комсомолу; в пятидесятые годы—музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам, оперетта «Простая девушка». С новой силой проявившийся интерес к камерной музыке привел к созданию Сонаты для виолончели и фортепиано, струнного квартета, пьес. Все это говорило о непрерывном творческом росте композитора. Его тяготение к крупной форме воплотилось в симфониях, а также в оратории «Миг истории» (для чтеца, хора и оркестра) — ценном вкладе в советскую лениниану. На сценах многих театров у нас и за рубежом ставится его балет «Чиполлино», созданный на основе музыки ранее вышедшего одноименного мультфильма (по мотивам сказки Джанни Родари). Мелодическое богатство, мастерство, опора на классические традиции и умелое применение новых выразительных средств принесли произведениям К. Хачатуряна известность.

 

Арно Арутюнович БАБАДЖАНЯН (р. 1921) получил композиторское образование в Ереванской консерватории, как пианист—в Московской (класс К. Н. Игумнова). Его творческий облик формировался под благотворным влиянием музыки С. В. Рахманинова и А. И. Хачатуряна. Яркая образность, романтическая приподнятость в глубоко самобытных сочинениях композитора выражены своеобразным современным музыкальным языком. Завоевав симпатии слушателей своими фортепианными произведениями, скрипичным и виолончельным концертами, Бабаджанян прославился как автор замечательных песен.

 

Песня и оперетта занимают основное место в творчестве Оскара Борисовича ФЕЛЬЦМАНА (р 1921). После окончания Одесской музыкальной школы имени П. С. Столярского он завершил образование у В. Я. Шебалина в Московской консерватории. В послевоенные годы появились оперетты Фельцмана «Суворочка», «Воздушный замок», «Шумит Средиземное море», «Прекрасная мельничиха» и др. Одновременно композитор создавал музыку для цирка, к драматическим спектаклям, кинофильмам. Из других жанров известны его скрипичный концерт, пятичастное вокально-симфоническое произведение «Красная площадь». В последнее время Фельцман увлеченно работает над песнями. Лирические, наделенные теплотой, оптимизмом, поспевающие трудовые будни простых людей («БАМ»), героизм космонавтов («Четырнадцать минут до старта»), они находят живой отклик в широких кругах слушателей.

 

Творчество Фикрета Мешади Джамиль-оглы АМИРОВА (р. 1922) неразрывно связано с азербайджанской народной музыкой. Сын народного музыканта-певца, он с детства хорошо узнал и полюбил творчество родного народа. Музыка композитора пронизана характерными интонациями народного мелоса, в частности первая национальная лирико-психологическая опера «Севиль», повествующая о раскрепощении женщины-азербайджанки. Симфонические мугамы Амнрова являются интереснейшим опытом симфонизации старых традиционных инструментальных форм (мугам — один из основных жанров азербайджанской народной музыки, близкий к сюите или рапсодии). Мелодическим своеобразием и колоритностью отмечены его концерты, пьесы для фортепиано, недавно завершенный балет «Тысяча и одна ночь» по мотивам известного произведения.

 

Мастером театральной музыки называют Эдуарда Савельевича КОЛМАНОВСКОГО (р. 1923). Начиная с «Двенадцатой ночи» В. Шекспира (МХАТ, 1955), много поставлено спектаклей с его музыкой в различных театрах («Голый король» Е. Шварца, «Том Кенти» С. Михалкова, «Сталевары» Г. Бокарева и др.); не сходит со сцены Московского детского музыкального театра его «Белоснежка». Композитор известен и как автор популярных песен. Патриотизм, гражданственность, воплощенные в напевных и вместе с тем чеканных мелодиях песен Колмановского, обусловили многим из них долгую жизнь.

 

Музыка Отара Васильевича ТАКТАКИШВИЛИ (р. 1924) питается соками грузинского народного творчества. Он интенсивно работает о основном над произведениями крупных форм. Симфонии, симфонические поэмы («Мцыри», «Самгори»), концерты, кантаты, оратории («По следам Руставели», «Инколоз Бараташвили»), оперы («Миидня», «Три новеллы», «Похищение луны»), музыка к спектаклям и кинофильмам -вот примерный их перечень, свидетельствующий о творческой целеустремленности композитора. Наряду с этим и немногочисленных инструментальных пьесах (на материале народных песен) композитор проявил себя как мастер миниатюры. Тактакишвили видный деятель современной грузинской музыкальной культуры; автор Государственного гимна Грузинской ССР.

 

Начало творческой деятельности Игоря Наумовича ШАМО (р. 1925) относится к пятидесятым годам. Он пробует силы в разных жанрах в поисках своего пути в музыке. Если первые симфонические произведения композитора (сюита «Андриеш», «Молдавская рапсодия») близки к программным симфоническим картинам Римского-Корсакова, то в последующих оркестровых н фортепианных сочинениях («Двенадцать прелюдий» и др.), используя новые выразительные средства, автор стремится обрести индивидуальность.

 

Андрей Яковлевич ЭШПАЙ (р. 1925) вырос в семье композитора. Его отец был одним нз основоположников профессионального музыкального искусства Марийской АС.С.Р, знатоком и собирателем фольклора. В Московской консерватории Эшпай учился композиции у И.Я. Мясковского, Е. К. Голубева и А. И. Хачатуряна; пианистическую подготовку получил у В. В. Софроницкого. Эшпай автор многих симфонических и камерных произвел ей ни; с успехом ставится его оперетта «Нет меня счастливей» и балет «Ангара». Связь с народным искусством, красочность, сочетание лирических высказываний с. волевыми порывами, тяготение к сложным ритмам и необычным сопоставлениям тембров таковы основные черты музыки композитора. Эшпай уделяет большое внимание массовым жанрам. Им написано много песен и музыки к кинофильмам («Ночной патруль», «Адъютант его превосходительства», «Майор Вихрь», «Директор», «Кремлевские куранты», «Малыш и Карлсон» н др.)

 

Богато и разнообразно творчество Александра Николаевича ХОЛМИНОВА (р. 1925). Начинал он спой путь создавая (по просьбе основателя оркестра народных инструментов И. Осипова) пьесы для баяна, балалайки, домры и делая переложения для оркестра народных инструментов своих сочинений и иных авторов. Им написано Я опер па сюжеты из русской классики и современности («Анна Спешна», «Оптимистическая трагедия», «Чапаев»; одноактные «Коляска», «Шинель», «Свадьба», «Двенадцатая серия»; моноопера «Песня о купце Калашникове»), кантаты («Песня о Ленине», «Ради жизни на земле»), баллады, песни, произведений для фортепиано и других инструментов. Музыка композитора отличается распевностью русской народной песни, мелодической изобретательностью, ярким колоритом.

 

Борис Александрович ЧАЙКОВСКИЙ (р 1925) пишет в основном симфонические и камерно-инструментальные произведения, в которых подчас резко и неожиданно чередуются гротеск и философские размышления, задумчивая лирика; отдельные эпизоды выделяются импульсивным, моторным движением. Много выразительной, запоминающейся музыки создано им к кинофильмам («Женитьба Бальзаминова», «Сережа», «Убийство на улице Данте» и др.). Б. Чайковский часто выступает как пианист, исполняя свои произведения.

 

Калый МОЛДОБАСАНОВ (р. 1929) двенадцатилетним мальчиком активно приобщился к музыкальной культуре своего народа, выступая как артист оркестра народных инструментов Киргизской филармонии. Окончив дирижерский факультет Московской консерватории, он стал работать в Киргизском театре оперы и балета. Естественно появилось желание испытать себя в творчестве. Первым был создан комический балет «Куйручук» (совместно с Г. Окуневым), затем кантаты, прославляющие советский Киргнзстан, балет-оратория «Материнское поле» (по Ч. Айтматову), сборник «Двадцать четыре детские пьесы для фортепиано», пьесы для отдельных инструментов (скрипки, виолончели, гобоя, тромбона, трубы) в сопровождении фортепиано, сочинения для оркестра народных инструментов.

 

У песен Александры Николаевны ПАХМУТОВОЙ (р. 1929) много поклонников. Ее имя присвоено одному из недавно открытых небесных тел (астероиду). Ученица В. Я. Шебалина (представителя школы Н. Я- Мясковского), Пахмутова свободно владеет оркестром. Ею созданы концерт, «Русская сюита», увертюры для симфонического оркестра и др. Плодотворно, интересно работает Пахмутова над песнями, непрестанно обновляя тематику и круг образов, чутко реагируя на живое дыхание современности, героические свершения наших дней. Трудно представить какое-либо знаменательное событие в жизни страны без песен Пахмутовой, лучшие из которых отмечены искренностью эмоционального выражения, своеобразием и рельефностью мелодического рисунка.

 

Эйно Мартинович ТАМБЕРГ (р. 1930) с увлечением работает над произведениями крупных форм. Ученик Э. А. Каппа, он постоянно обращается в споем творчестве к интонациям эстонского музыкального фольклора и легко оперирует современными выразительными средствами (дипломной работой была оратория «За свободу народа»). Появление «Кончерто гроссо» знаменовало композиторскую зрелость Тамберга (удостоен за него золотой медали на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве). Впоследствии, расширив жанровые рамки, композитор стал создавать сочинения не только дли симфонического оркестра (концерт, «Симфонические танцы»), но и для фортепиано («Детский альбом»), для голоса (романсы на стихи Ш. Петефи) и хора. Однако особым успехом пользуются его сценические произведения (оперы «Железный дом», «Сирано де Бержерак», балеты «Мальчик и бабочка», «Балет-симфония» и др.).

 

Многогранно творчество Андрея Павловича ПЕТРОВА (р. 1930). Композитор обращается к историческому прошлому родной страны (опера «Петр Первый») и современности (балет «Берег надежды»), к легендарной тематике (балет «Сотворение мира») и драматическому сюжету (балет «Станционный смотритель» по повести Пушкина). Эти произведения ставятся на сцене наших лучших театров; оркестровая и вокальная музыка Петрова часто звучит в концертных залах. Хорошо известны и любимы его киномузыка («Человек-амфибия», «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Белый Бим, черное ухо», «Служебный роман» и др.), сочинения для эстрадных оркестров и песни. Гармоническое восприятие и отражение действительности в ее многообразии, стремление быть на переднем крае современной жизни, оптимизм, неустанные поиски новых средств выразительности присущи творческому облику композитора.

 

Воспитанник Бакинской консерватории Мурад Магомедович КАЖЛАЕВ (р. 1931) свою творческую деятельность связал с Дагестаном. Он автор первого национального балета «Горянка» (но мотивам поэм Р. Гамзатова), нескольких концертных пьес для симфонического оркестра («Картины Дагестана», «Концертная лезгинка» и др.) и для отдельных инструментов с оркестром, вокальных и фортепианных сочинений (циклы вариаций, прелюдии, миниатюры). Значительное место в творчестве Кажлаева занимает джазовая музыка (танцевальные циклы, «Африканский концерт» и др.).

 

Родион Константинович ЩЕДРИН (р. 1932) создает произведения в самых разных жанрах. Среди них оперы («Не только любовь», «Мертвые души»), балеты («Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка»), оркестровая музыка — симфонии, концерты («Озорные частушки», «Звоны»), увертюры, сюиты из оперной и балетной музыки (» том числе «Кармен-сюита»), 3 концерта для фортепиано с оркестром, небольшие фортепианные пьесы и этюды. Фортепианные сочинения композитора нередко звучат в авторском исполнении. Большое внимание Щедрин уделяет вокальным жанрам — от песни до оратории, кантаты, что свидетельствует о широте творческих устремлений композитора. Умение тонко передать специфику русской народной речи и изобретательность в применении современных средств выразительности с особой силой проявились в опере «Мертвые души» (по Гоголю), где народное начало, песенность играют важнейшую роль.

 

Игорь Михайлович ЛУЧЕНОК (р. 1938) пишет преимущественно песни, воспевая светлые порывы юности, поэзию труда, созидания. Особое место в творчестве композитора занимают песни, посвященные героическому подвигу советских людей в годы Великой Отечественной войны Высокому уровню исполнения песен Лучеика, отмеченных интонациями белорусского музыкального фольклора, способствует его содружество с популярнейшим вокально-инструментальным ансамблем Белоруссии «Песняры». Лученок возглавляет Союз композиторов БССР.

 

В творчестве Валерия Александровича ГАВРИЛИНА (р. 1939) особое место занимают вокальные циклы на слова Г. Гейне, М. Цветаевой, С. Есенина, на русские народные тексты. Им созданы также 3 оперы, оратории («Скоморошьи игрища», «Солдатские письма»), сборники фортепианных пьес и др. Для большей интонационно-речевой выразительности, выделения остродраматических ситуаций композитор нередко сочетает распевные мелодии (современные или архаического характера) и речитатив.