Андрей Сихра - Ноты

Библиотека гитариста Выпуск 68

Ноты к произведениям гитариста композитора

 

АНДРЕЙ СИХРА

 

В «Очерке истории семиструнной гитары», изданном в 1864 году, М. А. Стахович писал: «Гитара семиструнная—инструмент наиболее распространенный в России, потому наиболее, что кроме сословия образованного, на нем играет и простой народ. Было время, когда не только в домах богатых дворян непременно была гитара, и была в почете; теперь эти старушки-гитары валяются в кониках и на чердаках, или же изгнаны в передние; зато нет почти ни одной табачной лавочки, где бы ни висела на продажу семиструнная гитара, ценою от полтинника до трех целковых, русской выделки, на скорую руку. Мода изгнала из общества высшего, где она, лет сорок тому назад, не уступала фортепиано по тому увлечению, с которым молодые люди и девушки высшего круга учились на гитаре».
Такой популярностью семиструнная гитара во многом была обязана неутомимой деятельности Андрея Осиповича Сихры. С его именем связан расцвет искусства игры на этом инструменте. Но последние годы его жизни совпали с забвением гитары, и талантливый музыкант в старости переживал трудные дни не только в творческом, но и в материальном отношении.

Биографические сведения, касающиеся Сихры, довольно скудны. Родившись в Вильно в музыкальной семье, он довольно рано выучился игре на арфе и на гитаре. Однако вскоре Сихра целиком сосредоточился на гитарном исполнительстве и педагогике. В начале XIX века он перебрался в Москву, где давал уроки игры на гитаре и завоевал довольно широкую известность. После Отечественной войны Сихра переехал в Петербург. Здесь он и прожил до конца своих дней, посвятив себя прежде всего преподавательской деятельности. Большой интерес вызывали и концертные выступления гитариста, однако особенно широкое признание принесли ему, так называемые, гитарные журналы — нотные сборники, содержащие пьесы для домашнего музицирования. Его со вкусом сделанные переложения послужили утверждению гитары как сольного инструмента.

Сихра весьма чутко реагировал на запросы многочисленных любителей музыки. Исследователь гитарного искусства Б. Вольман пишет: «Все, что интересовало рядового слушателя, попадало в орбиту его внимания и приспособлялось для исполнения на гитаре. Среди его переложений видное место занимают оперные отрывки, преимущественно арии из опер Моцарта, Мартина, Монсиньи, Буальдье, Беллини, Доницетти, Керубини, Обера, Герольда, Вебера, Россини, Верди и других западных, композиторов. Немало имеется переложений и из русских опер до опер Глинки включительно. Помимо простейших обработок оперных отрывков, Сихра нередко прибегал и к форме попурри — соединению нескольких популярных мотивов из какой-нибудь оперы. Вначале Сихра перекладывал и произведения западной инструментальной музыки — Гайдна, Плейеля, но далее ограничивался лишь пьесами танцевальной музыки — вальсами Ланнера, вальсами и польками Штрауса и др. Немалое количество экосезов, мазурок, вальсов, полек, кадрилей было сочинено и самим Сихрой, хотя в этой области его творчество и не оригинально. Наиболее ценное в творческом наследии Сихры — русские народные песни. Занимавшие вначале довольно скромное место в его педагогическом репертуаре, они через некоторое время заняли в нем ведущее положение. Количество песен, обработанных Сихрою для гитары, поистине неисчислимо. Не довольствуясь простейшей гармонизацией песен для гитары, Сихра, подобно своим музыкальным современникам сочинял вариации на русские песни».
Сихра опубликовал также ряд методических трудов—«Теоретическую и практическую школу для семиструнной гитары», «Практические правила, состоящие в четырех экзесициях».

Выдающийся педагог, Сихра воспитал целую плеяду русских гитаристов-семиструнников. Его последователями были С. Н. Аксенов, В. И. Свинцов,
Ф. М. Циммерман, В. С. Саренко, В. И. Морков, Н. И. Александров, И. Ф. Белошеин и другие.
ПРОЧТИТЕ: Б. Вольман. Гитара в России. Л., 1961.

Календарь - В мире музыки - 1973г.