Е. Овчинников - История джаза

Джаз

Учебник состоит из двух выпусков. В первом освещаются основные этапы становления и развития джаза от его зарождения до начала 40-х годов. Рассматриваются отдельные жанры афроамериканского фольклора, анализируются социальные функции, художественные особенности, выразительные средства традиционного джаза, стиля свинг и других, а также творческая деятельность отдельных музыкантов, представляющих тот или иной стиль.
Для учащихся музыкальных училищ, студентов музыкальных вузов, музыкантов-профессионалов, широкого круга любителей музыки.

 

Е. Овчинников
История джаза

выпуск 1
"Музыка", 1994г.

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эстрадно-джазовое образование в нашей стране охватывает в настоящее время все звенья обучения: начальное, среднее и высшее. В каждом из них среди предметов теоретического цикла особое место занимает курс, посвященный изучению истории джаза. И это закономерно: джаз — это живое современное искусство, в процессе развития сложившееся в сложную систему с различными направлениями, течениями, стилями, с комплексом оригинальных выразительных средств. Выйдя из недр фольклора, за свою более чем столетнюю историю джаз превратился в высокопрофессиональное искусство с ярко художественными, развитыми концертными формами. Не менее важно, что без влияния самого джаза или же родственных ему видов было бы попросту невозможно появление целого ряда разновидностей и жанров, современной эстрады, рок-музыки с ее различными стилями и направлениями. Именно от джаза идут многие приемы, инструментальная и вокальная техника, манера звуко-извлечения, способы интонирования, оркестровые средства, встречающиеся в различных актуальных в художественном отношении жанрах музыки наших дней, не только легкой, но и академической. Более того, джаз неоднократно вступал и вступает в интересные творческие контакты с иными областями культуры и искусства.— с литературой, театром, кино, живописью и т. д.

Развитие джаза объективно включает две фазы: 1) традиционный джаз и свинг и 2) современный (модерн) джаз. Соответственно на два выпуска делится и предлагаемый учебник. Каждый из этих исторических периодов чрезвычайно богат событиями, фактами, включает массу ансамблей, оркестров, имен, относящихся порой к самым различным стилям, направлениям или к их ответвлениям, разновидностям.
Однако при таком обилии материала цель изложения видится все же не во всеохватном раскрытии сложной и многоплановой эволюции джаза со всеми подробностями этого процесса, а прежде всего — в целенаправленном, строгом, хронологически выстроенном анализе, в раскрытии наиболее существенных, важнейших сторон развития джаза, основных движущих сил и тенденций в его истории. Такие тенденции порой сосуществовали, действовали параллельно, иногда перекрещивались, но, как правило, при определяющей, главенствующей роли в каждый данный исторический период какой-то (или каких-то) из них.
Оценить многие, чисто музыкальные стороны джаза порой невозможно без учета окружающих его явлений — социально-экономических, художественно-эстетических и т. п. Здесь проявляются те же закономерности, с которыми приходится иметь дело при изучении тех или иных аспектов культуры и искусства. При этом курс истории джаза должен в целом органично вписываться в общую картину развития музыки, хотя и с постановкой во главу угла именно вопросов собственно джаза, его специфики. Проявление в джазе общих для искусства закономерностей следует подчеркнуть особо, тем более, что среди определенной части и музыкантов и слушателей нередко встречается мнение о якобы полной уникальности, исключительности как самого джаза в ряду других музыкальных явлений, так и об особой роли в нем исполнителей, чья творческая деятельность будто бы принципиально отличается от функций их коллег, занимающихся академической и народной музыкой. При этом часто преувеличивается роль чисто природного дарования музыканта, которого, при всем его огромном значении, все же мало для того, чтобы найти убедительную трактовку художественного решения. В современном джазе исполнителю необходим определенный запас разносторонних знаний, в том числе теоретических» историко-стилистических. Широкие знания в области истории джаза нужны, разумеется, и педагогу.

Изучение джаза осложняется недостатком работ о нем на русском языке. В то же время за рубежом есть немалый опыт в данной области знаний: это и глубокие фундаментальные исследования, и обилие популярных изданий, и обширнейшая периодика. Вот лишь имена некоторых известных авторов: У, Сарджент, Л. Фезер, М. Стерне, Б. Уланов, А. Ломаке, Дж. Л. Коллиер, М. Уильяме, Й, Э.Берендт, А. Дауэр, А> Азрилц Я. Славе, Дж* Виеру, Ш. Делоне, А. Одер и другие. Из советских авторов упомянем В. Конен, А. Баташева, В» Симоненко, Л. Переверзева, В. Фейертага, А. Медведева, В. Озерова, А, Петрова, А, Волынцева, И. Бриля, Ю. Чугунова, С. Ариевича, Т. Айзикович и др.
Обилие работ о джазе (особенно зарубежных) вовсе не означает наличия полной ясности в целом ряде вопросов, касающихся его теории и истории. Напротив, по многим, даже кардинальным проблемам мнения и оценки разных специалистов нередко оказываются диаметрально противоположными, принимают характер альтернативы. Отсюда — необходимость корректировки, уточнений, тщательной проверки фактов. (Кроме того, литература о джазе, в том числе и отечественная, как правило, не предназначена для процесса обучения, не имеет методической направленности.) Так, разночтения имеются в джазовых словарях при объяснении одних и тех же терминов. Единая методология исследования джаза пока что не разработана, у; авторов нет единообразия в подходе к изучаемым проблемам, в оценке того, что наиболее важно, а что второстепенно; нет даже четкого определения, дефиниции джаза; расходятся взгляды на роль художественных факторов, послуживших базой для его зарождения и развития; отсутствует исчерпывающая теория джазовой импровизации, как и вообще единая точка зрения на ее природу и значение в этом виде искусства. Отсюда и различия в оценке роли аранжировки, композиционного начала, подготовленности исполнителя к выступлению и пр, При анализе выразительных средств делается акцент то на одних, то на других элементах. Это относится и к тем или иным стилям: не всегда и не все они оцениваются одинаково объективно: значение одних переоценивается, других — явно занижается. По-разному рассматривается и роль негритянского и европейского факторов в формировании джаза. Подобных расхождений можно назвать еще немало.

Есть и другие трудности, мешающие достижению оптимальных результатов в работе с учащимися. Среди них — пока что явный дефицит нотного материала, что приводит к вынужденной необходимости только одного слухового анализа, нехватка грампластинок, магнитофонных записей и вообще порой слабая техническая оснащенность учебного процесса. Джаз — искусство музыкальное, но к тому же еще и ярко зрелищное, нередко проникнутое духом театрализации. Его нужно не только слышать, но и видеть. Поэтому целесообразны не только посещения концертов, но и использование иллюстративного материала — слайдов, кинофильмов, современной видеотехники.
Материал изложен в учебнике в исторической последовательности. Наличие в литературе уже упомянутых выше разночтений вызывает необходимость довольно частых ссылок на конкретные источники. Некоторые из них труднодоступны, но содержат ценную информацию. Опираясь на нее, мы стараемся поэтому сохранить не только общий смысл приводимого высказывания, но и ход рассуждений, хотя стремимся при этом избегать прямых цитат. Многие нотные примеры также приводятся с пояснениями, почерпнутыми из оригинала, Список использованной литературы приводится в конце каждого выпуска. Думается, что при тщательном отборе материала данный учебник может быть использован как в вузе (во всем его объеме), так и в музыкальном училище (с известными сокращениями).
Автор приносит глубокую благодарность всем музыкантам, принимавшим участие в подготовке и обсуждении этого пособия: В. Конен, В. Медушевскому, А. Конотопу, В. Кузнецову, а также педагогам кафедры полифонии и анализа Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, на которой готовилась данная книга. В нее отчасти вошел и материал из некоторых ранее опубликованных автором работ учебно-методического плана.