15 Jazz Ballads
15 Джазовый баллад
аранжировка Ю. Чугунова
"Синкопа", 2000г.
Только описание!!!
Содержание:
От составителя
Джазовая баллада - один из самых распространенных и любимых жанров среди
джазменов наряду с блюзом, боссановой, джаз-вальсом и др. Красивая мелодия
(как и многие джазовые стандарты - это изначально песни) с богатой, изысканной
гармонизацией в спокойном, подчас весьма медленном темпе настраивает исполнителя
на лирический лад. Лиризм, созерцательность, углубленность, а порой и
драматическая напряженность - вот черты присущие этому жанру. Многие великие
джазмены оставили нам высокие образцы трактовки баллад. Таковы записи
Коулмена Хокинса "Body and Soul", Майлса Дэвиса, Джона Колтрэйна
и Телониуса Монка "Round Midnight", Джулиана "Кэннонбола"
Эддерли - "Alabama", Джона Льюиса и Милта Джексона "Django"
и многие другие. Замечательными исполнителями баллад были Стен Гетц, Билл
Эванс, Джерри Мал л и ген, Чет Бэйкер, Эрролл Гарнер и др.
На примере баллад особенно заметна связь джаза с классической музыкой,
тяготение к возвышенности и утонченности, - качествам, подчас проявляющимся
в джазе, а в некоторых стилях, например, кул, фьюжн, - выходящими на первый
план.
В настоящий сборник включены 15 наиболее популярных баллад, которые принадлежат
как перу композиторов песенников (Керн, ВанХьюзен, Роджерс, Кармайкл и
др.), так и выдающихся джазменов XX столетия: "Дюку" Эллингтону,
Эрроллу Гарнеру и Телониусу Монку.
Все пьесы, кроме последней, представлены в моих обработках, в которых
я старался придерживаться (в гармоническом плане) изложения, приближающегося
к тому, что мы слышим в исполнении джазовых музыкантов. Последняя баллада
"Round Midnight" является расшифровкой записи Телониуса Монка
и представляет собой, естественно, более сложный концертный вариант этой
известной композиции в авторском исполнении. Расшифровка осуществлена
студентом Университета культуры Михаилом Спасибо.
Обработки достаточно просты и доступны самому широкому кругу музыкантов-любителей,
учащихся музыкальных школ, училищ и вузов. Все пьесы сборника могут служить
в качестве материала для гармонического анализа на занятиях по джазовой
гармонии.
Надеюсь, вы почувствуете неувядающую прелесть этих "вечнозеленых"
мелодий, а те, для кого джаз до этого был "terra incognita",
возможно, заинтересуются искусством джаза и этот сборник станет для них
первой ступенькой в этот прекрасный и необъятный мир.
Ю. Чугунов
УЛИЦА ГРЕЗ
В молодости ежедневно делаешь для себя какие-то новые открытия, и первое
знакомство с классическими джазовыми балладами было настоящим откровением,
радостным, удивительным и завораживающим. Снились прозрачные волны океанского
прибоя где-то у Гавайских островов и восход солнца в Скалистых горах Калифорнии,
прерии и феерии, эспланады и эстакады, сверкающие саксофоны и тромбоны,
серенада Солнечной Долины и великолепная семерка, прекрасные песни Бинга
Кросби и шоколадные нeгpы с далеких берегов Миссисипи. В воздухе тогда
все время пахло весной, постоянным ожиданием чего-то нового впереди.
А впереди лежала бескрайняя страна сотен и тысяч "вечнозеленых"
мелодий, которые еще предстояло услышать и узнать, бесконечная улица грез,
двигаясь по которой за каждым поворотом встречаешь очередные, непохожие
друг на друга, великолепные кварталы имени Керна или Мерсера, Кармайкла
или Ван Хьюзена, Роджерса или Арлена. Этой дорогой в свое время прошли
многие начинающие любители и музыканты, но путешествие каждого из таких
новообращенных в чудесный мир баллад всегда было сугубо индивидуальным,
в чем и состояла его привлекательность.
Обычная баллада представляет собой лирическую песню 32-тактовой куплетной
формы (А-А-В-А), которая чаще всего исполняется в умеренном или медленном
темпе и широко распространена в популярной музыке. Эти песни в разных
версиях регулярно используются также и джазовыми музыкантами всех стилей
и направлений в качестве исходных тем для своих импровизаций и составляют
основу значительной части их репертуара. Когда такие песни становились
исключительно популярными "хитами", то со временем они получали
название "вечнозеленых" мелодий и превращались в так называемые
"стандарты".
Тексты лучших баллад, как правило, включают несколько важных элементов
- это легко запоминающееся название, ясные и простые рифмы, размер, подходящий
для данной музыки и, собственно, само содержание песни. Большинство из
них обязательно рассказывает какую-нибудь романтическую историю, в них
говорится о любви, взаимоотношениях между молодым человеком и девушкой,
о любовных треугольниках, ревности, расставаниях и т.п. Тема любви вечна,
поэтому и популярные баллады на 90 процентов никогда не сходят с этой
темы. Бывают также песни-раздумья, связанные с какими-то философскими,
созерцательными идеями, с воспоминаниями о родном доме или отражающие
текущие события. Но в любом случае всякая "вечнозеленая" тема
всегда обладает красивой, неувядаемой мелодией.
Составитель и аранжировщик данного сборника баллад Юрий Николаевич Чугунов
(р. 1938) -композитор, известный музыкант и опытный педагог. Он прошел
большой творческий путь от саксофониста оркестра "ВИО-66" п/у
Ю.С.Саульского до теоретика современной музыки, создателя первого в нашей
стране учебника джазовой гармонии (1980), выдержавшего несколько переизданий.
В 1997 году вышла в свет вторая часть этого замечательного пособия под
названием "Эволюция гармонического языка джаза", содержащая
целый ряд новых идей.
Помимо множества других работ и крупных композиций, Ю.Чугунов является
также автором весьма увлекательной автобиографической повести, публиковавшейся
в "Российской музыкальной газете" (1989-90). В этом газетном
варианте она называлась просто "Начало", и в ней он рассказал
о своем знакомстве с джазом, появлении глубокого интереса к этой необычной
музыке. И ему хорошо знакомо то самое чувство первооткрывателя, когда
звуки джаза преломляются через призму твоих собственных эмоций, а затем
оседают в душе на всю остальную жизнь. Поэтому со всех точек зрения Ю.Н.Чугунов
может считаться надежным проводником в джазовом мире, расставившим в своем
песенном сборнике яркие дорожные знаки на этой сказочной "улице грез"
в виде наиболее знаменитых "вечнозеленых" баллад ("эвергринов"),
которые (как и блюз) проходят красной нитью через всю историю джаза.
Ю. Верменич