Сергей Руднев - Русский стиль игры на классической гитаре

Ноты для гитары



ноты для шестиструнной и семиструнной гитары, сборники, песенники

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОГО СТИЛЯ ИГРЫ НА ГИТАРЕ

 

 

Известно. что конструктивные особенности инструмента влияют на качество его звука. Это имеет прямое отношение к теме нашего исследования. В конструкции семиструнной гитары используется более жесткая верхняя дека, следствием этого является несколько большая продолжительность звука. Традиционная русская гитара имела при этом металлические струны, в отличие от современного нейлона, что также отражалось на длительности звучания.

Эти немаловажные факторы способствовали получению более мелодичного, кантиленного звука, т. к. на «тянущемся» звуке легче делать вибрацию, глубже и плотнее звучит портаменто, легче играется штрих «легато». Настроенные по терциям струны, к тому же более тесно расположенные, порождают совсем другие обертоны, нежели на гитаре квартовой» строя. При игре арпеджио на открытых струнах звуки легко сливаются между собой, образуя хорошую «педаль». При этом аппликатура первых трех струн в закрытых позициях при переходе на октаву ниже остается прежней. Эти симметричная аппликатура очень хорошо помогает в игре длинных арпеджио, включая проходящие звуки, образуя гармоническую поддержку для мелодии в виде временной педали.
На классической гитаре аппликатура разных октав, за редким исключением, разная, и такой «педали» - не образуется. Можно с большой долей уверенности констатировать, что такое качество, как «мелодизм», заложено в самой природе русской семиструнной гитары и является ее естественным свойством.

Мелодизм как важнейшая черта русского стиля игры обусловлен также особым отношением к отдельным техническим приемам, в частности «легато». Более слабое натяжение первой струны, на целый тон ниже, по сравнению с гитарой классической, позволяет несколько лучше исполнить этот прием. Большая продолжительность звучания струны, особенно металлической, часто позволяет исполнять «летало» в более медленных темпах, делать более плавные переходы со струны на «трупу и дает возможность слиговывать одной левой рукой большое количество звуков и даже исполнять длинные пассажи. Нужно сказать, что без «легато» нет русской гитары, это важная составная часть ее общей техники. Поэтому просто слепое копирование различных группировок нот не может выйти органично на гитаре классического вида, здесь важно знать правильную технологию игры, о чем пойдет речь ниже.
Особенностью ладовой окраски строя русской гитары является мажор, а не минор. как в классической. Очень много сочинений на семиструнной гитаре сделано с учетом открытых позиций, особенно в соль мажоре, что невозможно перенести па классическую гитару, В лучшем случае приходится перестраивать бас «ля» в «соль». Не всегда хорошо поднимать тональность на один тон вверх, хотя это иногда необходимо делать. К тому же тональности с бемольными знаками имеют большее распространение в репертуаре семиструнной гитары.

Каждая из тональностей, используемых русскими музыканта, и имеет набор так называемых проб и каденций, основанных на мелодическом обыгрывании определенных гармонических оборотов. Многие технические моменты существенно отличаются от принятых в то время в Европе. По мнению автора, этот полезный и во многом прогрессивный метод овладения инструментом является первым шагом к умению импровизировать, ставшему впоследствии характерным признаком русской гитарной шкоды. Русскому гитаристу -семиструннику было естественно и несложно соединить между собой различные гармонические обороты, пассажи, «пробежаться» по всему диапазону гитары, внезапно выйти, скажем, на басы или «замереть» на неожиданном аккорде. Вес это входило в понятие «играть хорошо»; эти заготовки были частью общей техники, ревностно оберегались и зачастую передавались только лучшим ученикам. Похоже на то, что этот метод обучения явился чисто русским открытием, поскольку в школах западных гитаристов подобного метода обучения обнаружить не удалось.
Однако главным достоинством инструмента все же была его мелодическая природа. Все кантиленные темы очень удобны для исполнения, поэтому они звучат на русской гитаре легко и естественно. Это важно понимать при переносе репертуара семиструнной гитары в репертуар шестиструнной, чтобы эта естественность максимально сохранялась. Следует сказать, что простота наложения темы диктовалась исходным традиционным материалом— песней. Упомянутый нами С. Аксенов одним из первых увидел родство мелодики русских песен с природой инструмента. Его композиции на народные темы удивительно естественны, органичны и ненадуманны. Можно с большой долей уверенности сказать, что С. Аксенов заложил основу будущего стиля игры на гитаре, используя материал русских народных песен. Его манера «пропевать» тему мелодии на гитаре не знача равных. Он мог сколь угодно долго играть се всего лишь на одной струне, поддерживая редкими красивыми аккордами. По свидетельству современников, его изложение темы было удивительно естественным, сродни го/юсу, куда был «вплетен» своеобразный гармонический аккомпанемент. Позже этот принцип игры он передаст М. Высоцкому, который разовьет ею и окрасит своей индивидуальностью. Именно Высоцкий довел певучесть до высокой степени технической разработки, далеко оставив за собой и Сихру, и своего учителя».

Но все-таки С.Аксенову мы обязаны основой этого открытия. Он также первым стал играть сложными флажолетами, в многочисленных имитациях, я частности, подражая фаготу, виолончели, кларнету, различным барабанам и др. Таким образом, выделим способ изложения мелодии ни одной струне с использованием глиссандо и портаменто у С. Аксенова как признак русской манеры игры. Этот прием стал в дальнейшем одним из излюбленных для многих гитаристов и являлся примером для подражания.
Рассмотрим также принципы подхода к формированию звука и изложения темы на русской гитаре у некоторых других известных гитаристов. В. Саренко обладал «крупным»- звуком, как Сейчас стало принято выражаться. Внимание этого музыканта было приковано к четкости и внятности извлечения звука. Главное в методе В. Саренко — это найти красивый тон звука и его тембральные краски. Особенно красиво «пела» его гитара в высоких позициях. Можно сожалеть, что большая часть его сочинений, на которые указывали современники, до наших дней не дотла. Но принципы подхода ясны VI органично перекликаются С. современными разработками по проблеме эвукоизвлечения на гитаре. Выделим это качество у В. Саренко вместе с некоторыми другими.

Ученик А. Сихры, он стал обращать серьезное внимание на звук, чистоту его тона и много работал над техникой его получения. Он мог часами комбинировать фразы, меняя тембр звучания и наслаждаясь различными музыкальными красками. Его игру, по свидетельству его друзей, могли слушать без устали сколь угодно долго. Здесь стоит заострить внимание на том. что «тон» игры, заключенный в качестве звука, его плотности, обертонах, ценился очень высоко и была известна технология его получения на инструменте.
Отмечал мелодическую природу звучания инструмента, что является важнейшим фактором, лежащим в основе формирования русского стиля игры, следует сказать, что этого не достаточно, чтобы раскрыть понятие -стиль-. Совершенно очевидно, что кантилена при игре является лишь средством выражения музыкальной мысли, более важен уровень репертуара. Одним из лучших композиторов-гитаристов считается А. Ветров. Его композиции отличают талант прелюдирования и плавность легато в сочетании со смелыми модуляциями, т. е. те составляющие, из которых складывайся подлинный русский стиль игры на гитаре.

Знание теории музыки и владение скрипкой позволяли А. Ветрову использовать технические достоинства инструмента на качественно ином уровне, открывая в пиаре новые возможности. Добавим, что стиль игры А. Ветрова сформировался под влиянием его учителя, М. Высоцкого. Для нас же Л.Ветров является важной фигурой среди русских гитаристов как музыкант, воплотивший и развивший лучшие идеи своего учителя и шагнувший еще дальше как художник и мыслитель.

Остановимся на еще одной замет ной фигуре русской гитарной школы. Это Федор Циммерман. Ему одному из немногих удалось расширить рамки технических возможностей русской гитары, Играя на различных инструментах, неплохо зная виолончель. Ф. Циммерман всю энергию и опыт вложил в гитарное исполнительство. Техника его, по словам очевидцев, была просто феноменальна и вне досягаемости для других. Ему удавалось совмещать чистый тон звука с потрясающей беглостью. Мощь его игры была такой, что после нескольких взятых аккордов у окружающих захватывало дух от неожиданности — динамика и при этом чистота его игры были поразительны. М. Стахович пишет о впечатлении от игры Ф. Циммермана: «...я ждал игры изысканной, эффектной и встретил мастера небывалого, который превзошел все мои ожидания. Какая сила, беглость и ровность тона! Кажется, это мастерство с ним родилось». И далее: «Талант Циммермана гак же велик и так же серьезен, а виртуозною стороною выше Высоцкого. Я уверен, что Европа сроду не слыхивала такого гитариста, каков Циммерман. Большинство композиции Ф. Циммермана до наших дней не дошло, но именно они принесли ему громкую славу. Приведем еще одно из высказываний о его игре М. Соколовского: «Если бы записать все, что он играет, его композиции за тмили бы все, написанное до сего времени для гитары. Право, мне казалось, что если бы связать всех гитаристов, то из них не выйдет и одного пальца (Циммермана)». Заметим, что это мнение принадлежало гитаристу выдающемуся, пользовавшемуся громкой европейской славой, к тому же гитаристу - шестиструннику, которые не очень жаловали похвалами своего брата инострунника. Добавим, что игру Ф. Циммермана М. Соколовский ценил выше своей. Ф. Циммерман заложил крепкую основу красивому и виртуозному стилю игры, в котором одновременно присутствовали и изысканная музыкальность, и очарование мелодий. Слава Ф. Циммермана при жизни была столь велика. Что его ставили выше Л. Сихры и М. Высоцкого. Даже учитывая субъективность такого мнения, сам факт сравнения очень важен. Игру Ф. Циммермана не раз слушали М. Глинка и А. Даргомыжский, гостившие у него в имении.

Главное для нас, что можно выделить в манере игры Циммермана, это его техническая свобода. «Паганини гитары» - так называли его при жизни.
По мнению Ф. Циммермана, силу и независимость Пальцев рук нужно тренировать упорно и долго, и техникой своею намного превосходить уровень исполняемых пьес. Техническая свобода, при которой виртуозность не является самоцелью, делает исполнение легким и совершенным. Можно лишь догадываться о том. как мог Ф. Циммерман разукрашивать основную тему, используя свой арсенал, где было все: от трелей, хроматических пассажей до нестандартных арпеджио с использованием всего диапазона гитары. Ф. Циммерман положил начало красивому и изобретательному стилю игры, который навсегда остался в памяти его многочисленных последователей и стал предметом для подражания.
Можно было бы продолжить разговор об отдельных представителях русского гитарного исполнительства, внесших свой вклад в развитие национальной исполнительской школы. Но не это входит сейчас в пашу задачу. Главное — показать, какие принципы были положены в основу методов обучения еще на заре формирования русской гитарной школы. Автор считает, что лучше показать на нотном примере, скажем, принципы аппликатурного решения Н. Макарова, чем подробно останавливаться на тех или иных моментах его творчества.

Стоит лишь особо выделить важнейшие составляющие для общей техники игры русской гитарной школы, а именно: четкость артикуляции и выработку красивого музыкального тона, ориентацию на мелодические возможности инструмента и создание специфического репертуара, прогрессивный метод использования «заготовок» проб и каденций, улучшающих возможности овладения инструментом.
Далее, в приложении, будут помещены сочинения, основанные на методологии русских гитаристов.
В заключение этого раздела хочется сказать еще об одной важной вещи, отношение к которой у русских исполнителей перекликается с позицией автора. — это бережное отношение и любовь к отечественной Культуре, а также уважение к своим национальным традициям, без понимания которых становится невозможным говорить о русском национальном исполнительстве вообще.