Часть II ХОР И КУЛЬТУРА
ФОЛЬКЛОР И МАССОВАЯ ПЕСЕННОСТЬ
Б. Асафьев (книги)
Книги, литература, сборники песен с нотами (хоровые песни)
Наша музыка живет прежде всего напряженнейшим песенным движением. Размах его столь грандиозен, что мы, современники, видим только вспыхивающие повсюду его ростки, побеги, те или иные удачные «попадания» отдельных композиторов. К тому же направляющие стилистические данные, если их систематизировать по различным признакам и группировать,— уже результат единого процесса, лаборатория которого в руках и голосах умельцев из среды одареннейшего музыкального народа.
Сколько раз случалось слышать при остановке ли поезда, где-либо вблизи
поселка, при странствованиях на лодке по северным рекам, да и просто на
любой прогулке частушку с такими затейливо-одушевленными наигрышами. Но
лишь потом, с значительным опозданием, да и то лишь приблизительно, они
попадали в музыкальную ткань композиторов. То же с мелодикой, то же с
ритмом, кадансами и вообще всеми элементами музыки: народ впереди. Он
создает, импровизируя, свой музыкальный язык и стиль, как создавал всегда.
Октябрь дал массам широкое общение с музыкой великих классиков и современной
музыкой. Впечатлений необозримо много. Самодеятельность переводит слышимое
в живое постигание. Естественно, что в окружающей нас музыке—«устной традиции»—живут
и старые деревенские попевочно-подголосные навыки, и перепевы «жестокого»
чувствительного городского романса, и — всюду и везде — замечательное
завоевание народной музыки: чуткая
частушка — барометр нарождающихся интонаций. Во всем этом сплаве много
материала, преломляющего музыкальные впечатления настоящего времени.
Тут надо только уметь слушать, как это происходит: слышать народный творческий
метод, а не только отбирать, руководствуясь личным вкусом.
В основном ход вещей был таков: в исконной, то есть старинной, крестьянской
песне, как пережитке отдельнейших стадий человеческой культуры, композиторы
отбирали нравящиеся темы и их обрабатывали. Значит, не вся народная музыка
считалась «пригодной», а лишь то, что в ней отошло далеко. Живая народная
музыкальная действительность в ее конкретных интонациях звучала «вульгарно».
Точнее: в большинстве своем музыканты слушали «свое», а о творческом методе
народа с трудом догадывались, да и то чисто аналитически, формально-конструктивно.
Конечно, исключение из исключений — Глинка. Он почти не цитировал. Он
усвоил народное творчество, как природный язык. И музыка его стала органическим
обобщением народной, широко интеллектуальной художественной культуры.
А Бородин! Он гениально умел слышать живую народную интонацию, сквозь
нее понимал, как становятся жанры народной музыки. И создавал: плач Ярославны,
крестьянский хор в «Игоре». Создавал из элементов народной звукоречи и
преломлял в своем воображении передового музыканта современности.
Глинка, Бородин — проницательнейшие индивидуальности. Только после Октября
сознание всех советских музыкантов обратилось к народной музыке СССР не
как к фольклору, а как к живому творчеству. И если композитор осознает
творческий метод этого искусства, то как бы ни оригинальны были особенности
его личного дарования, он не заблудится в субъективном обособленном мире
«только своих» звучаний. Само собой разумеется, что в СССР живет и должно
жить искусство обработки народных мелодий, что борьба за создание массового
песенного стиля не означает сочинения одних песен, что потребность в максимально
исполнительски «портативной» песне не означает вульгаризации и опрощенчества,
а служит стимулом к соданию классического строя и стиля «массового песенничества».
Наконец, песня, песенность, песенное— эти понятия объективизируются в
некое долженствование: не только песня как некая простая четкая массово-ходкая
интонация в оправе «малой формы», но как содержание музыки, противополагающее
себя индивидуальному романсному, скажем, стилю или мелодии в ее обычном
обобщенном характере либо оперного, либо танцевального, либо романсного
типа с тем или иным отпечатком личного «почерка» композитора.
Песня, песенность — это, прежде всего, элемент музыки, основная природа
которого предполагает в композиторе и слушателе конкретное ощущение, что
тут источник в человеческом голосе (голос в обычном смысле, невокальном)
и дыхании. Напев в его развитом виде может быть и инструментальным.
В исконной же своей природе он создался под внушением голоса, и инструмент,
его выявляющий, управляется голосом, дышит— не тем ли является для нас
тон виолончелиста, туше пианиста, качество ведения смычка скрипачом? Все
это от живой интонации человеческого голоса.
Если понятно, в чем заключается в музыке смысл или жизнеспособность песенности
и песенного и почему для всех людей в мелодии слышна душа человека, то
понятна всеобщая популярность композиторов-мелодистов, которых всегда
любят, а прочих, в лучшем случае, только уважают или принимают их ценность
на веру, со слов специалистов. Эти композиторы-мелодисты народны, невольно
народны, ибо они в своем творчестве близко подходят к народному музыкально-художественному
творческому методу: рождению музыки из живой интонации, как «звукопроизнесения
чувствуемой мысли».
Октябрьская революция, повернув композиторское внимание к оценке народной
музыки во всей ее содержательности и процессуальности, наконец, к ее «настоящему
состоянию» и целеустремлениям, намечавшийся раньше разрыв музыки индивидуальной
от массовой решительно преодолела и привела к ясной принципиальной установке
на единственно верный путь к обратному процессу — к органической связи
индивидуального искусства с народным. Не как с фольклором с его экзотически
интересным содержанием, а как с безусловно художественно-творческим мировоззренческим
явлением. Хлынувшая широким потоком в массы «художественная музыка» должна
была вызвать во вкусах и способностях то брожение, которое помогло бы
уже намечавшимся массовым стремлениям выйти из ограниченного для них круга
музыки. Начавшееся постижение композиторами народного искусства как творчества
в многообразной его действительности вело к изучению вкусов и техники
массового музицирования, а следовательно— к освоению творческим методом
культур всего Союза.
Самое понятие «народная музыка» расширяется, теряя знак равенства, «народная»
— значит крестьянская песня, да еще в ее архаическом наследии. Растет
интерес к частушке с ее искристой техникой «обыгрывания» наигрышей, к
сложному перерастанию былой песенно-распевной ритмики в современную акцентно-техническую
и маршевую походную, наконец, и к современной массовой манере «подхватов»
голосом, к своеобразию пауз-цезур и т. д. Надо различать формально-педагогическое
понимание песни как малого жанра от песни как области напряженнейшей работы
мысли и пламенного чувства, как лаборатории стиля, где преломляются и
«перемалываются» традиции сквозь множество диктуемых жизнью музыкальных
навыков.
Область песни в этом смысле самая близкая, самая чуткая, дающая возможность
наиболее непосредственного «перевода» живой интонации в художественную
форму.
Великое движение за массовую песнь — движение за преодоление разрыва между
художеством личным и объективно-народным. Одно живет другим. Ни «большие»,
ни «малые» формы, ни симфонии, ни оперы не отменяются. Но впереди всего
познание и усвоение жизнерадостных и жизнеустойчивых живых интонаций,
на которых в данную эпоху базируется живая «музыка устной традиции» с
ее замечательными мастерами. Результаты такого познавания проникают во
все области нашей музыки.
Плодотворнейшее движение музыкальной самодеятельности не только в его
торжественных, выступающих ярко на фоне всей советской действительности
отчетных концертах, празднествах, съездах, но и в постоянной текущей работе,
особенно содействует познаванию музыки широкими массами.
В сущности, что такое музыкальная самодеятельность? Это — прежде всего
рождение активного, участвующего в создании музыки по мере сил, умения
и способностей массового слушателя. Вникнем: ведь одно дело — пассивно-созерцательное
слушание музыки в концертах. И совсем другое дело — уметь в искусстве
что-то и самому совершить, выполнить, да еще выполнить не в условиях домашнего,
случайного «показа талантов», а в условиях товарищески организованного
соревнования при широком общественном внимании.
Основной стимул роста советской музыки — то, что сам советский народ определяет, что он хочет слушать и слышать в родном искусстве. А он не хочет одних только антикварных или современных редкостей. В этом суть, а на ней-то основывается и общественное положение, и принципиальная целеустремленность деятельности композитора в СССР, и подлинно демократические по своей направленности системы музыкально-технического и высшего художественного образования. Ибо в них, в этих системах,— тот же простой по своей государственности ясный лозунг: дело искусства — дело народа; да еще в государстве, где народ на деле — полновластный хозяин и где, естественно, каждому таланту — честь и место. Но, прибавим, если носитель таланта обладает этически художественным чувством-пониманием смысла всякого художества. В отношении музыки это понимание можно выразить образно так: «в пустыне не для кого петь». И не все композиторы живой действительности подобны мифическому Орфею, чтобы заказать себя слушать и горам, и скалам, и растениям, и животным. Советские композиторы предпочитают быть Антеями.