Предисловие
С середины 50-х годов уходящего столетия гитара в поп-музыке, как и в
народе, по разным причинам становится культовым инструментом.
Одна из причин «культа» гитары и ее широкого применения в современной
музыке — это развитие индустрии производства электромузыкальных инструментов,
звукоснимающих систем и гитарных приставок («примочек», как говорят музыканты).
При наличии электронных узлов этот инструмент становится универсальным.
Популярность у народа этот инструмент получил вследствие появления на
свет таких кумиров, как Элвис Пресли и группа «The Beatles».
В нашей стране гитарный бум пришелся на начало 60-х годов, что связано
с творчеством популярных в то время бардов — Владимира Высоцкого, Юрия
Визбора, Булата Окуджавы и других, которые исполняли собственные песни
под аккомпанемент гитары. Одновременно стали возникать многочисленные
рок- и поп-группы (вокально-инструментальные ансамбли, или ВИА), где гитара
была лидирующим инструментом.
Несмотря на широкое использование этого универсального инструмента в современной
музыке, методика преподавания, школа, издание учебников и пособий в значительной
степени отстают от мирового уровня. Отечественная школа преподавания гитарной
поп-музыки еще недостаточно сильна, вследствие чего низок общий уровень
исполнительского мастерства. Отдельные талантливые самородки встречаются
в любом городе России, но это не является показателем, так как эти одержимые
люди долго, по крупицам собирали информацию — отслушали километры пленки
и отсмотрели сотни часов видео.
Все, что я вижу на полках нотных магазинов, — это в лучшем случае переложения
популярных песенок и мелодий или суррогат, заимствованный из разных зарубежных
изданий.
Впервые за последние десять лет выходит в свет полноценное учебное пособие
— «Хрестоматия джазовых соло».
Несколько слов об Алексее Борисовиче Бадьянове, одном из составителей
этого издания. Он является известным концертирующим музыкантом, постоянно
играет в различных составах и работает на студиях звукозаписи. Свыше пятнадцати
лет он преподает курс джазовой гитары в Московском колледже импровизационной
музыки.
Предлагаемая «Хрестоматия джазовых соло» — результат его многолетней педагогической
деятельности. Ценность этого учебника заключается в следующем:
1. Это первое отечественное издание подобного рода, в России аналогов
ему нет.
2. Объем информации включает в себя разные стили — от раннего джаза 30-х
годов
до современного, 90-х годов.
3. В хрестоматии отражена вся эволюция развития гитарной музыки, принцип
построения фраз, гармоническое мышление.
4. Хрестоматия универсальна: так как публикуемые соло в основном одноголосные,
предлагаемый нотный материал может быть полезен не только гитаристам,
но и музыкантам
других специальностей.
И последнее: чтобы достичь высокого исполнительского мастерства, необходимо
постоянно анализировать и проигрывать соло мастеров джаза, с тем чтобы
со временем приблизиться к уровню исполнения таких великих гитаристов,
как Джанго Рейнхард, Джо Пасс, Вес Монтгомери и другие.
Желаю вам благополучия и успехов!
Михаил Диков