15 Джазовый баллад - ноты

Джаз

Ноты джаза для фортепиано

 

15 Jazz Ballads
15 Джазовый баллад

аранжировка Ю. Чугунова
"Синкопа", 2000г.
Только описание!!!

Содержание:

 

От составителя

Джазовая баллада - один из самых распространенных и любимых жанров среди джазменов наряду с блюзом, боссановой, джаз-вальсом и др. Красивая мелодия (как и многие джазовые стандарты - это изначально песни) с богатой, изысканной гармонизацией в спокойном, подчас весьма медленном темпе настраивает исполнителя на лирический лад. Лиризм, созерцательность, углубленность, а порой и драматическая напряженность - вот черты присущие этому жанру. Многие великие джазмены оставили нам высокие образцы трактовки баллад. Таковы записи Коулмена Хокинса "Body and Soul", Майлса Дэвиса, Джона Колтрэйна и Телониуса Монка "Round Midnight", Джулиана "Кэннонбола" Эддерли - "Alabama", Джона Льюиса и Милта Джексона "Django" и многие другие. Замечательными исполнителями баллад были Стен Гетц, Билл Эванс, Джерри Мал л и ген, Чет Бэйкер, Эрролл Гарнер и др.
На примере баллад особенно заметна связь джаза с классической музыкой, тяготение к возвышенности и утонченности, - качествам, подчас проявляющимся в джазе, а в некоторых стилях, например, кул, фьюжн, - выходящими на первый план.
В настоящий сборник включены 15 наиболее популярных баллад, которые принадлежат как перу композиторов песенников (Керн, ВанХьюзен, Роджерс, Кармайкл и др.), так и выдающихся джазменов XX столетия: "Дюку" Эллингтону, Эрроллу Гарнеру и Телониусу Монку.
Все пьесы, кроме последней, представлены в моих обработках, в которых я старался придерживаться (в гармоническом плане) изложения, приближающегося к тому, что мы слышим в исполнении джазовых музыкантов. Последняя баллада "Round Midnight" является расшифровкой записи Телониуса Монка и представляет собой, естественно, более сложный концертный вариант этой известной композиции в авторском исполнении. Расшифровка осуществлена студентом Университета культуры Михаилом Спасибо.
Обработки достаточно просты и доступны самому широкому кругу музыкантов-любителей, учащихся музыкальных школ, училищ и вузов. Все пьесы сборника могут служить в качестве материала для гармонического анализа на занятиях по джазовой гармонии.
Надеюсь, вы почувствуете неувядающую прелесть этих "вечнозеленых" мелодий, а те, для кого джаз до этого был "terra incognita", возможно, заинтересуются искусством джаза и этот сборник станет для них первой ступенькой в этот прекрасный и необъятный мир.
Ю. Чугунов

УЛИЦА ГРЕЗ
В молодости ежедневно делаешь для себя какие-то новые открытия, и первое знакомство с классическими джазовыми балладами было настоящим откровением, радостным, удивительным и завораживающим. Снились прозрачные волны океанского прибоя где-то у Гавайских островов и восход солнца в Скалистых горах Калифорнии, прерии и феерии, эспланады и эстакады, сверкающие саксофоны и тромбоны, серенада Солнечной Долины и великолепная семерка, прекрасные песни Бинга Кросби и шоколадные нeгpы с далеких берегов Миссисипи. В воздухе тогда все время пахло весной, постоянным ожиданием чего-то нового впереди.
А впереди лежала бескрайняя страна сотен и тысяч "вечнозеленых" мелодий, которые еще предстояло услышать и узнать, бесконечная улица грез, двигаясь по которой за каждым поворотом встречаешь очередные, непохожие друг на друга, великолепные кварталы имени Керна или Мерсера, Кармайкла или Ван Хьюзена, Роджерса или Арлена. Этой дорогой в свое время прошли многие начинающие любители и музыканты, но путешествие каждого из таких новообращенных в чудесный мир баллад всегда было сугубо индивидуальным, в чем и состояла его привлекательность.
Обычная баллада представляет собой лирическую песню 32-тактовой куплетной формы (А-А-В-А), которая чаще всего исполняется в умеренном или медленном темпе и широко распространена в популярной музыке. Эти песни в разных версиях регулярно используются также и джазовыми музыкантами всех стилей и направлений в качестве исходных тем для своих импровизаций и составляют основу значительной части их репертуара. Когда такие песни становились исключительно популярными "хитами", то со временем они получали название "вечнозеленых" мелодий и превращались в так называемые "стандарты".
Тексты лучших баллад, как правило, включают несколько важных элементов - это легко запоминающееся название, ясные и простые рифмы, размер, подходящий для данной музыки и, собственно, само содержание песни. Большинство из них обязательно рассказывает какую-нибудь романтическую историю, в них говорится о любви, взаимоотношениях между молодым человеком и девушкой, о любовных треугольниках, ревности, расставаниях и т.п. Тема любви вечна, поэтому и популярные баллады на 90 процентов никогда не сходят с этой темы. Бывают также песни-раздумья, связанные с какими-то философскими, созерцательными идеями, с воспоминаниями о родном доме или отражающие текущие события. Но в любом случае всякая "вечнозеленая" тема всегда обладает красивой, неувядаемой мелодией.
Составитель и аранжировщик данного сборника баллад Юрий Николаевич Чугунов (р. 1938) -композитор, известный музыкант и опытный педагог. Он прошел большой творческий путь от саксофониста оркестра "ВИО-66" п/у Ю.С.Саульского до теоретика современной музыки, создателя первого в нашей стране учебника джазовой гармонии (1980), выдержавшего несколько переизданий. В 1997 году вышла в свет вторая часть этого замечательного пособия под названием "Эволюция гармонического языка джаза", содержащая целый ряд новых идей.
Помимо множества других работ и крупных композиций, Ю.Чугунов является также автором весьма увлекательной автобиографической повести, публиковавшейся в "Российской музыкальной газете" (1989-90). В этом газетном варианте она называлась просто "Начало", и в ней он рассказал о своем знакомстве с джазом, появлении глубокого интереса к этой необычной музыке. И ему хорошо знакомо то самое чувство первооткрывателя, когда звуки джаза преломляются через призму твоих собственных эмоций, а затем оседают в душе на всю остальную жизнь. Поэтому со всех точек зрения Ю.Н.Чугунов может считаться надежным проводником в джазовом мире, расставившим в своем песенном сборнике яркие дорожные знаки на этой сказочной "улице грез" в виде наиболее знаменитых "вечнозеленых" баллад ("эвергринов"), которые (как и блюз) проходят красной нитью через всю историю джаза.
Ю. Верменич