Б. Асафьев - О народной музыке

Часть III
Фрагменты работ, посвященные музыке устной традиции разных народов

Б. Асафьев (книги)



Книги, ноты, литература о музыке

 

ГРЕЧЕСКАЯ МУЗЫКА И КУЛЬТУРА СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

 

 

Наши познания музыкальной культуры Средиземноморья в отношении интонационном и скудны и неустойчивы, что очень жаль, ибо там — зори европейской музыкальной культуры.
О музыке Греции написано много, и можно еще написать много. Но что это?. Не очень понятно, качественно и технически, каким было пение греков и какова была вокальная упругость интервала. Конечно, судя по греческому учению об этосе, слух античности стоял на высокой стадии в отношении различения интонационного смысла каждого отдельного лада. Но ведь дошедшие до нас характеристики этоса античных ладов могли быть остатками первобытной магии священных формул заклинаний, связанными с теми или иными традиционными полевками, бережно хранимыми. А насколько, до каких пор и вообще когда эти этические качества ладов были формами живого восприятия именно так интонируемой музыки,— утверждать ничего точного нельзя. (.) Только вдумчивое изучение практики народного творчества, переведенное из стадии акустических измерений в стадию осознания художественно-интонационного процесса,— разумею изучение в условиях живого звучания, еще наличествующего в условиях нашего времени,— поможет услышать то, о чем размышляет Аристоксен (род. около 354 г. до н. э.), самый чуткий к происходящим в музыке интонационным явлениям греческий писатель. Его «Элементы гармонии» и отрывки из «Элементов ритмики» действительно помогают уяснить многое в эволюции слышания и в практике живого звучания.
В период рассеяния античной культуры и соприкосновения с Востоком поздней античности шло синтетическое новообразование музыкальных интонационных культур в центрах образованности тогдашнего мира.

<...> Есть полные основания предполагать, что с первых веков существования христианских общин происходил сложный процесс переосмысления музыкальных интонаций всего присредиземноморского мира.
Кризис интонаций лирики Средиземноморья в условиях и свойствах музыки устной традиции — так можно определить происходивший процесс переоценки и переплавки в новый эмоциональный строй наиболее для этого приспособленных и доступных сознанию христианской массы лирических напевов параллельно новому мелодическому творчеству.
Стадии эволюции этой кризисной поры в культурах поэзии и песнопевческой лирики Средиземноморья проследить невозможно — ведь это едва ли не шесть веков. Масштабы и пространства неодолимые, а музыкально-интонационный материал приходится восстанавливать назад по аналогиям с последующими явлениями. Кроме того, неведом музыкальный фольклор, т. е. интонационная опора для исследователя слуховых навыков и культуры слышания. И еще «прорыв» — «сфера туманностей»: инструментальные интонации тех далеких веков! Что касается различного рода движущих сил в этой длительной интонационной революции, то позволю себе высказать одно предположение: сочетание слово-звука, ритмоинтонация, откуда и произошло потом многообразие вокальных жанров, является самостоятельным искусством.
Средиземноморская музыкальная культура вплоть до завершения первого более или менее ясно наблюдаемого «кризиса интонаций», т. е. до создания системы «григорианского хорала», была синкретическим искусством «ритмоинтонации», в котором слово и тон сливались неразрывно.
<...> Мы вместе с П. П. Сувчинским организовали выпуск литературно-музыкальных сборников «Мелос». Почему «Мелос»? Мне думалось, что еще в Средиземноморской культуре и особенно в Греции родилось параллельное «логосу» слуховое постижение музыкальных явлений, обусловившее своеобразно греческий критерий напевов — ладовый этос. Я не рисковал назвать сборники «Мелодия», потому что о мелодии в европейском смысле слова в условиях средиземноморской культуры звука и слуха трудно было мыслить — во всяком случае, при наших сведениях о греческой музыке в отношении слуховых навыков и впечатлений. Осмеливаюсь сказать, что даже Аристоксен точной формулировке еще не поддается.
Содержание понятия интонация мне тоже не раскрывалось тогда в полной мере. Итак, я остановился на названии «Мелос», в чем для меня акцентировалось смысловое познавательное проявление музыки в ее мелодической (ладовая культура роспевов) — преимущественно — природе, т. е. в поступательном движении звуков. Кроме того, «Мелос» объединял в себе и музыку устной традиции. Ряд видных знатоков античности тоже одобрил такое название сборников.

<...> Мелос — основа музыкальной динамики. Не пошлая мелодика, сама обусловленная тонико-доминантовой гармонической формулой, а песенно-напряженное мелодическое начало, из которого исходит вся великая музыкальная культура Востока.
Культура, напитавшая и средиземноморское побережье и равнины Восточной Европы. Не пришло ли время, когда западноевропейское музыкальное искусство опять, как на заре своей истории, должно получить оздоровление у истоков мелоса?