Музыкальная редакция Издательского Дома "Муравей" начинает публикацию серии "Композиторы джаза" с, наверное, самого популярного в джазе композитора Джорджа Гершвина. Здесь представлены 15 наиболее известных песен Гершвина в аранжировке джазового пианиста, композитора, аранжировщика, педагога Юрия Маркина. Гершвин не был джазменом, он просто писал песни для музыкальных спектаклей (мюзиклов), но эти песни содержат в себе что-то такое, что в последствии всегда вдохновляло джазменов. Аранжировки Ю. Маркина - чисто джазовые - написанные не сложно, в расчете на музыкальную школу, включают в себя импровизации. Далее в серии будут представлены такие композиторы, как Кол Портер, Ричард Роджерс, Мишель Легран и другие.
Предисловие
Когда в нашей квартире на 2-й авеню в Нью-Йорке впервые появилось пианино,
поднятое через окно гостиной по причине узких лестниц в доме, мои родители
думали, что я как старший сын в семье скоро начну брать уроки музыки.
Но только лишь инструмент установили в комнате, как Джордж тут же придвинул
к нему стул, сел, поднял крышку и сыграл превосходную версию одной из
популярных тогда песен. Помню, на меня особое впечатление произвело мастерское
исполнение им аккордов левой рукой, а также гармонические и ритмические
приемы, столь же профессиональные, как у тех пианистов, которых я слышал
в театрах водевилей. Конечно же, наши родители, младший брат Артур и я
были поражены открывшимся перед нами, ранее неизвестным талантом Джорджа.
Нам захотелось узнать, как и когда он этому научился. Его ответ был очень
простым. При любой возможности он практиковался на фортепиано в доме у
своего соклассника по школе, жившего по соседству. И после небольшой дискуссии
было решено, что уроки музыки следует брать именно Джорджу.
Он очень быстро постиг нотную грамоту и вскоре уже играл партии на ассамблеях
в высшей коммерческой школе, где проучился всего один год. Бродвей и его
музыка привлекали Джорджа гораздо больше, чем будущее бухгалтера. После
прослушивания в знаменитом издательстве Ремика, где его попросили исполнить
не только стандартные песни в обычной обработке, но и транспонировать
их тут же в любой тональности, он был принят на работу в штат издательства
за 15 долларов в неделю. Ему самому, кстати, было тогда 15 лет и он оказался
самым молодым пианистом (или "сонг-плаггером") в этом "профессиональном
департаменте"бизнеса популярных песен.
Хотя Джорджу эта работа нравилась, он решил оставить ее через год с небольшим.
К тому же администрация пришла к заключению, что его стремление сочинять
мешает продавать музыку самого издательства: "Вы должны играть только
то, что мы продаем, а своих композиторов у нас и так много". Но и
отправившись в "свободный полет", Джордж не оставался без работы.
Он был аккомпаниатором у таких известных певиц, как Луиза Дрессер, Вивьен
Сегал и Нора Байес, работал пианистом-репетитором в нескольких бродвейских
шоу, включая мюзиклы Джерома Керна, играл в ночных клубах Бруклина и опубликовал
три своих песни. Однако, вся эта активность не мешала ему продолжать изучение
музыки. Фактически, в жизни Джорджа не было такого периода, когда бы ему
пришлось прервать свои академические занятия - будь то анализ творчества
Шенберга с Эдвардом Килени в 20-х или теоретические упражнения у Джозефа
Шиллингера в 30-х.
Еще в 1918 г. Джордж подписал контракт с издательством Макса Дрейфуса,
который долго был старейшиной среди всех музыкальных издателей. Его первым
заданием было написать музыку к постановке
"Half Past Eight", которая потерпела фиаско после всего лишь
недельного представления в Сиракузах, но следующей была "La La Lucille".
Собравшись написать небольшое предисловие, хотя бы в кратком хронологическом
порядке, я быстро убедился, что даже такой короткий рассказ займет дюжину
страниц. Ведь ни об одном другом американском композиторе никогда не было
написано столь много, как о Джордже. Существует, по крайней мере, шесть
его биографий американских авторов, одна из которых была переведена на
множество языков, включая китайский и японский, и есть не менее пяти других
книг зарубежных музыковедов.
Многое говорилось также о музыкальной разносторонности Джорджа. Действительно,
с одной стороны, он писал популярные песни для Бродвея и Голливуда, а
с другой - сочинял крупные концертные произведения вроде "Рапсодии
в стиле блюз" или "Американца в Париже". Но при этом ему
вовсе не приходилось вести двойную музыкальную жизнь. Благодаря своему
уникальному таланту он столь же свободно мог написать увертюру к бродвейскому
ревю, как и оркестровать свою оперу "Порги и Бесс" Для него
это было одно и то же. Единство его дара было изумительным. Не только
большинство его песен до сих пор исполняется в США, но музыка Гершвина
возглавляет список наиболее часто звучащих американских композиций во
всех европейских концертных залах. А в самой Америке ежедневно проводится
не менее 40 концертов, целиком посвященных музыке Гершвина.
Айра Гершвин
Fascinating Rhythm
The Man I Love
Oh, Lady, Be Good
Someone To Watch Over Me
S Wonderful
Strike Up The Band
Soon
But Not For Me
Embraceable You
I Got Rhythm
A Foggy Day (In London Town)
Nice Work If You Can Get It
Love Walked In
Somebody Loves Me
Summertime
Дж.Гершвин
О.Питерсон
Джазовые композиции
популярные произведения для аккордеона или баяна
составители С.Рубинштейн и Г.Левкодимов
исполнительская редакция А.Суркова
"Музыка", 1983г.
номер 12200
содержание:
Переложение выполнили: № 1—12 —С. Рубинштейн; № 13—20 —Г. Левкодимов