Джордж Гершвин - ноты джаза

Две прелюдии

ноты к произведениям композитора для аккордеона (баяна), фортепиано, гитары

 

 

Аккордеонные переложения
Дж.Гершвин
О.Питерсон
Джазовые композиции

популярные произведения для аккордеона или баяна
составители С.Рубинштейн и Г.Левкодимов
исполнительская редакция А.Суркова
"Музыка", 1983г.
номер 12200

содержание:

 

Переложение выполнили: № 1—12 —С. Рубинштейн; № 13—20 —Г. Левкодимов

Музыка Гершвина для аккордеона Скачать ноты

 

Гершвин - ноты
50 Gershwin Classics
для голоса и фортепиано
Только для информации!!!

 

 

26 сентября 90 лет со дня рождения
Джорджа ГЕРШВИНА (1899 - 1937)

 

Гершвин занимает особое место в истории американской музыки. Синтезируя в своем творчестве приемы современной ему профессиональной музыки с элементами джаза и популярной музыки, композитор создал свой уникальный стиль, в котором национальный колорит и "демократичность" интонаций сочетаются с высоким уровнем композиторской техники. Гершвин - композитор-первооткрыватель. С его именем связано возникновение национальной американской оперы, он является создателем так называемого джазового симфонизма.
Гершвин родился в еврейской семье, эмигрировавшей из России. Отец его владел скромным рестораном в одном из трущобных районов Нью-Йорка - Ист-Сайде, где и прошло детство композитора.
Когда семья Гершвина купила пианино, Джордж неожиданно проявил живой интерес к занятиям музыкой и настоял на том, чтобы ему взяли педагога. Через некоторое время он уже поражал своих сверстников исполнением фрагментов из популярных опер и оперетт. Гершвин стал принимать участие в домашних концертах, посещал концерты знаменитых пианистов. Большую роль в музыкальном образовании Гершвина сыграл серьезный музыкант пианист Чарлз Хамбитцер.
В 1914 году, несмотря на запрет родителей, Джордж оставил занятия в коммерческом училище, где он должен был освоить профессию бухгалтера, и поступил на службу в ното-издательскую контору Джерома Ремика на должность музыкального продавца. В обязанности его входило демонстрировать на рояле песенные новинки. Это стало началом деятельности Гершвина в сфере "Тин-Пэн-Аллей" (Tin-Pan-Alley) - центре развлекательной индустрии Америки.

Длительное время Джодж выступал в незавидной роли "подмастерья". Джером Ремик не признавал за ним право на самостоятельность и уж тем более не принимал для издания его собственные песни. "Вы здесь работаете пианистом, а не композитором", - говорил он. Тогда Гершвин предложил свою песню одной из конкурирующих фирм, где она и была впервые напечатана. Произошло это в 1916 году. Признание пришло сразу. Однако ранний успех не вскружил голову юному композитору. Понимая, что надо совершенствовать свое мастерство, он начинает брать уроки по музыкально-теоретическим дисциплинам и композиции. Эти предметы он с упорством изучал в течение четырех лет.
Ранние песни и оперетты Гершвина еще сделаны по стандартным моделям бродвейских мюзиклов того времени, однако уже в них чувствуется замечательный мелодический дар композитора.
С 1920 года Гершвин начинает постоянно сотрудничать со своим старшим братом Айрой, тонко чувствующим специфику песенной поэзии. Все свои лучшие вокальные сочинения Джордж Гершвин создает в сотрудничестве с ним.
В 1917 году композитор наконец расстается с фирмой "Ремик", а в 1918 году начинается его сотрудничество с крупнейшей нотоиздательской фирмой того времени "Т. Б. Хармс". Она-то и открыла широкий доступ композитора к слушателям, исполнителям, бродвейским театрам.

В начале 20-х годов в Америке началась настоящая джазовая "горячка". "Веком джаза" назвал это время вьщающийся американский писатель Ф. Скотт Фитцджеральд. Известным стало высказывание Гершвина: "Джаз я рассматриваю как американскую народную музыку". Композитору глубоко импонировало мелодическое богатство, красочный гармонический язык и уникальная ритмическая изобретательность джазовой музыки.
В 1924 году по заказу известного в то время руководителя уникального по своим художественным задачам симфонического оркестра Пола Уайтмена Гершвин создает свое знаменитое сочинение Рапсодия в стиле блюз. Это глубоко самобытное произведение для фортепиано с оркестром интереснейшим образом сочетает фортепианный стиль Ф. Листа и СВ. Рахманинова с интонационно-ритмическими особенностями джаза, блюза и популярной музыки. Рапсодия в стиле блюз принесла автору славу первооткрывателя джазового симфонизма.
В 1925 году появляется новое крупное сочинение Гершвина - концерт для фортепиано с оркестром, также имеющий прочные связи с джазовой традицией и имевший огромный успех у публики. В начале 1928 года Гершвин со своим братом и младшей сестрой Фрэнсис предпринял большое турне по Европе. Особенно поразил композитора Париж. Под впечатлением посещения французской столицы Гершвин создает одно из самых своих замечательных произведений - симфоническую поэму "Американец в Париже", в которой органически сочетаются приемы музыкального импрессионизма и достижения знаменитой французской "Шестерки" с интонациями и ритмами блюзов, фокстротов, ярко проступают и джазовые реминисценции.
В 1931 году Гершвин создает свою Вторую рапсодию для фортепиано с оркестром, названную им "Рапсодия в заклепках". Это оригинальное название было вызвано своеобразием вступительного раздела рапсодии, ритмический рисунок которого напоминал композитору шумовую "ритмику" заклепочного агрегата. Первое ее исполнение состоялось в 1932 году. В этом же году Гершвин посетил Кубу, и там у него возникло желание написать музыку, выдержанную в новом для него интонационно-ритмическом строе. Так появилась Кубинская увертюра, насквозь пронизанная ритмами румбы и хабанеры.

В 1934 году было создано последнее крупное симфоническое произведение Гершвина - Вариации для фортепиано и симфонического оркестра. Параллельно с созданием крупных симфонических произведений композитор постоянно пишет музыку к бродвейским спектаклям. За свою недолгую жизнь Гершвин написал музыку к сорока семи спектаклям, из которых восемнадцать - музыкальные комедии. Песни из этих спектаклей становятся чрезвычайно популярными, особенно у джазовых музыкантов. Однако самой давней и серьезной мечтой Гершвина было создание оперы - реалистической, основанной на американском национальном материале. Так возникла народная американская драма "Порги и Бесс"-(по пьесе Д. Хейварда "Порги"), где бытовая достоверность сочетается с глубоким проникновением в психологию простого человека.
Премьера оперы состоялась 10 сентября 1935 года. Это было подлинное рождение американской национальной оперы.
Через два года (11 июля 1937 года) Джорджа Гершвина не стало. Он умер в самом расцвете творческих сил. В Соединенных Штатах Америки его смерть была воспринята как трагическая потеря для национального искусства. "Джордж Гершвин прожил всего тридцать восемь лет. Но за этот небольшой отпущенный ему судьбой срок он сумел сделать для американской музыки больше, чем кто-либо другой за всю ее историю" (Г.М. Шнеерсон).
Е. Шелыгина

Ежегодник памятных музыкальных дат и событий 1989 год