Джазовая хрестоматия для юношества - ноты фортепиано

Джаз

Нотные сборники - Джаз

 

 

Джазовая хрестоматия для юношества
фортепиано
Только описание!!!

Содержание:

 

ОТ БЛЮЗА ДО БЛЮЗЕТТЫ

Имя джазовым пианистам - легион, но среди них есть несколько имен, которые в мире джаза XX века всегда произносились с великим уважением. Большинство пьес этого сборника принадлежит именно таким пианистам, однако творческая эволюция любого джазового инструменталиста, как правило, была неразрывно связана с блюзом.

Блюз никогда не был стилем джаза, а лишь одним из самых главных источников его происхождения. Он явился краеугольным камнем джаза и красной нитью прошел через всю его уже столетнюю историю, служа надежным указателем его подлинности. Ибо до тех пор, пока будет блюз, будет существовать и джаз.
Изначально все великие мастера джаза обращались к блюзу. Один из первых джазовых "королей", новоорлеанский трубач Джозеф "Кинг" Оливер (1885-1938) был также автором ряда традиционных блюзовых тем, из которых наиболее знаменитой считается "West End Blues". Эту композицию он написал в 1928 году, вместе с пианистом Кларенсом Вильямсом. Оливер был опекуном и учителем молодого Луиса Армстронга, и именно Луис в том же году со своим ансамблем "Hot Seven" сделал самую известную запись этого блюза, которую критики и музыковеды причисляют к истинным шедеврам джаза. После него мало кто решался вновь записывать эту пьесу, а иные джазмены просто копировали его. Обычно это бывали инструментальные исполнения, наиболее удачные вокальные версии записали Этель Уотерс (30-е) и Фрэнки Лэйн (40-е).

Многие произведения несравненного Дюка Эллингтона (1899-1 974) тоже нередко представляли собой трансформацию блюза. Сам Дюк не называл собственную музыку джазовой, а негритянской или афро-американской, но он неизменно шел в русле "мэйнстрим". Он был непревзойденным лидером биг бэнда, и когда его спрашивали, на каком инструменте он играет, то он обычно отвечал: "Я играю на оркестре". Тем не менее, в 1939-40 гг. Эллингтон создал немало мастерских джазовых миниатюр, специально ориентируясь на своих уникальных солистов. Именно для них он написал такие совершенные по форме и качеству идей небольшие инструментальные пьесы, как, например, "Concerto For Cootie" (где на переднем плане был трубач Кути Вильяме) или "Never No Lament" (кларнетист Барни Бигард), которые в виду их огромного успеха и популярности позже получили дополнительный песенный текст (автор Боб Рассел) и стали известны соответственно как "вечнозеленые" джазовые стандарты ("evergreens") "Do Nothing Till You Hear From Me" и "Don't Get Around Much Anymore". Они до сих пор находятся в репертуаре современных джазменов, независимо от стиля и направления. Это была одна из сторон многогранного таланта Эллингтона как создателя популярных песен и мелодий, ставших значительной частью его музыкального наследия.

В первой половине нашего века, когда происходило признание джаза как новой формы искусства и его распространение по всей территории США, а затем и во всем мире, последовательно возникали джазовые центры с наибольшей активностью музыкантов. Это были Нью-Орлеан, Чикаго и, наконец, Нью-Йорк, который остается "меккой джазменов" по сей день. Центром джаза на
Среднем Западе страны был Канзас Сити, который играл особую роль благодаря своему характерному стилю музыки, тоже основанному на блюзе и буги-вуги (фортепианные формы блюза на 8/8). Именно с этим городом было связано начало карьеры выдающейся негритянской пианистки Мэри Лу Вильяме (1910-1981), работавшей там также в качестве аранжировщика и композитора в 193140 гг. с местным оркестром Энди Кирка ("Леди, которая свингует с бэндом", так называли ее). Позднее, переехав в Нью-Йорк она выступала как солистка и ее фортепианная игра охватила фактически всю историю джаза, от страйд-пиано и буги-вуги до стиля боп и постбопового импрессионизма. Однако, при этом она умела неизменно свинговать в любом контексте, как никто другой, демонстрируя свое искусство во всех современных идиомах. Ей принадлежит множество сольных фортепианных композиций, одна из которых включена в данный сборник. Что же до Канзас Сити, то теперь там есть улица ее имени.

Среди пианистов джаза известен такой уникальный случай, когда один человек сам по себе был музыкальным стилем, который невозможно спутать ни с чем иным. Это Эррол Гарнер (1923-1977), свинговый музыкант и великий джазовый романтик, трактовавший свой рояль как оркестр. Перкуссивная манера левой руки tempo rubato, богатые, красочные аккорды, исполняемые с энергией, теплом и юмором, и необычайный мелодический дар сделали Гарнера исключительно популярным концертным артистом джаза. Выходец из Питтсбурга, он сразу же стал безусловным фаворитом среди любителей, музыкантов и критиков, как только появился в Нью-Йорке в 1944 г. Рецензенты писали: "На своих концертах Гарнер мгновенно превращает любую мелодию в искрящийся оркестровый шедевр, в настоящий фейерверк звуков". Утверждали, что он не знал нот и все играл по слуху, но это не мешало ему создавать собственные произведения. Как композитору, ему принадлежит ряд чудесных мелодий. В процессе сочинения он просто наигрывал их на рояле и записывал на магнитофон, чтобы не забыть. Есть такая легенда, что как-то в Чикаго в один пасмурный день 1954 года долго не давали посадку его самолету, и у него родилась мелодия "Misty" ("Туманно"), которая вскоре превратилась в своеобразный эталон джазового фортепиано и стала "вечнозеленым" стандартом. Впоследствии Джонни Берг написал лирический текст и эта песня оказалась великим "хитом" для Сары Воэн, когда она записала ее с оркестром Квинси Джонса в 1959 г.
Не менее Гарнера в нашей стране известен также пианист Оскар Питерсон (р. 1925), даже выступивший у нас в 1974 году с тремя концертами, но только в Таллинне, что не помешало ему потом выпустить двойной альбом "In Russia" на фирме "Pablo" его менеджера Нормана Гранца. В активе Питерсона вообще более сотни записанных LP дисков (далее не сосчитать), в основном с малыми составами, в том числе программные работы, например, "Porgy And Bess" (1961), "West Side Story" (1962), "My Fair Lady" (1964) или "Jazz Portrait of Sinatra" и "With Respect To Nat King Cole". В своей игре он всегда демонстрировал великолепную технику и бесподобный сплав элементов эры свинга с гармоническими структурами бопа, оставаясь при этом в фарватере "главного течения" джаза. Как композитор Питерсон известен своим многообразием музыкальных форм - от крупных сюит до джазовой школы для юниоров, включая привлекательные баллады, в которых наряду с искусным композиционным мастерством проявляется его незаурядное лирическое воображение. Три небольших пьесы Оскара Питерсона представлены на страницах этого сборника.

Заметная интеллектуализация джаза 50-х была связана с приходом на сцену новой генерации молодых джазменов, имевших глубокое, всестороннее музыкальное образование. Это благодаря им среди музыкантов стало модным проигрывать отдельные интерпретации сочинений Баха, сидя в джаз-клубе в перерыве между выступлениями, а ветераны свинга теперь, ворча, лезли в музыкальные словари, чтобы отыскать там, что это еще за "чертов канон".
В числе этих новых имен наибольший интерес вызвал талантливый пианист Дэйв Брубек (р. 1920) из Калифорнии, ученик Д. Мийо и А. Шенберга. В начале 50-х наступил период так называемого "прохладного джаза" ("cool jazz") с его обильным применением элементов европейской музыки, и хотя сам Брубек называл своими фаворитами свинговых пианистов Арта Тэйтума, Фэтса Уоллера и Тедди Уилсона, его собственный фортепианный стиль отличался значительной гармонический сложностью, он использовал полифонию, политональность, обращение аккордов и другие "классические" приемы, пытаясь уйти от стандартных "вариаций на тему". Его композициям иногда присуща ритмическая изощренность, у него встречаются весьма необычные для джаза размеры вальса и даже 5/4.
Дэйв Брубек имеет поразительную популярность, он продает астрономическое количество пластинок и его имя пользуется громадным авторитетом у публики во многих странах. Он записывал "кул-джаз", боссанову и "Нью-Йоркские джазовые впечатления" (несколько пьес с этой пластинки печатаются в настоящем сборнике), он объехал весь мир со своим знаменитым квартетом, созданным еще в 1951 году и прославившим его от Польши до Новой Зеландии. Именно в этом составе (кларнет, рояль, бас и ударные) он выступил на концертах в Москве в марте 1987 года при великом стечении джазфэнов со всей нашей страны, которые стали свидетелями блестящей демонстрации виртуозной техники и высочайшего интеллекта в современном джазе.

Единственный джазмен, который стал широко известен как солист на губной гармонике, это Жан "Туте" Тилеманс(р. 1922). Этот инструмент он освоил в 17 лет, а будучи бельгийцем по происхождению, он услышал дома музыку легендарного французского гитариста Джанго Рейнхардта и затем самоучкой овладел игрой на гитаре. С 1951 годаТилеманс преимущественно живет в США, где в 1953-1959 гг. он работал с комбо Джорджа Ширинга, а также имел свой состав. Это превосходный музыкант, который вносит в игру на гармонике достаточно вкуса и мастерства, чтобы компенсировать тональные ограничения этого инструмента, а как гитарист умело сочетает джазовый бит с чувством юмора.

В 1963 г. он сочинил свою композицию "Bluesette" и записал ее, одновременно насвистывая и играя на гитаре в унисон. Эта тема вскоре стала международным "хитом", к которому американский автор-песенник Норман Гим-бел написал слова, использовав "Bluesette" как женское имя. Уже на фестивале "Jazz Jamboree-64" (Варшава) эту песню исполнила голландская певица Рита Рейс, потом ее записал Мел Торме и т.д. В 1975 г. сам Тилеманс сделал новую версию с оркестром Квинси Джонса.
С Джонсом он постоянно сотрудничает с 1969 года, записав с ним на фирме "А&М" ряд прекрасных дисков. Гармоника Тилеманса звучала также на "sound tracks" во многих известных фильмах Голливуда. В ноябре 1972 г. он приезжал в Москву в составе квартета - Боб Джеймс (рояль), Милт Хинтон (бас) и Бен Райли (ударные), и на встрече с нашими музыкантами в джазовом кафе "Времена года" он. конечно, играл свою знаменитую "Блюзет-ту". которая от своего прадедушки Блюза унаследовала лишь фамилию. В нашем сборнике эта пьеса приведена в аранжировке Ю. Маркина.
Апрель 1995 г.
Ю Верменич

Joe Oliver/Clarence Williams
West End Blues
Duke Ellington
A Portrait Of Bert Williams
Concerto For Cootie
Don't Get Around Much Anymore Mary Lou Williams/Sharon Pease
Toadie Toddle
Erroll Garner
Misty (I)
Misty (II)
Oscar Peterson
The Cakewalk
Love Ballade
He Has Gone
Dave Brubeck
Toki's Theme
Broadway Bossa Nova
Autumn in Washington Square
Sixth Sense
Spring in Central Park
Toots Thielimans/Юрий Маркин
Bluesette