Золотая лира - Том 2

ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ

 



Нотный сборник с произведениями русских, советских и зарубежных композиторов

 

 

 

 


Второй том «Золотой лиры», кик и первый, содержит фортепианные пьесы в пределах средней трудности. Они расположены но разделам в хронологическом порядке (с середины XIX века до наших дней) для лучшей ориентации и сложном процессе развитии мировой музыкальной культуры.
Публикуемый материал богат и разнообразен. Так, в разделе зарубежной музыки представлены композиторы не только Европы, но и западного полушарии. Достаточно полно проиллюстрирована многогранна» советская музыкальна» культура. Пьесы, вошедшие и падание, позволяют ознакомиться с наиболее яркими и характерными чертами дальнейшего развитии различных композиторских школ, с новыми национальными музыкальными культурами, которые позже других достигли подлинно профессионального уровня и начали завоевывать признание благодаря своей художественной ценности, по многом обусловленной обращенном их крупнейших мастеров к народным истокам, что и поныне служит надежной основой творчества Рождение новых самобытных школ было отмечено появлением произведений основоположников чешской музыкальной классики Сметаны и Дворжака, польских композиторов Монюшко и Шимановского, норвежца Грига, финна Сибелиуса и других. Огромное значение в XIX веке приобрело творчество славянских композиторов, начиная с Глинки и Шопена, пьесами которого открывается издание.

Великий польский композитор-романтик Фридерик Францишек ШОПЕН (1810-1849) родился в Желязовой Воле (близ Варшавы) и с детства был окружен вниманием и любовью. Войцех Живный (чех по происхождению) обучил его игре на фортепиано. Знании по теории композиции Шопен получил в Варшавском лицее у Юзефа Эльснера, возглавлявшего корпорацию польских музыкантов. Рано проявил уникальные способности в исполнительском искусстве и творчестве, Шопен еще восьмилетним мальчиком удостоился прозвища «польского Моцарта». Все сулило ему ничем не омраченное блестящее будущее Однако в двадцать лет по настоянию близких юноша покинул родину и больше туда не вернулся. С гневом и горечью следил он за кровавыми событиями 1830-1831 годов, разгоревшимися в Польше. Жестокое подавление народного восстания болью отозвалось и сердце композитора и придало героико-драматическую, порой трагическую окраску многим его произведениям.

Долгое время широко бытовало представление о Шопене как о баловне польских салонов, писавший музыку для развлечения их посетителей. Понадобились немалые усилия музыкантов, учеников, чтобы очистить биографию Шопена, его наследие от вымыслов и легенд. Вспомним, что лишь несколько лет назад была установлена подложность приписывавшихся композитору писем к Д. Потоцкой («Музыкальная жизнь», 1978, № 2). Большая роль в познании подлинного Шопена принадлежит и конкурсам его имени, проводимым в Варшаве каждые пять лет.
Из современником, но достоинству оценивших Шопена, первым следует назвать Листа, который не только великолепно исполнял его музыку, заслужив одобрение требовательного автора, но и написал о нем книгу, когда композитора не стало. Эта книга, пожалуй, лучшее, что можно прочитать о Шопене

 

Ференц (Франц) ЛИСТ (1811 — 1886) — один ил крупнейших представителей европейской музыкальной культуры XIX пека. Родился он и деревне Доборьян (Венгрия). Образованием прежде всего обязан своему отцу. Парижская консерватории, куда не принимались иностранцы, не пожелала сделать исключение для юного Листа, несмотря на его гениальную одаренность. Адам Лист, располагая очень скромными средствами (пользуясь советами профессоров этой консерватории, приглашаемых частным образом), все же сумел обеспечить сыну необходимое разностороннее образование.
Концертируя по Европе, Лист рано завоевал всеобщее признание как величайший пианист. Он утвердил совершенно новую, «симфоническую» трактовку фортепиано и расширил диапазон технических приемов игры. Трижды приезжал Лист в Россию и в 1847 году концертом в Елизаветграде (Кировоград) закончил свои выступления как пианист, считая их помехой творчеству.
В 1848 — 1861 годах Лист работал придворным капельмейстером и Веймаре; позже подолгу бывал в Риме и Будапеште. Блестяще эрудированный, общительный и щедрый, Лист неизменно привлекал к себе композиторов и музыкантов всех стран. В те годы Веймар благодаря ему стал местом паломничества художественной интеллигенции. Молодой Сметана знакомился там с принципами программной музыки, Вагнер искал укрытия от гонений дрезденских властей. Веймар тогда посещали Брамс и многие русские музыканты, в частности Бородин, оставивший нам прекрасные воспоминания о Листе.
В Веймаре были созданы произведении, которые принесли композиторскую славу Листу. Это 12 программных симфонических поэм, 2 симфонии («Данте» и «Фауст»), 2 концерта для фортепиано с оркестром, ряд фортепианных сочинений, в том числе знаменитая Соната си минор, 19 венгерских рапсодий, цикл пьес «Годы странствий». Многое из написанного Листом навеяно впечатлениями от картин, скульптур, прочитанных книг. Так, и публикуемой пьесе «Мыслитель» отражена сумрачна» торжественность скульптуры Микеланджело.
В последнее десятилетие своей жизни Лист много времени отдавал педагогической деятельности. По инициативе композитора в Будапеште была открыта (1875) Венгерская музыкальная академия, и Лист стал се первым президентом.
Кроме многочисленных музыкальных произведений Лист оставил нам целый ряд статей о музыке, ее эстетическом значении и роли в воспитании морально-этических принципов, статей и поддержку Вагнера, а также упоминавшуюся книгу о Шопене.

Неутомимый пропагандист нового, прогрессивного, Лист оказывал неоценимую поддержку композиторам многих национальных культур. Высокий драматический пафос его лучших сочинений, находки в области средств музыкальной выразительности и колорита бесспорно повлияли на последующее развитие мирового музыкального искусства. Даже талант Вагнера испытал на себе благотворное влияние Листа

 

Автор музыкально-сценических и симфонических произведений, Рихард ВАГНЕР (1813—1883) почти не сочинял для фортепиано. Образование получил в родном Лейпциге. Зарабатывая на жизнь дирижированием, он основательно изучил театральное искусство, стал критиковать современную ему оперу за недостаточную идейную глубину и вынашивал замыслы о реформе музыкального театра. Первые оперы Вагнера признания не получили. Творческая зрелость композитора ознаменовалась созданием опер «Летучий голландец», «Тангейзер» и «Лоэнгрин». В 1849 году за политические выступления в дни дрезденского восстания Вагнеру под угрозой расправы с ним пришлось покинуть Германию. С помощью Листа он перебрался и Швейцарию и там поселился (на родину вернулся лишь в 1862 году после амнистии).

Вблизи Женевского озера Вагнер начал работать над самым грандиозным своим произведением — тетралогией «Кольцо нибелунга» (оперы «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов») на собственное либретто по мотивам германо-скандинавского эпоса. Эта работа продолжалась двадцать лет (1854—1874), на протяжении которых были созданы также лирическая драма «Тристан и Изольда» и опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (ее сюжет построен не на мифологической, как обычно у Вагнера, а на конкретной исторической основе — из жизни ремесленников).
Музыка Вагнера, во многом испытавшая влияние Листа, отличается особой масштабностью и эмоциональностью. Она достигает необычайной, потрясающей силы п кульминациях, в первую очередь благодаря насыщенному звучанию оркестра, впервые с таким размахом примененного в оперных произведениях. В музыкальных драмах Вагнера почти отсутствуют арии, дуэты, ансамбли, уступая место сквозному музыкальному развитию (главным образом симфоническому), основанному на коротких темах-лейтмотивах.
Вагнер — один из лучших дирижеров своего времени. В 1863 году он выступал в Петербурге и Москве, знакомя публику с фрагментами своих произведений.
В 1864 году Вагнер приехал в Мюнхен по приглашению молодого короля Баварии Людвнга II, взявшегося финансировать постройку в Байрёйте (небольшом баварском городке) задуманного композитором музыкального театра. Его открытие состоялось в 1876 году исполнением «Кольца нибелунга». С 1882 года там регулярно проводятся Вагнеровскис фестивали.

 

Оперное творчество было призванием и Джузеппе ВЕРДИ (1813—1901), гениального итальянского композитора. Он самостоятельно изучил старую итальянскую музыку, немецких классиков и современную оперу, много экспериментировал н упорно шел избранным путем, несмотря на неуспех ранних сочинений. Известность композитору принесла его первая героико-историческая опера «Набукко» (1841), проникнутая национально-освободительными идеями. Затем последовали оперы «Ломбардцы», «Эрнани», «Атилла» и «Битва при Леньяно», упрочившие эту известность. Их постановки вызывали настоящие патриотические манифестации соотечественников, боровшихся в то время за освобождение от австрийского гнета Близкие к революционным народным песням Италии хоры из этих опер распевали на улицах Композитора стали называть «маэстро итальянской революции».
В пятидесятые годы появились оперы «Риголетто». «Трубадур» и «Травиата», и музыке которых воплотилась взволнованная лирика, страстная патетика, гуманизм. Вершиной творческих достижений Верди считаются его последние оперы «Лида» (публикуется знаменитый марш), «Отелло» и комическая опера «Фальстаф», написанная композитором на восьмидесятом году жизни. Исключительная театральность, яркость и острота характеристик, великолепное ансамблевое мастерство, драматизм и мелодическая щедрость, идущая от богатства и своеобразия итальянской народной песенности, неотъемлемые черты его оперного творчества, ставшею важнейшей частью классического репертуара всех оперных театров мира.

 

Основоположник польской национальной оперы Станислав МОНЮШКО (1819—1872) оставил обширное творческое наследие в самых различных жанрах оперетты, бале ты, кантаты, оркестровую «Сказку», увертюры, хоры, вокально-инструментальные ансамбли, струнные квартеты, несколько сот песен и романсов, полонезы, мазурки и другие фортепианные пьесы.
Получив разностороннее домашнее образование в Убеле (близ Минска), Монюшко учился в Минске и Варшаве, за тем совершенствовался в Берлине под руководством Ф. Рунгенхагена, директора Певческой академии. В 1840 - 1859 годах композитор жил и работал в Вильно, позже и Варшаве, где стал профессором Музыкального института и главным дирижером оперы, продолжая активную деятельность до кон на своей жизни.
Творчество Монюшко, прочно снизанное с польскими им родными истоками, явилось после Шопена одним на самых значительных вкладов в польскую и мировую музыкальную культуру. Восприняв опыт предшественников, Монюшко поднял до классического уровня польскую оперу, первенцем ко торой оказалась его «Галька», уже более столетия не покидающая сцены крупнейших оперных театров.
Авторские концерты в Петербурге, дружба с Глинкой, Даргомыжским и Серовым, способствовавшими исполнению и изданию произведений Монюшко в России, все его незабываемые страницы русско-польских культурных связей.

 

Выдающийся французский композитор Сезар ФРАНК (1822—1890) получил первоначальное музыкальное образование в родном Льеже. В 1840 году закончил Парижскую консерваторию и почти всю остальную жизнь работал органистом в парижских храмах, поражая слушателей своим импровизаторским искусством. Уже в отроческие юлы Франк был известен как автор двух сонат и нескольких пьес для фортепиано. Глубоко самобытный стиль композитора нашел свое выражение в последовавших затем сочинениях для органа и камерно-инструментальных ансамблей. В 1872 году
Франку поручили класс органа в консерватории, который он вел до конца своих дней. Его занятия выходили за пределы органного исполнительства и превратились в композиторскую школу, из которой вышло много крупных мастеров.
При жизни Франка его музыка полного признания не получила. Лучшие из произведений композитора были созданы в последний период творческой деятельности. Это сим фонические поэмы «Эолиды», «Проклятый охотник», «Джинны», опера «Гульда», Симфонии ре минор, закопченная незадолго до смерти, многие камерно-инструментальные и фортепианные сочинения.
Музыка Франка — от больших партитур до инструментальных миниатюр — отличается редким поэтическим обаянием, отточенностью мастерства и смелым применением новых средств выразительности. Стремление органично сочетать характерные приемы позднего романтизма (прежде всего Листа, которого Франк любил и почитал) с приемами полифонического развития, восходящими к баховской школе, композитор передал многим своим ученикам.

 

Рассвет творчества и общественной деятельности основоположника чешской музыкальной классики Бедржиха СМЕТАНЫ (1824-1884) относится к периоду истории Чехии, когда борьба за сохранение чешского языка и национальной культуры стала, наконец, приносить ощутимые плоды: поработившее Чехию габсбургское правительство вынуждено было разрешить чешские издания и постановки пьес на чешском языке. Открылся Временный театр и начался (под девизом «Парод себе») всенародный сбор средств для постройки Национального театра
Сметана родился в Литомишле (старинном городке юго-восточной Чехии) в семье пивовара. В четыре гола отец начал обучать его игре на скрипке и уже через несколько месяцев Бедржих принял участие в исполнении гайдновских квартетов, и год спустя выступил публично как пианист. С этого времени начал сочинять музыку. Совершенствовался в игре на фортепиано, обучаясь в гимназии. В семнадцать лет переехал в Прагу и завершил музыкальное образование у известного педагога Иозефа Прокша; за годы занятий (1844 - 1847) Сметана сформировался как музыкант и вполне овладел композиторской техникой В трудный период становления и творческих начинаний, а также в последующие годы ему сопутствовала активная поддержка Листа. Революционные события 1848 года помогли чешскому композитору-патриоту глубоко осознать вставшие перед ним идейно-художественные задачи, и Сметана, воспитанный простыми чешскими музыкантами в духе гуманизма и любви к родине, все снос творчество и многогранную деятельность подчинил интересам пробуждавшегося к борьбе народа. Выступая как пианист и дирижер, он пропагандировал музыку отечественных композиторов, способствовал постановкам опер своего предшественника Франтишека Шкроупа. а также представителей других национальных культур, в том числе опер Глинки и Монюшко
Первая онера Сметаны «Бранденбуржцы в Чехии» повествовала об изгнании чужеземцев с родной земли. Затем последовали оперы «Проданная невеста», завоевавшая мировую славу, «Далибор», «Либуше», постановкой которой открылся национальный театр.
В 1874 году композитор полностью потерял слух и вынужден был оставить должность главного дирижера театра, отойти от активной общественной работы. Поселившись в домике лесничего в Ябкеницах (близ Праги), он все последнее десятилетие жизни продолжал сочинять. Уже будучи глухим композитор создал 3 оперы, 2 струпных квартета, цикл фортепианных пьес «Чешские танцы», песни, хоры, я также завершил грандиозный цикл из шести симфонических поэм «Моя родина», исполнением которого ежегодно открывается фестиваль «Пражская весна».
Своими лучшими сочинениями Сметана утвердил классические образцы чешской музыки, где демократизм и национальная самобытность органично сочетаются с правдивостью образов и патриотической устремленностью. Фортепианные миниатюры композитора — колоритнейшие жанровые зарисовки из жизни чехов. Среди них много танцев, в частности полек, опоэтизированных подобно шопеновским мазуркам.

 

Необычайно широка популярность творчества австрийского композитора, скрипача и дирижера Иоганна ШТРАУСА (1825—1899), прозванного «королем вальса». В девятнадцать лет он закончил частную музыкальную школу в Вене и, набрав пятнадцать музыкантов, стал выступать с ними на танцевальных вечерах. Своим успехом юный дирижер и композитор вскоре превзошел отца, Иоганна Штрауса-старшего, после смерти которого (1849) возглавил его оркестр, совершив множество концертных поездок по Европе и Америке. Неоднократно Иоганн Штраус приезжал в Россию, сочинял па русские темы (полька «Нева», вальс «Прощание с Петербургом», «Русская фантазия-марш» и др.).
Представленный в пашем издании вальс «На прекрасном голубом Дунае», вальсы «Сказки венского леса», «Весенние голоса», «Жизнь артиста» и многие другие созданы композитором в шестидесятые годы. Последние тридцать лет жизни, Штраус посвятил в основном музыкальному театру, написав 16 оперетт, пронизанных танцевальностью. Как заметил И. Кальман, благодаря Штраусу оперетта стала «легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией». Лучите из этих произведений Штрауса — «Летучая мышь», «Ночь в Венеции», «Цыганский барон» — являются классическими образцами венской оперетты.

 

В семидесятых годах XIX века начался расцвет творчества выдающегося немецкого композитора Иоганнеса БРАМСА (1833—1897). Родился он в Гамбурге н семье музыканта, который играл на многих инструментах и был первым учителем сына; обучаясь затем у опытного педагога Э. Марксена, Иоганнес проникся любовью к классической музыке. Детство и юность композитора прошли в нужде Ради заработка ему приходилось выступать пианистом на танцевальных вечерах, лапать частные уроки, писать салонные пьесы. Ранние сочинения Брамса не привлекли внимания. Широкую известность он завоевал прежде всего как пианист-ансамблист, выступая с венгерскими скрипачами Э. Ременьи и И. Иоахимом. В признании творчества молодого композитора исключительно важную роль сыграла последняя музыкально-критическая статья Шумана «Новые пути», где отмечалось, что Брамс закопченный мастер, «в совершенстве выражает дух времени».
Обосновавшись и шестидесятых годах в Вене, Брамс постепенно занял центральное положение в музыкальной жизни Австрии. В своей музыке композитор сочетал традиции венских классиков (Моцарта, Бетховена, Шуберта) с эмоциональной взволнованностью романтиков (что сближало его с Шуманом). Симфонии, инструментальные концерты, камерные ансамбли, вокальные и многочисленные фортепианные сочинении Брамса относятся к подлинно классическим достижениям мировой музыкальной культуры.
«Венгерские танцы» Брамса (один из них публикуется) приобрели большую популярность как и оркестровом, так и в фортепианном изложении. Они послужили образцом для «Славянских танцев» Дворжака.

 

Воспитанник Парижской консерватории Шарль Камилл СЕН-САНС (1835—1921) не без трудностей завоевывал признание на родине. Его Первый и Третий концерты для фортепиано с оркестром в авторском исполнении впервые прозвучали в Лейпциге, я премьера лучшей оперы «Самсон и Делила» состоялась в Веймаре благодаря содействию Листа. В операх Сен-Санса (их 11), симфониях, концертах, симфонических поэмах, камерно-инструментальных и вокальных произведениях чувствуются редкий мелодический дар композитора, колористическое богатство и законченность формы. Лучшие достижения Сен-Санса относятся к области концертно-виртуозной музыки, где особенно впечатляет рельефность тем, живость и изящество их изложения, филигранная отделка деталей. Однако наибольшей популярностью в свое время пользовались его симфонические поэмы («Прялка Омфалы», «Фаэтон» и др.), а также сюита «Карнавал животных» со знаменитым «Лебедем»; эта часть сюиты послужила основой многочисленных хореографических постановок, широко известных под названием «Умирающий лебедь».

 

Клеман Лео ДЕЛИБ (1836—189!) также получил образование в Парижской консерватории. Его творческие интересы были связаны в основном с музыкальным театром. Композитором создано много опер и оперетт, но испытание временем выдержала лишь опера «Лакме». Ее лирико-романтическая музыка насыщена интонациями Востока. Эту оперу, написанную на экзотический сюжет, ставят в ряд лучших французских ориентальных опер, таких, как «Искатели жемчуга» Бизе и «Самсон и Далила» Сен-Санса. Сочинял Делиб н музыку к драматическим постановкам, романсы, хоры. Однако славу одного из крупнейших французских композиторов второй половины XIX века он завоевал своими балетами «Коппелия» («Девушка с эмалевыми глазами») и «Сильвия». Выступая смелым новатором, Делиб первым из западноевропейских композиторов ввел драматическое начало в танец и стал на путь симфонизации балетной музыки. В «Коппелии» ощутима также связь с жанрово-бытовыми элементами комической оперы. Музыка «Сильвии» в значительной мере углублена психологизмом лирической оперы. В этих двух балетах Делиб предстает как непревзойденный мастер в построении танцевальных сюит, открывший новые возможности в области хореографического искусства. Балеты его — красочные, пластичные, с четким танцевальным рисунком, картинно-живописные, наделенные яркими народными чертами,— оказали серьезное воздействие на последующее развитие этого жанра.

 

Первой учительницей музыки прославленного французского композитора Жоржа БИЗЕ (1838—1875) была его мать, пианистка. Ока так сумела подготовить сына, что в десять лет он поступил в Парижскую консерваторию н, успешно окончив ее, удостоился премии, позволявшей выпускнику-лауреату провести три года в Италии. За эти годы Бизе изучил творчество итальянских композиторов и, испытывая их влияние, написал комическую оперу «Дон Прокопио», близкую по сюжету к «Севильскому цирюльнику» Россини.
По возвращении на родину Визе, исполненный надежд н веры в свои силы, принялся за работу над оперой «Искатели жемчуга» на модный тогда ориентальный сюжет. Поставленная в Париже (1863), она заслужила одобрение Берлиоза, хотя успеха у публики не имела. Холодно была принята ею и следующая опера — «Пертская красавица» на сюжет одноименного романа В. Скотта. В период между этими неудачными премьерами композитор завершил ранее начатые фортепианные пьесы и симфоническую сюиту «Воспоминание о Риме». В последующие годы Бизе создал одноактную оперу «Джамиле», музыку к драме А. Доде «Арлезианка» (в издании публикуется Менуэт) и оперу «Кармен» на сюжет одноименной новеллы П. Мериме. «Кармен» можно смело назвать вершиной реализма во французском оперном искусстве XIX века. Как ни странно, это великолепное творение, прочно утвердившееся в наше время на оперных сценах мира, при жизни композитора не получило признания. Премьера в Париже (1875) завершилась провалом. Через три месяца после этого Бизе умер. Триумфальное восхождение оперы «Кармен» осуществилось вне Франции. В 1880 году Чайковский писал: «Я убежден, что лет через десять „Кармен" будет самой популярной оперой в мире.» В 1883 году «Кармен» вернулась на парижскую сцену уже признанным шедевром.

 

Антонин ДВОРЖАК (1841—1904) — слава и гордость чешской музыкальной культуры, основоположник отечественной классики наряду с его старшим современником Сметаной. Родился Дворжак в деревушке Нелагозевес (близ Праги) в семье мясника, содержавшего небольшую корчму. Прежде чем посвятить себя музыке будущий композитор должен был овладеть ремеслом, которым занимались многие поколения его предков. Играть на скрипке, альте и органе научился у сельских канторов. В шестнадцать лет поступил п Пражскую органную школу, где прошел двухгодичный курс, включавший и обучение композиции. Первое серьезное сочинение-Квинтет для двух скрипок, двух альтов и виолончели Дворжак написал в двадцать лет. Затем пробовал свои силы в самых различных жанрах. Признание росло по мере того, как музыка становилась более оригинальной, национально-самобытной.
Весной 1884 года Дворжак впервые продирижировал своими сочинениями в Лондоне. Это выступление имело триумфальный успех. Приезжал он и в Россию (1890) с авторскими концертами, прошедшими в Москве и Петербург! (гастроли были организованы благодаря содействию Чайковского, с которым Дворжака связывала теснейшая дружба). Три года (1892—1895) Дворжак, возглавляя Нью-Йоркскую консерваторию, вел там занятия по композиции и инструментовке. Позже, возвратившись на родину, был приглашен на должность директора Пражской консерватории, где также преподавал.
Гениальная одаренность Дворжака в сочетании с его упорством и поистине титаническим трудом дали миру множество великолепных произведений. Прежде всего это 9 симфоний, среди которых выделяется симфония «Из Нового света» (написана в Нью-Йорке), концерты с оркестром -фортепианный, скрипичный и виолончельный, популярнейшие «Славянские танцы», оперы «Русалка», «Черт и Кача», квартеты, симфонические поэмы и увертюры, вокальные сочинения.
Творчество Дворжака, охватывающее почти все виды и жанры музыкального искусства, отличается ярким национальным своеобразием, эмоциональным богатством и высоким мастерством.

 

Глубоко национальное, светлое и красочное творчество Эдварда ГРИГА (1843—1907) подняло норвежскую музыку до классических высот. Закончив в девятнадцать лет Лейпцигскую консерваторию, композитор развил но возвращении на родину бурную деятельность, направив все силы молодости на создание отечественного профессионального искусства. Он устраивал концерты, выступая как пианист п дирижер, организовал музыкальные общества, создал первое в Норвегии специальное музыкальное учебное заведение. Во всех этих начинаниях Григ пользовался моральной поддержкой Листа, сыгравшего затем большую роль в назначении ему государственной стипендии для поездки в Италию, а позлее пожизненной пенсии.
Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (с «Песней Сольвейг» — подлинным шедевром вокальной лирики) принесла композитору мировую славу наряду с Первым фортепианным концертом, восторженно встреченным Листом и А. Рубинштейном, и «Балладой» для фортепиано.
Григ — величайший мастер миниатюры, инструментальной и вокальной. Среди его небольших фортепианных сочинений прежде всего следует назвать циклы «Лирических пьес» (10 тетрадей), которые можно сравнить с лирическими стихотворениями. Они написаны под впечатлением картин природы («Вечер в горах», «На родине» и др.), образов народных сказок (в числе таких пьес «Танец эльфов», «Шествие гномов»). В миниатюрах, как и в монументальных произведениях, великий норвежский композитор предстает очень искренним, чистым и возвышенно простым.

 

Испанский пианист и композитор Исаак Мануэль Франсиско АЛЬБЕНИС (1860—1909) начал с четырех лет выступать как чудо-ребенок, играющий на фортепиано В дальнейшем он обучался в Париже, Барселоне, Брюсселе, Лейпциге и завершил музыкальное образование (1880) о Будапеште у Листа, и Венгерской музыкальной академии. Уроки Листа и частое общение с ним оказали большое влияние на творчество и исполнительское искусство Альбениса, который вел интенсивную, весьма успешную концертную деятельность, был признан одним из выдающихся пианистов и замечательным композитором. До 1893 года он жил в Барселоне, затем поселился но Франции, где и умер
В своих многочисленных произведениях Альбенис использовал элементы родного музыкального фольклора, близкие ему испанские народно-танцевальные жанры (например хота, сегидилья). Композитором написаны оперы, оркестровые и вокальные сочинения, но наиболее полно и многогранно раскрылся талант щедрого мелодиста и фортепианной музыке. Им создано множество пьес, из которых выделяются «Испанские напевы», «Характеристические пьесы», «Испанские танцы», сюиты «Испания», «Иберия» (древнее название Испании).
В последние годы жизни Альбенис возглавил в области музыки новое направление испанского искусства Ренасимьенто (Возрождение), для которого характерно сочетание достижений профессионализма с народной основой Композиторы, объединившиеся вокруг Альбениса, споим творчеством внесли большой вклад и возрождение старой испанской музыки, ее национальных традиций, применяя современные средства музыкальной выразительности.

 

Американский композитор Эдуард МАК-ДОУЭЛЛ (1861 1908) получил образование п Европе. По возвращении на родину изучал индейский и негритянский музыкальный фольклор, что нашло отражение впоследствии во многих его произведениях — «Индейской сюите» для оркестра, песнях и др. В творчестве Мак Доуэлла ощущается связь и с западноевропейским романтизмом Подавляющее большинство сочинений композитора написано для фортепиано (среди них 2 концерта с оркестром, 4 сонаты, пьесы).

 

Французский композитор Клод ДЕБЮССИ (1862—1918) - крупнейший представитель импрессионизма н музыке — значительно расширил и обогатил сферу выразительных средств.
Приезды п Россию позволили Дебюсси хорошо познакомиться с произведениями русских композиторов, опыт которых своеобразно преломился позже в его творчестве
Композитором созданы произведения а различных жанрах. В музыке его глубокий психологизм сочетается с красочной изобразительностью. К лучшим образцам музыкального импрессионизма можно отнести симфонические триптихи Дебюсси «Ноктюрны» и «Море». Одно из известных сочинений композитора опера «Пеллеас и Мелизанда» вызвала восторженный отзыв молодого Равеля: «Это была для меня дверь в совершенно новую страну». У Дебюсси глубоко самобытный стиль и в фортепианных произведениях Многие названия фортепианных пьес говорят о стремлении автора к яркой картинной звукописи («Шаги на снегу», «Затонувший собор», «Мертвые листья», «Девушка с волосами цвета льна» и др.). В нашей стране переизданы все фортепианные сочинения Дебюсси

 

Творческая активность одного из крупнейших немецких композиторов Рихарда ШТРАУСА (1864—1949) проявилась очень рано. Уже ко времени окончания гимназии он был автором нескольких десятков произведений, включая симфонию и фортепианную сонату. Воспитанный в Мюнхене в атмосфере поклонения Вагнеру, Штраус естественно оказался под влиянием сто творчества (более всего это заметно в первой опере — «Гунтрам») Рано завоевав мировую известность как оперный и симфонический дирижер, Штраус получил признание как композитор лишь и начале нашего пека (с постановкой оперы «Саломея» по драме О. Уайльда). Его блестящее оркестровое мастерство и гармоническое новаторство вызывают неизменное восхищение слушателей Охотнее всего Штраус работал над произведениями крупных форм, создана» оперы («Электра», «Кавалер роз», «Ариадна на Наксосе») и другие музыкально-сценические сочинения, симфонические поэмы («Дон-Жуан», «Макбет», «Тиль Уленшпигель»)
Немногочисленные фортепианные произведения композитора, а также романсы, несравненной исполнительницей которых была его жена Паулина де Л на, отмечены красочностью звучания и той же мере, что и крупные сочинения

 

Основоположник национальной музыкальной школы Финляндии Ян Юхан СИБЕЛИУС (1865-1957) прославился как один из крупнейших симфонистов конца XIX в первой половины XX века. Уже в 1892 году привлекла внимание ярким национальным своеобразием ею симфоническая поэма «Куллерво» (на сюжет из финскою народного эпоса «Калевала»). Все последующие сочинения Сибелиуса также свидетельствуют о глубоко самобытном развитии ею творчества Это прежде всего симфонические поэмы («Туонельский лебедь». «Лямминкяйнен». «Финляндия»). 7 симфоний, ряд других оркестровых и камерно-инструментальных произведений, музыка к драматическим спектаклям Огромный талант к мастерство Сибелиуса проявились к в его фортепианных сочи пениях, привлекающих искренностью, поэтичностью, эмоциональным богатством.

 

Энрике ГРАНАДОС (1867—1916) является одним из выдающихся композиторов Испании, связанных с движением за возрождение национальных традиций в искусстве — Ренасимьенто. Ученик Ш. Берио и Ж. Массне, он много концертировал и был известен как замечательный пианист-интерпретатор музыки Шопена и Грига. Сочинял Гранадос во многих жанрах. Наибольшей популярностью пользуются его камерно-инструментальные ансамбли и пьесы для фортепиано, основанные на яркокрасочной испанской мелодике.

 

Во Франции начала XX века в полный голос заявил о себе Морис РАВЕЛЬ (1875—1937), композитор огромного дарования, темперамента, изысканности и смелости (граничащей с дерзостью) в применении звукосочетаний. Его фортепианное сочинение «Игра воды», а еще больше вокальный цикл «Шехеразада» (для голоса с оркестром) и фортепианный цикл «Отражения» поразили импрессионистским великолепием колорита и сложностью гармоний. Этот успех не был преходящим, сопутствовал Равелю и тогда, когда появились «Испанская рапсодия» для оркестра, опера-буфф «Испанский час», фортепианный цикл «Ночной Гаспар», балеты «Матушка-гусыня» (или «Сон Флорины») по мотивам французских сказок, «Дафнис и Хлоя», из которого вторая оркестровая сюита стала одним из самых известных сочинений Равеля.
Годы первой мировой воины, проведенные на фронте, внесли в творчество композитора трагические образы. После войны Равель много гастролировал, дирижируя своими сочинениями. Его фортепианные концерты, сонатина и, конечно, «Болеро» (чудо оркестрового мастерства) вошли в золотой фонд мировой музыкальной культуры.

 

Воспитанник Будапештской академии музыки имени Ф. Листа венгерский композитор Бела БАРТОК (1881 — 1945), стремясь освободиться от испытываемых им влияний позднего романтизма, обратился к музыкальному фольклору. Он собрал и изучил множество старинных народных песен венгров, румын, словаков, арабов, сербов. Барток создавал свои произведения, сочетая архаические элементы крестьянского фольклора с современными напряженными, порой крайне острыми средствами музыкальной выразительности. Результаты смелых исканий композитора встречали противодействие; его единственная опера «Замок герцога Синяя Борода», ряд симфонических и камерных сочинений были исполнены много лет спустя после их написания, а балет «Чудесный мандарин» — лишь после смерти автора.
Основное место в творческом наследии Бартока занимают инструментальные пьесы, прежде всего фортепианные. Лучшие из них основаны на фольклорном материале (о чем говорят также названия пьес) и постоянно входят в репертуар многих исполнителей.

 

Творчество польского композитора Кароля ШИМАНОВСКОГО (1882—1937) отличается жанровым многообразием. Ему принадлежат оперы «Хагит» и «Король Рогер», знаменитый балет «Харнасе», 4 симфонии, 2 концерта для скрипки с оркестром, несколько камерно-инструментальных ансамблей, десятки романсов, сонаты, прелюдии, этюды, поэмы, мазурки и другие пьесы для фортепиано.
Уже в ранних прелюдиях и этюдах Шимановского проявились и преемственная связь с Шопеном, и воздействие
Скрябина, усилившее эмоциональную напряженность музыки. Выдающимся исполнителем фортепианных произведений Шимановского был Г. Г. Нейгауз, которому композитор посвятил «Фантазию».
Превосходный пианист, Шимановский концертировал и разных странах мира, приезжал в Москву, Петербург, Киев. Весь его творческий путь отмечен проявлением яркой индивидуальности, сложными поисками в области гармонии и полифонии; и последних сочинениях (балет, Четвертая симфония, мазурки) отчетливо проступают черты песенно-танцевального народного творчества горцев.

 

Бразильскую музыку в нашем издании представляет композитор Эйтор ВИЛА ЛОБОС (1887 1059). Образование он получил в Париже (встречался там с Прокофьевым и Равелем). Концертировал в Европе и Америке как дирижер, исполняя сочинения современных европейских композиторов и свои. На родине Вила Лобос много сделал для создания музыкальных школ и хоровых объединений, считая хоровое псине основой профессионального обучения детей. В 1920 году в Рио-де-Жанейро по его инициативе была открыта Бразильская академия музыки.
Вила Лобос создал свыше тысячи произведений в разных жанрах (в значительной части они еще не изданы). Его музыка носит ярко выраженный национальный характер, в основе многих сочинений — популярные народные песни и танцы.
В 1920 году в Париже сформировалось объединение французских композиторов, получившее название «Шестерка» (по аналогии с тем, как по Франции называли русскую «Могучую кучку» — «Пятерка»). Композиторы этой группы по многом отличались друг от друга, но их объединяло оппозиционное отношение к романтизму и импрессионизму, завоевавшему к тому времени мировое признание благодари Дебюсси и Равелю. Объединение просуществовало недолго и уже в конце двадцатых годов распалось. В сборнике издаются произведения четырех представителей «Шестерки» (Д. Мийо, А. Оннегер, Ф. Пуленк, Ж. Орик).

 

Дариюс МИЙО (1892—1974) — воспитанник и позднее профессор Парижской консерватории, член французской Академии изящных искусств. Он автор более четырехсот произведений в значительной части крупных форм (онеры, балеты, кантаты, симфонии, концерты). Музыке Мийо свойственны динамика, броские эффекты, контрасты с подчеркнутой ритмикой. Но как ни велико дарование композитора, сочинении его неравноценны. В репертуар исполнителей пошли «Бразильские танцы», созданные на основе бразильского музыкального фольклора, «Провансальская сюита» для оркестра, а также сюита «Скарамуш» для двух фортепиано.

 

Швейцарец по происхождению Артюр ОННЕГЕР (1892 1955) своим образованном обязан Цюрихской и Парижской консерваториям. Много концертировал в Европе и Америке, дирижируя своими произведениями. В творчестве испытывал тяготение к программности; создал несколько опер, балетов и ораторий на античные и библейские сюжеты. В годы после второй мировой войны Оннегер обратился к симфонии, которая затем стала ведущим для него жанром. В музыке поздних сочинений композитора преобладают насыщенный драматизм, острая экспрессия.

 

Франсис ПУЛЕНК (1889-1963) воспитывался матерью-пианисткой на произведениях Моцарта, Скарлатти, Шопена, но в дальнейшем увлекся современной французской музыкой
и творчеством Стравинского. Войдя в состав «Шестерки», участвовал и коллективных сочинениях се членов.
Пуленк писал песни, кантаты, хоры (религиозного и светского характера). Ему принадлежит немало произведений для фортепиано, из которых пользуются известностью концерт для двух фортепиано, а также миниатюры с ясно ощутимой песенно танцевальной основой.
Будучи уже зрелым мастером Пуленк создал 3 оперы. Выдающимся явлением современного французского реалистического искусства стала, в частности, опера «Человеческий голос» для одной исполнительницы (неоднократно ставилась в Москве и Ленинграде).

 

Четвертый представитель «Шестерки» Жорж ОРИК (р. 1899)—один из ведущих композиторов Франции нашего времени и крупный музыкально-общественный деятель (в 1962—1968 годах — генеральный директор «Гранд-Опера» и «Опера-комик») Уже в десятилетнем возрасте Орик начал сочинять, чутко реагируя па новые веянии в музыкальном искусстве. Увлекался джазом, мюзиклом, театром. Им создано несколько балетов (по заказу С. Дягилева), много музыки для драматических спектаклей и кино. Богатая мелодика, склонность к шутке, иронии свойственны сочинениям композитора.

 

Американский композитор и пианист Джордж ГЕРШВИН (1898-1937) не получил ни общего, ни музыкального систематического образования. Он самостоятельно приобрел необходимые знания и навыки (брал лишь отдельные уроки игры на фортепиано и по гармонии) и ужо к двадцати пяти годам стал известен как автор эстрадных джазовых песен, мюзиклов и оперетт.
Для творчества Гершвина характерно переплетение элементов европейской музыкальной классики, джаза, эстрады и афро-американского песенно-танцевального фольклора. Из произведений композитора наиболее популярны первая американская национальная опера «Поргн и Бесс» (на сюжет из жизни американских негров) и «Рапсодия в блюзовых топах» дли фортепиано с оркестром (известна как «Голубая рапсодия»).