Б. Асафьев - О народной музыке

Часть II
Фрагменты работ, посвященные русскому крестьянскому песенному искусству

Б. Асафьев (книги)



Книги, ноты, литература о музыке

 

О ЗАДАЧАХ МУЗЫКАНТОВ В ФОЛЬКЛОРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

 

 

Музыкальная сторона предполагаемой ГИИИ экспедиции на Север содержит два уклона: первый — к совместным заданиям со словесным и театральным отделениями, второй — к самостоятельным заданиям. Совместная работа со словесниками должна протекать во многих областях, начиная от взаимной помощи в записи песен и кончая наблюдениями над музыкальными свойствами и особенностями речевой интонации — проблема, крайне остро поставленная в русской музыке еще Мусоргским (правда, для чисто творческих, а не научных целей), а теперь интересующая и музыковедов, и филологов как у нас, так и на Западе.
Работа музыкантов с сотрудниками театрального отделения пойдет — что вполне естественно — по линии совместного наблюдения и записи сохранившихся действ и обрядов (например, свадебного), в которых театральное начало так неотделимо от музыкального, что было бы большим упущением при столь благоприятных условиях как общеинститутская экспедиция не наладить тесной связи сотрудников различных отделений.
Что касается чисто музыкальных заданий, то они настолько велики и обширны, что — я полагаю — необходимо будет на первых порах ограничиться сравнительно скромными. Прежде всего, конечно, необходимо записать (и непременно двойной системой записи: фонограф и от руки, т. е. запечатлеть фонографом более ценное, как дополнение записи от руки) напевы не только «досельных» песен, но и современных частушек, в интонации которых мне довелось наблюдать поразительно ценные приемы и оригинальную манеру, так что пошлейший мотив приобретает художественную ценность. Кроме того, безусловно необходимо обратить внимание на то, с чем раньше особенно мало считались: записывать не только напевы песен или былин или духовных стихов, но причитаний, кличей, заговоров и — особенно — остатков инструментальной импровизации, включая всевозможные наигрыши, словом, все то, что раньше большей частью считалось недостойной внимания мелочью.

Надо сказать прямо, что предпринимавшиеся раньше экспедиции за народным музыкальным богатством на Север, за небольшими исключениями, страдали двумя существеннейшими недостатками: записывалось то, что эстетически удовлетворяло тонкий и изощренный слух ехавшего композитора, т. е. то, что было интересно в своей рельефной законченности и завершенности, а не то, что является научно ценным в эволюции мелоса, хотя бы само по себе это было продуктом переходного момента или же казалось грубым нарушением школьных правил музыкальной композиции. Затем, в самой записи — вследствие указанного взгляда — стремились не столько охватить ход развития крестьянского песенного искусства и вообще народной музыкальной интонации, сколько возможно полнее представить одну какую-либо сторону или тот или другой особенно развившийся вид. В итоге все, что получалось, страдало однобокостью.
Теперь, когда проблема мелоса и эволюции мелодического строя композиции является очередной — и не только у исследователей музыки, но и в музыкальном творчестве, наша экспедиция должна быть в полной мере научно-исследовательской в музыкальном плане экспедицией, т. е. идти не от личных эстетских чисто вкусовых стремлений к записи отдельных частных явлений, а от определенных заданий общемузыкально-исследовательского порядка: вести наблюдения и запись таким образом, чтобы отмечать все ценное, характеризующее процесс, ход развития народного музыкального искусства, и чтобы заполнить по возможности ужасные пробелы в имеющемся материале, где целые интереснейшие области (например, причеты и инструментальные импровизации) почти совершенно отсутствуют. Только тогда, хоть отчасти, можно будет получить настоящее понятие о громадной роли музыкального творчества в народном искусстве вообще и о значении музыкального начала во всем быту и во всей жизни Севера. Что касается местностей, в которые надлежало бы на первых порах поехать и их обследовать, то я полагаю, на основе личных наблюдений, что прежде всего надо обратить внимание на Прионежье, на его западную часть (вплоть до углубления для-ради интересных аналогий в Карелию) и на северную. Это области, в которых процесс истаивания «досельного» искусства совершается с наибольшей быстротой. Если же останется еще время и возможности, то, безусловно, необходимо будет нащупать почти девственную в отношении современной культуры область восточного побережья Онежского озера, включая Каргополь, и затем спуститься по реке Онеге — с ее верховьев — до Белого моря.
В заключение должен еще добавить, что помимо записей и наблюдений в Онежском крае можно встретить собирателей с уже скопленным музыкальным материалом, который ждет критической оценки и. приобретения.