Нотная тетрадь гитариста - Выпуск 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Ноты для семиструнной гитары



Скачать ноты для 7-ой гитары

 

В. Купревич
Звездный сон. Дуэт

 

 

Исполняя каждую партию дуэта, следует использовать искусственную опору кисти.
В тактах 17, 21, 28, где извлекаются звуки на струне 7 , используется опора руки (см.: Красный В. Двухгодичный курс обучения игре на семиструнной гитаре, ч. 2, М., Сов. композитор, 1975, с. 38).

 

Э. Григ. Вальс

 

 

Во второй половине вальса при игре залигованного стаккато (удлиненное, не слишком короткое) большая половина длительности звука сохраняется.
В такте 3 от конца форшлаг извлекается раньше аккорда (см.; Двухгодичный курс, ч. I, с. 201).

 

Й. Гайдн. Менуэт

 

 

В стаккато применяется прием глушения, при котором 4-й палец левой руки (такт 19) снимается раньше обозначенной длительности до#. Это дает возможность своевременно перенести 4-й палец на V лад струны 1 (такт 20). См.: Двухгодичный курс, ч. I, с. 103.
Следует отметить, что данный прием стаккато значительно облегчает технику исполнения левой рукой.
В такте 8 при исполнении стаккато соль малой октавы используется следующий прием глушения: после удара большой палец прижимается наружной стороной (у ногтя) к звучащей струне.

 

Л. Дакен. Кукушка

 

 

При разборе пьесы следите за правильным использованием скользящего и щипкового ударов.
В такте 9 2-й палец удерживайте на общем звуке ми для исполнения легато с фа#, между седьмой и восьмой шестнадцатой.

 


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕМБРОВЫХ И ИМИТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ГИТАРЫ

 

 

Звуки, извлекаемые на гитаре в разных Местах струны от XII лада до подставки, имеют свои индивидуальные тембровые оттенки.
Такая особенность инструмента дает возможность одной и той же мелодии придать различный характер и имитировать звучание некоторых музыкальных инструментов. Звучание пьесы становится от этого интереснее и выразительнее (см.: Ф. Таррега «Хота»).
В процессе разучивания музыкального произведения с имитациями исполнителю необходимо более точно определить место звукоизвлечения на своем инструменте.
Довольно успешно на гитаре имитируется звучание клавесина и лютни, для которых одинаково характерен звук постоянной силы, короткий, быстро затухающий (см.: Двухгодичный курс, ч. 2, с. 133).
Для разбора возьмем более близкий нашей эпохе инструмент — клавесин.
Имитация звучания клавесина на гитаре осуществляется посредством извлечения звука у самой подставки (струнодержателя) и обозначается у подставки, metalico или met.2
В некоторых изданиях игра у подставки обозначается sul ponticello (суль понтичелло). См.: Куранту.
Звучание каждой -струны имеет свою тембровую окраску (см.: Двухгодичный курс, ч. 2, с. 143).
От того, какую струну выбрать для имитирования, зависит успешное подражание звучанию того или иного инструмента. Например, имитируя звучание виолончели, исполнитель должен извлекать звуки над верхней частью розетки, у грифа — sul tasto (суль тасто).
Глиссандо и вибрация на струнах (4) и (5) позволяют воспроизвести звучание виолончели. Пример : переложение вальса «Спящая красавица» П. Чайковского (см.: Двухгодичный курс, ч. 2, с. 26).
Для имитации звучания мандолины служит тремоло.
Исполняя мелодию посредством тремоло, большой палец правой руки извлекает звуки на других струнах, создавая сопровождение, что вызывает впечатление дуэта (см.: Г. Альберт. «Мандолина-та».— В сб.: Концертные пьесы для семиструнной гитары, вып. 9, М., Сов. композитор, 1976).
Существуют имитации и более редкие, такие, как имитация звучания баса-кларнета, кларнета-А, кларнета-В, фагота, трубы, гобоя и тромбона.
Рассмотрим их по порядку.
Для имитации звучания группы кларнетов на гитаре звуки извлекают над XII—XIV ладами.
Тембр, наиболее напоминающий бас-кларнет (густой, таинственно-сумрачный), достигается при извлечении звука на струнах (7) , (б), (5), (4).
Имитация звучания кларнета-А, обладающего менее сумрачным тембром, чем у бас-кларнета, осуществляется при извлечении звука на струнах (4) и (3).
Для имитации звучания кларнета-В с более светлым тембром, чем у кларнета-А, необходимо извлечение звука на струнах (2) и (1).
Имитируя звучание фагота, звук следует извлекать у розетки со стороны подставки (струнодержателя), слегка касаясь струн внутренней стороной ладони, как при пиццикато. Этим достигается легкое потрескивание струн, передающее характер звучания фагота.

Более точное звучание фагота во фразах с использованием стаккато осуществляется на струнах (3) (4) (5) (6) (7)
Имитация звучания трубы, гобоя и тромбона осуществляется посредством извлечения звука несколько ближе к подставке, чем в случае с фаготом.
После извлечения звука палец, прижимающий струну, слегка ослабляет нажим на нее — возникает небольшое дребезжание, свойственное звучанию медных инструментов. Некоторые гитаристы для подражания звучанию трубы и тромбона применяют прием пиццикато. Для подражания звучанию трубы и гобоя следует использовать(3) (2) (1) струны
Имитировать звучание тромбона следует на струнах (7) (6) (5) (4) (3)
Для имитации на гитаре звучания кастаньет пользуются металлическим диском в размере пятикопеечной монеты или же в крайнем случае пятаком. При игре диск зажимают между большим пальцем с одной стороны и указательным и средним— с другой, подобно медиатору (см.: Двухгодичный курс, ч. 2, с. 144).
При извлечении звука на струне (7) кисть вместе с диском следует наклонить и двигать вниз, вдоль плоскости грифа. Соскользнувший со струны диск своей нижней частью ударяет по металлическому порожку лада, издавая звук, сходный со звуком удара кастаньет.

В более сложных ритмах исполнители пользуются движением диска вверх.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

 

 

Стрелка в нотах указывает не на движение руки, а на очередность извлекаемых звуков.
Теперь возьмите гитару и слегка прижмите струны пальцами (1, 2, 3, 4) левой руки, как бы глуша их между VII и XI ладами. Затем проведите диском по порожкам XIV, XV или XVI ладов, поперек струн несколько раз вниз (от струны (7) к (1)). Обнаружив более «звучный порожек» лада, потренируйтесь извлекать на нем звуки.
Держите диск свободно, с ощущением легкого падения его со струны на порожек лада. Кисть ведите в соответствии с заданной ритмической фигурой.
При записи имитации звучания кастаньет головки нот заменяются крестиками с обозначением castagnetti.
При одновременном извлечении звуков гитары и кастаньет с помощью диска пальцы левой руки прижимают струны на ладах. В этом случае запись производится нотами с обозначением castagnetti.
Рассмотрите испанскую народную песню «Малыш» (см. ниже).
Выучите мелодию и аккомпанемент и постарайтесь понять характер песни. Затем приступите к разучиванию партии кастаньет.

 

ДВА ПРИЕМА ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ (звукошумовые эффекты)

 

 

Первый прием — чап. Для его осуществления струна оттягивается пальцем от грифа. Срываясь-с пальца она ударяется о металлические порожки ладов. Возникает удар (лязг) и звук струны.
Этот прием игры чаще всего применяется гитаристами в плясках.
Как правило чап сочетается с броском кисти для извлечения аккорда.
В этом случае палец р выполняет прием чап на басовых струнах, подчеркивая сильную долю такта, а бросок кисти ногтевой стороной пальцев а, т, i одновременно извлекает аккорд слабой доли.
Этот удар осуществляется при выпрямлении пальцев а, m, i.
Замах для броска кисти производится во время удара пальцем р. Во время этого удара кисть, сложенная в кулак, находится как бы на оси большого пальца, откинутая внешней стороной кверху. Затем палец р одновременно с броском возвращается на опору следующей струны.
В нотной записи чап обозначается знаком вместо головки ноты.
Второй прием — чёс. Исполняется скольжением подушечки пальца т поперек струн, отчего слышится шероховато-приглушенный звук аккорда.
Осуществляя этот прием, рука, от локтя до кончиков пальцев прямая, движется от струны (1) к (7) и обратно, как маятник, выполняя ритмическую фигуру пьесы. Эффектно применить чёс при повторении вариации 4 из «Хоты» Ф. Тарреги. В ней используется движение руки только снизу (от мелодии).