Ноты, Аккорды - Гляжу в озера синие - песня

Ноты в Finale

Л. Афанасьев
И. Шаферан

Ноты для гитары, фортепиано, баяна, хора, (аккорды, голос)
к песне "Гляжу в озера синие"
Что такое mus ?

 

 

Скачать ноты к песне
Гляжу в озера синие
Музыка Л. Афанасьева, слова И. Шаферана
Песня из телефильма “Тени исчезают в полдень”

 

 

Аккомпанемент - гитара:

1. pdf - из Сборника

2. - переложение В. Коновалова для семиструнной гитары Альбом гитариста

3. - переложение В.Красного для семиструнной гитары Альбом начинающего гитариста

 

Аккомпанемент - фортепиано (баян):

1. pdf - переложение В. Букина из сборника Наедине со всеми с подтекстовкой

2. pdf - Песни о России с нотами для голоса и аккордами

3. pdf - из Русского шлягера с вокалом и аккордами

4. - переложение Ф.Бриля Любимые эстрадные мелодии

5. - звонкая песня высоты Звонкая песня высоты голос (вокал), аккорды

6. - из Музыкальной орбиты 32

7. - Песни советских композиторов для баса

8. - переложении В.Моделя Популярные мелодии с аккордами

9. - переложение Н.Чайкина Песни наших дней

 

Аккомпанемент Баян, Аккордеон

1. pdf - Аккордеонисту любителю выпуск 2

2. pdf - переложение Ф.Бушуева из Баянисту любителю выпуск 3

3. pdf - преложение А.Талакина из В кругу друзей выпуск 1 с подтекстовкой

4. pdf - преложение И.Лукина из За околицей села выпуск 4 с подтекстовкой

5. pdf - переложение Л. Рашевской Звучала музыка с экрана выпуск 2

6. pdf - обработка А.Суханова Играй мой баян

7. - переложение В. Платонова Первые шаги баяниста

8. - переложение В. Мотова Красно солнышко

9. - переложение В.Нестерова Первые шаги баяниста

 

 

Для хора:

1. pdf - переложение В.Моделя из Поет самодеятельный вокальный ансамбль в сопровождении фортепиано
А здесь повтор Россияночка

Партитура Популярные песни в сопровождении ансамбля русских народных инструментов

Переложение для хора Э. Леонова Концерт в сельском клубе

Переложение С. Маги для вокально-инструментального ансамбля Поем и танцуем и переложение И. Егикова

 

 

Скачать ноты Скачать ноты к песне

Текст песни:

Гляжу в озёра синие,
В полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Спроси-переспроси меня,
Милее нет земли,
Меня здесь русским именем
Когда-то нарекли.
Гляжу в озёра синие,
В полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой,
Грустить с тобой, земля моя,
И праздновать с тобой.
Красу твою не старили
Ни годы, ни беда,
Иванами да Марьями
Гордилась ты всегда.
Не все вернулись соколы -
Кто жив, а кто убит,
Но слава их высокая
Тебе принадлежит.
Красу твою не старили
Ни годы, ни беда,
Иванами да Марьями
Гордилась ты всегда.
Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой,
Грустить с тобой, земля моя,
И праздновать с тобой.
Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой,
Грустить с тобой, земля моя,
И праздновать с тобой.

 

Как известно, «вокальные номера» в кино- и телефильмах звучат по-разному: в кадре и за кадром, не говоря уже о том, что их исполняют как драматические актеры, занятые в фильме, так и специально приглашенные профессиональные певцы. Песню «Гляжу в озера синие» в фильме «Тени исчезают в полдень», звучит за кадром в записи известной эстрадной артистки Екатерины Шавриной. В ней такая полная гармония стихов и музыки, так хороша сама музыка, что ни слова, ни звука не прибавить и не убавить—вот почти дословный пересказ мысли певицы, пожелавшей таким образом выразить и композитору и поэту И. Шаферану горячую признательность за их прекрасное сочинение. Шаврина заметила, что «она сама запелась» и была записана на студии сразу, что случается далеко не часто.
А теперь—две цитаты из материала, опубликованного в газете «Советская Россия» и посвященного этой же песне и ее первой исполнительнице. Одна—из почты читателей: «Такое пение и такие песни—лучшая школа патриотизма, любви к родной нашей русской природе и к людям, которые создают, берегут и защищают эту красоту». Вторая—из беседы с самой певицей, считающей, что с этой песни началась как бы ее вторая жизнь на эстраде: «Всякий раз волнуюсь, исполняя ее, и вижу, как волнует и трогает она людей. Потому, наверное, что согрета чувством родной нашей русской земли».

Дополним маленькую историю появления песни «Гляжу в озера синие», знакомую читателю по предыдущему разделу настоящей работы «Песни», следующими соображениями. Если в иных фильмах песня как музыкальный жанр заполняет собою некий вакуум в развитии действия, то есть если драматургически она может быть даже неоправданной, в фильме «Тени исчезают в полдень» песня «Гляжу в озера синие» оказалась настоятельно необходимой в пятой серии. Таким образом, симфоническая интродукция к телесериалу «Тени исчезают в полдень» тем более удачна, что из ее основной темы и выросла эта песня. Выше отмечалось особое, для Афанасьева, «режиссерское» видение музыки в искусстве кино. Можно ли говорить здесь об интуиции композитора, благодаря которой его мелодии к ряду кинокартин, претерпевая те или иные трансформации, становились в дальнейшем выразителями подчас очень контрастных музыкальных образов? По-видимому, да. Потому что мысль о лирической песне возникла у творческого коллектива фактически на завершающей стадии работы. Но ведь вторая часть интродукции, с ее светлой печалью, заставляющей мысли о личном соединить с мыслями о Родине, то есть сама мелодическая основа будущей песни «Гляжу в озера синие» интонационно связана как раз с динамичной, страстной первой частью интродукции.
Это, действительно, счастливая песня, которой стоит посвятить еще несколько «сюжетов». Первый. Кажется, В. Соловьев-Седой готов был судьбу песни связать с удачным выбором ее названия или с чем-либо другим. Так, в популярной песне М. Исаковского— М. Блантера все решило, по мнению В. Соловьева-Седого, имя «Катюша». Кто знает, что ждало эту песню, если бы ее героиню звали, допустим, Танюша? Если соотнести «теорию» В. Соловьева-Седого с песней Л. Афанасьева—И. Шаферана, может быть, в этом случае залог успеха их творческого содружества лежит как раз в первой строке стихотворения поэта? Второй. Т. Хренников сказал о мелодии песни «Гляжу в озера синие», что она идет от сердца к сердцу. Третий. Песня завоевала в 1972 году приз симпатий радиослушателей как лучшая песня года, за что композитор и получил диплом. Четвертый. Ее записали на радио и продолжают исполнять в концертах (соло и в различных ансамблях) вокалисты всех рангов, начиная с самых именитых...

Роман А. Иванова «Тени исчезают в полдень» уложился в телефильм из семи серий, куда, несмотря на неизбежные в таких случаях потери, вошло все самое основное, ради чего это большое по охвату событий произведение было написано. Действие фильма начинается в предреволюционные годы и завершается уже после Великой Отечественной войны. История одной сибирской деревни, судьба батрачки Марьи Вороновой (в народе ее нарекли Красной Марьей) и ее преемника Захара Большакова, оказавшихся в авангарде борьбы за социальные преобразования в родной деревне Зеленый Дол, трудное становление колхоза «Рассвет», сражение сперва с врагом внутренним, а затем внешним, Победа и уже после нее преодоление новых экономических и нравственных проблем и задач—вот что в присущей ему форме рассказал телеэкран о романе «Тени исчезают в полдень». И в этом напряженном повествовании свое очень точное место заняла музыка Афанасьева, ставшая неотъемлемой частью всего художественного целого фильма.
Темы, так или иначе имеющие важное значение для музыкальной драматургии картины, можно было бы разделить на две группы, связанные каждая с силами добра и силами зла, ибо именно их противоборство—и в конечном итоге победа добрых, светлых сил—и составляет идейную сущность романа и его телевизионной версии. К первой группе отнесем основную тему интродукции, так как кроме своего «откристаллизованного» вида— очень популярной теперь песни «Гляжу в озера синие»—она сопряжена со многими и важными событиями картины и ее положительными персонажами (например, с той сюжетной линией, которая тесно связана с Марьиным утесом). Она везде узнаваема, но всегда будто разная. Впрочем, и в интродукции—музыкальной эмблеме картины—значительность этой мелодии подчеркивается тем, что здесь она появляется, имея два лика. О том, насколько эти лики контрастны, можно судить хотя бы по следующим признакам: в первом случае все звучит энергично, приподнято, может быть, даже чуть торжественно, здесь доминирует тяжелая медь (отметим и метр—3/4), а во втором—движение музыки делается замедленным, наступает царство балалайки, она солирует, сопровождаемая квинтетом струнных, тут немного «не те» гармонии (и другой метр—4/4). В качестве яркого примера трансформации этой темы приведем эпизод убийства Красной Марьи. Он строится на вычлененном мотиве темы. Сам мотив, повторяющийся несколько раз и остающийся незавершенным, словно бы горестно вопрошает: зачем, во имя чего это ужасное злодеяние? И эта вопросительная мелодическая интонация, подчеркиваемая тупыми «шагами» сопровождения, придает всей сцене особо мрачный характер.
Относящаяся к числу примечательных и светлых музыкальных характеристик фильма тема Захара и Стешки нуждается в некотором пояснении: ведь Степаниду (Стешку) вовсе не волновали, как Марью Воронову или Захара Большакова, проблемы переустройства мира, к тому же в известной степени ее следовало бы отнести (по крайней мере в первой половине фильма) к персонажам отрицательным; зная, как ее любит Захар и согласившись выйти за него замуж (разве только для того, чтобы стать «председательшей»), Стешка, заранее сговорившись со своим любовником Фролом, дает ему «похитить» себя во время свадьбы с Захаром, а затем становится женой Фрола. Но для Захара Степанида значила слишком много; будучи однолюбом, он так и остался одиноким навсегда. Сложные отношения этих двух людей выразила их общая тема—лирическая мелодия, слегка расцвеченная нежными подголосками.

Для юного Федора, трагически погибающего на войне от руки своего же отца, изувера и предателя Устина Морозова, композитор находит образную характеристику. Вот, например, два разных по содержанию кадра: мальчик Федор—под домашним арестом (ему не разрешают общаться со сверстниками села) и в кабине самолета, взлетающего в небо. В их музыкальном сопровождении—при наличии некоторой интонационной общности—выразительным остается упругий ритм мелодии, чеканность ее поступи. Именно такая музыка позволяет предугадать мужество и несгибаемую волю будущего бойца, защитника Отчизны, погибающего смертью героя.
С тем же Федором в картине «Тени исчезают в полдень» связана небольшая, но особая страница ее музыки—особая потому, что в симфонически насыщенной ткани картины неожиданно появляется четырехголосный женский хор a cappella. Шутливый по тексту (его автор И. Шаферан), хор «Девичьи советы» сделан в духе подлинных образцов русского музыкального народного творчества. Естественная смена ладогармонических красок (например, мажорная субдоминанта в ми миноре) и такая же естественная метрическая свобода (4и, 5и и '/4), плавность голосоведения—все в этой пленительной песне свидетельствует о большом мастерстве Леонида Афанасьева и его бережном отношении к заветам наших великих классиков.

И, наконец, еще о двух темах картины, но уже относящихся к злым, враждебным силам—к теме четы Морозовых, Пистимеи и Устина, и к теме—«скит»—обобщенному образу людей, группирующихся вокруг Морозовых и, как и они, ненавидящих революцию, готовых нанести завоеваниям Октября смертельный удар. В первой теме ясно выраженное кантиленное начало уступает место коротким, словно бы колючим мелодическим фразам. Они начинают свое движение вперед не сразу, а постепенно, и кажется, что все здесь звучит тревожно и настороженно. И если почти на всем протяжении темы ей сопутствует единственный остинатный аккорд-диссонанс, то тема «скит» вообще представляет собою только цепь диссонирующих септаккордов. Кстати, композитору долго не удавались два этих музыкальных образа: ведь мир уходящий, противопоставленный миру грядущему, миру Марьи Вороновой и Захара Большакова, требовал Других, драматургически точных по контрасту средств выражения .

Музыка к семисерийному фильму... Сам фильм снимался несколько месяцев, но специфика кинематографа (по крайней мере относящаяся к области музыки) такова, что этих реальных нескольких месяцев у Афанасьева просто и быть не могло. Работа над музыкой фильма заняла у него всего полтора месяца, никак не более. Суть же этого экскурса в историю заключается в том, что композитор обладает завидной способностью погрузиться в творчество, забыв обо всем на свете. Пожалуй, только этим объясняется тот факт, что крайне сжатые сроки сочинения музыки не повлияли на ее художественную сторону, а может быть, даже оказали по-своему благотворное действие. Ведь так уже было с музыкой фильма «Память сердца». Так получилось и с музыкой фильма «Тени исчезают в полдень»—яркой, сильной и драматургически убедительной.