Часть III
Фрагменты работ, посвященные музыке устной традиции разных народов
Б. Асафьев (книги)
Книги, ноты, литература о музыке
<...> Музыка образованного сословия уже с XI века, если не раньше,
стала питаться не одними уже высыхавшими соками григорианского хорала,
а шедшими из народных источников (главным образом из песен-танцев),
из музыкальной практики бродячего люда (ваганты) и из чисто бытовых потребностей
(«звуковая сигнализация») материалом. Картина, нарисованная Мозером, убеждает
нас прежде всего в том, как глубоко в народных слоях коренятся первоистоки
западно-европейской, в данном случае, германской музыкально-инструментальной
культуры, и насколько она, по существу своему, демократична с самых первых
шагов своих. Среди русских ученых мало кого привлекала область музыкальной
культуры. Филологи и этнографы привыкли оперировать, имея дело с народным
творчеством, только со словом. Только в поразительно проницательных трудах
А. Н. Веселовского музыкант-исследователь, внимательно их изучая, может
почерпнуть много ценного, помогающего ориентироваться. Для понимания исходных
моментов эволюции западно-европейской культуры все еще незаменимой является
глава «Святочные маски и скоморохи» в работе его «Разыскания в области
русских духовных стихов». Возникает даже соблазнительное предположение,
что родоначальником «мирских» певцов и инструменталистов явился все тот
же «универсальный актер на все руки» потешник-мим. Другой отличной работой
на русском языке, проясняющей перспективы музыки средних веков, не будучи
специально-музыкальным исследованием, является книга академика В. Ф. Шишмарева
«Лирика и лирики позднего средневековья».
<...> Я с уверенностью утверждаю, что в музыкознании и у нас, и
в Европе отводилось чрезвычайно мало места. вопросам «музыкальной колонизации»
(пути распространения музыки,
«странствования и превращения» напевов; идеи музыкального национализма
и универсализма; музыкально-интернациональные объединения; представления
о музыке как едином языке человечества; музыка устной традиции и ее пропаганда.).
<...> Кроме того, в отношении музыкального народного творчества
особенно поучительны выводы школы Сиверса и, отчасти, работы Рутца 10.
<...> Бытовая музыкальная практика шла вперед, ища новых и новых
средств выражения, вслед за изменившимся ритмом и темпом жизни. И любопытно,
что каждый социальный слой имел своих профессионалов-исполнителей: власть
— своих, народ — своих. Даже в среде «бродячих» музыкантов стали постепенно
выделяться городские музыканты-чиновники — «городские дудошники» и особая
категория «покровительствуемых вагантов». Строго говоря, с момента «осядания»
(стремления к оседлости) странствующего люда (надо помнить о всесторонних
дарованиях каждого бродячего «мима», «потешника», «шпильмана», «жонглера»
и т. д.) и выделения из него музыкантов-профессионалов начинается эволюция
западно-европейской городской музыкальной культуры.
<...> Музыка должна служить самым первичным и элементарным потребностям
социального организма: по природе своей, обладая драгоценным свойством
«зычно» нарушать молчание, она вошла как необходимейший элемент в систему
сигнализации. Замковые горнисты и литавристы, городские барабанщики, трубачи
и дудошники, сторожевой набатный колокол, башенные часы, рог ночного дозора
и т. д.— вот различные, но служащие одной и той же цели деятели и факторы:
или предупреждать, или напоминать. Села и деревни, конечно, тоже знали
и знают свою систему «музыкальной сигнализации». И ведь сколько красивого
материала дали так называемой художественной музыке военные и охотничьи
фанфары, пасту-шечьи наигрыши, базарные и уличные кличи, колокольные гармонии
и полиритмия! Но уже в использовании музыки для зова, призыва, предуведомления
об опасности, напоминания о времени дня или ночи, дляскликания животных
и людей, для устрашения (музыка при экзекуциях) и принуждения (ритмы и
интонации рабочих песен) кроется признание за ней одного из главных, а
в социальном плане главнейшего ее свойства — импульса к объединению и
обобществлению чувств и поступков.