Б. Асафьев - О народной музыке

Часть II
Фрагменты работ, посвященные русскому крестьянскому песенному искусс

Б. Асафьев (книги)



Книги, ноты, литература о музыке

 

КРЕСТЬЯНСКОЕ ПЕСЕННОЕ ИСКУССТВО
(Программа исследования о русской народной песне)

 

 

Глава 1. Творчество устной традиции в музыке. Его основные черты: преобладание чистой мелодической протяженности и линеарности; диатонизм; полиритмия и рост ткани (подголосочность); текучесть и изменчивость очертаний за отсутствием устойчивой фиксации; варианты; «бродячие сюжеты» (напевы); песня — линия напева -j- линия словесной интонации. Процесс кристаллизации ладов и элементарных форм (собственно схем) в песне. Вариация. Куплет. Так называемый свободный ритм песни.
Глава 2. Вопрос о происхождении русского народного песенного творчества и его история. Существование песни в прошлом. Мыслима ли археология песни. Песенная культура и ее социальная база. Музыка деревни и города. Музыка как тесно связанная с бытом потребность эмоционального выражения (музыка быта) и так называемая художественная музыка («творчество по окристаллизовавшимся в записи (в печати) формам»).
Глава 3. Процесс поглощения народной песни городом («художественная обработка»). История собирания, записи, претворения и изучения народной песни в России.
Глава 4. Виды песни. Простейшие песенные соотношения элементов лада; роль ассоциаций как фактора оформляющего; процесс развертывания мелоса в протяжной песне и в скорой. Песня и танец (роль мышечно-моторных ощущений в ритмической и ладовой структуре песен). Чисто песенный мелос («дыхание») и инструментализм. Различия в инструментально-песенной интонации в зависимости от рода инструментов (струнные, духовые). Ударные инструменты (как самостоятельный фактор и как сопровождение).
Глава 5. Импровизация. «Попевки». Орнамент (его происхождение и его виды). Как достигается и чем обусловлена динамика песенного мелоса. Песня и охватываемое ее пространство. Мелодические и речитативные («сказовые») образования народно-музыкального творчества. Связь последних с речевой интонацией и их многообразие. Промежуточные образования между чисто песенной и речитативной («сказовой») интонацией. Былинные напевы. Духовные стихи.
Глава 6. Современное положение песенного творчества в СССР. Что сделано и что делается. Личные впечатления от путешествия по Северу. Выводы.
Размер книги 8—10 листов.