Часть III
Фрагменты работ, посвященные музыке устной традиции разных народов
Б. Асафьев (книги)
Книги, ноты, литература о музыке
(.) Глинка понимал, что без изучения языка интонационно не доберешься
до народной сущности и в музыке и что только интонационное обоснованное
слушание и изучение народной песни поможет ему уяснить, где и в чем заключается
подлинное народно-национальное содержание, то свое, что делает испанскую
музыку явлением глубоко своеобразным и в то же время настолько привлекательным
для всей европейской культуры. что тогда уже успел создаться распространенный
«испанский стиль», где испанское рассматривалось сквозь призму итальянской
музыки и Парижа, особенно парижской эстрады и бульваров.
Теперь, даже на расстоянии ста лет, видно, как мало сдвинулось изучение
народной испанской музыки и как самим испанским композиторам оказалось
трудным сочетать овладение передовой европейской музыкальной техникой
с одновременным сохранением основных ритмоинтонационных и колористических
свойств — природы и души, характера, а также своеобразного техницизма
испанского народного музыкального творчества.
Что такое испанская музыка с музыкальной точки зрения и почему она волнует
каждого: и знатока, и простое, не знакомое с тонкостями музыкального художественного
восприятия сознание? Дело в том, что благодаря сложным и в то же время
благоприятным для музыки историческим явлениям в Испании произошло тесное
слияние интонационных культур, т. е. культур слуха человеческого (слуха
как явления общественного сознания, разумеется, а не физиологического
фактора) — ритма и звучания речи — и музыкального; слияние, в котором
народное общечеловеческое 'эмоционально-смысловое содержание проявилось
вне всякого деления на Восток и Запад, христианство и магометанство, Европу
и Азию и тому подобные загородки.
Народ — человечество — музыка как одно из проявлений народно-общественного сознания, но в такой своей
— испанской — окраске, которая не обособляет, а объединяет восприятие
множества самых различных по убеждениям, состоянию и вкусам людей,— вот
где и в чем сущность этой изумительной музыкальной в корне народной культуры.
Вот что к ней влечет!
Эта культура, именно в силу ее глубокой народности, индивидуально обобществляет
общечеловеческие эмоции в сугубо страстной и знойной интонации, и пластику
и трудовую дисциплину человеческого тела в гибкой, чуткой ритмике. В ее
песнях сколько отражения пережитых народом скорбей и радостей, мыслей
о жизни и смерти, страдании и воли! И это все — народно-индивидуально,
ибо остро, глубоко пережито, но отнюдь не обособлено индивидуалистично,
потому что отражает подлинную действительность.
Вряд ли Глинка мог так рассуждать, но так чувствовать он мог. Оттого его
инстинктивно влекла Испания.