Б. Асафьев - О народной музыке

Часть III
Фрагменты работ, посвященные музыке устной традиции разных народов

Б. Асафьев (книги)



Книги, ноты, литература о музыке

 

ГРЕЧЕСКАЯ МУЗЫКА

 

 

История греческой музыки, строго говоря, пока неосуществима, ибо не сохранилось объекта истории, т. е. такого количества реальных памятников, которые давали бы возможность исследователю восстановить целиком эволюцию греческой музыки, изучая ее самое, самый характер ее звучаний, а не свидетельства о ней и не одни только теоретические воззрения и трактаты. До сих пор найдено и расшифровано очень ничтожное число образцов греческой музыки, но и они либо с пропусками, либо же очень короткие (а кроме того, есть среди них и сомнительные).
<...> Народные песни новой Греции испытали на себе влияние византийского литургического пения, итальянской народной мелодики (на западном побережье Греции и на Ионийских островах) и турецкой песни (на побережье Малой Азии), В XIX веке в Греции еще встречались преемники древних рапсодов, певцы традиционных сказаний, как, например, песни о падении Константинополя. Это была монотонная речитация в пределах узкого диапазона под аккомпанемент упрощенной лиры. В современной Греции еще удержались песни хороводные (под названием «трагудия ту хору»), носящие характер баллад и сопровождающиеся медленным танцем, песни любовные, весенние (встреча ласточек), поющиеся на дистихи (из двух пятнадцатислоговых стихов), и др. Мелодии греческих песен построены или на звукорядах с увеличенной секундой (турецкое или арабское влияние) или на диатонических ладах с преобладанием эолийского лада (натурального минора, древнегреческого гиподорийского лада). Часто встречаются мелизматические украшения восточного типа. Ритм песен нередко сложен и неправилен.