Б. Асафьев - О хоровом искусстве

Часть II ХОР И КУЛЬТУРА
ФОЛЬКЛОР И МАССОВАЯ ПЕСЕННОСТЬ

Б. Асафьев (книги)



Книги, литература, сборники песен с нотами (хоровые песни)

 

АРМЕЙСКИЕ ПЕСНИ

 

 

Вот сборник безусловно нужный и ценный. Это — подлинное отражение народной думы о войне, а не надуманное фальшивое кропание нот «по поводу и по случаю». И как бледнеют все «тыловые» музыкальные выдумки по части «патриотизма» рядом с песнями, от которых веет свежестью родника, то есть народного творчества. В них запечатлелось все передуманное и пережитое среди тягот, страданий и горестей военного времени, но лишенное резкостей, грубостей или сентиментального нытья. В том и ценность народной песни, что она впитала в себя долю духовной энергии множества личностей и что на ней отложились переживания тысячей душ: в ней и возле нее сосредоточены усилия и помыслы воли и мысли громадного числа людей. Правда, сглаживаются следы личного начала, ибо в песне остается лишь то, что прошло сквозь «цензуру» большинства, и осталось лишь важное с народной точки зрения, но благодаря этому песня становится роднее и ближе массе, ибо каждый человек находит в ней нечто понятное, трогающее и дорогое. Чем величественннее, значительнее события или, даже независимо от них, чем острее чувствуется жизнь — тем духовнеее и глубже становится содержание народного творчества и сосредоточеннее взгляд на мир; и тогда нет места пошлости и легкомыслию. Знакомство с записанными военными песнями позволяет выразить надежду, что в них чувствуется поворот к симпатичному, хорошему и музыкально-ценному в сравнении со стилем частушек. Склад песен, конечно, не старинный, то есть гармонический, без сплетения и завитков подголосков. Форма обычно одна и та же: выступает запевало, к нему присоединяется или весь хор, или сперва один голос (обычно в терцию). Размер не богатый и приноровлен к ходьбе, но есть исключения (например, песня «Ай, да ты калинушка»). Но и в пределах ритма и темпа шага бывают очаронательные выпады из двухмерности и четности (например, песня 4 «Вы послушайте, стрелочки»). В песне 6 «Пишет, пишет царь немецкий» любопытно парное чередование, ударение (в одном такте на первой доле, в рядом лежащем — на второй), причем это же подчеркивается, расстановкой слогов и лигатурой. Песен, сочиненных специально для текущей войны, немного, больше приспособленных и уже известных, но характерен и самый выбор и манера приспособления. Ценно, что во многих ощущается старинная ладовая основа. Записаны песни хорошо, хотя кое-где заметны спешность и надуманность. Так, в песне «Последний день нам, братцы, миновался» досаден sol diese в сопровождении: пустое трезвучие без терции более соответствовало бы диатоническому складу песни. Странно выглядит гармонизация второго такта в песне «Вы послушайте, стрелочки». В общем же дело сделано хорошее. Желательны дальнейшие записи и их издания.