Б. Асафьев - Сергей Прокофьев

С. Прокофьев (ноты)



Книги, литература , нотные сборники

 

 

1 2 3 4

 

 

Проехав до Владивостока в 18 дней, Прокофьев первого июня уже был в Японии, где прожил два месяца в ожидании американской визы. В Токио, в императорском театре, перед японской публикой, а в Иокогаме- перед европейской Прокофьев дал несколько концертов (в Токио 2, в Иокогаме 1), выступив со смешанной программой, наполовину из своих сочинений наполовину классической. Из Японии через Гонолулу Прокофьев переплыл в Сан-Франциско и оттуда переехал в Нью-Йорк. Не сразу удалось ему обратить на себя внимание в незнакомой стране. Всетаки, в ноябре 1918 года в Нью-Йорке состоялся его первый концерт, прошедший с успехом. Последующие выступления в концертах дирижера Альтшулера не только не увеличили успеха, но наоборот, вызвали нападки в прессе по адресу сочинений. Как пианисту, Прокофьеву, впрочем, сочувствовали и удивлялись. Следующим этапом было Чикаго, где
Прокофьев выступил со своим первым ф-п. концертом и дирижировал „Скифской сюитой". Дирекция Чикагской оперы заинтересовалась композитором. Предложили поставить оперу. Об „Игроке" не приходилось думать, за отсутствием партитуры. Но еще в России Прокофьев, по совету Мейерхольда стал подумывать о сказке Карло Гоцци „Любовь к трем апельсинам", как об оперном сюжете, и делился своими мыслями по этому поводу с некоторыми из знакомых музыкантов. К счастью, директором оперы в Чикаго был итальянец, сюжет ему пришелся по вкусу, и впервые в Америке композитору-иностранцу официально заказали и вперед приняли новую оперу.

Работать пришлось интенсивно, так как времени оставалось меньше года. К тому же еще, Прокофьев заболел скарлатиной, потом— дифтеритом. Но к первому октябрю 1919 года опера была закончена: не в эскизе, а полностью в партитуре. Новое неожиданное препятствие помешало постановке, на которую уже были отпущены большие средства и заказаны декорации: умер директор оперы Кампанини столь сочувственно шедший навстречу Прокофьеву. Постановка „Трех апельсинов" была отложена и состоялась только в конце декабря 1921 года, после вторичной смены директора Чикагской оперы и заключения нового контракта. Опера имела успех.

Но в 1919 году, поздней осенью, в момент, когда умер Кампанини, и опера была отложена, положение Прокофьева было не из приятных. В виде самоутешения, он стал работать над новой оперой „Огненный ангел", а весной 1920 года перебрался в Лондон для переговоров с Дягилевым относительно вышеупомянутого балета „Шут", постановка которого все откладывалась. Летом 1920 года Прокофьев закончил и инструментовал балет, так как Дяги-лов решился его ставить. Зимний сезон 1920
1921 года ушел на поездку в Америку, сперва в Чикаго, где Прокофьеву пришлось иметь хлопоты и неприятности с новым директором Чикагской оперы из-за „Трех апельсинов", а потом на интересную концертную поездку по Канаде и Калифорнии, которой композитор остался очень доволен.
В это время уже была сочинена и исполнялась увертюра - секстет на еврейские темы (для кларнета, 2-х скрипок, альта, виолончели и ф-п.). К весне 1921 года Прокофьев вернулся в Европу, во Францию, сперва в Монте-Карло, потом в Париж, где 17-го мая состоялась первая постановка балета „Сказка про шута, семерых шутов перешутившего". Как в Париже, так потом и в Лондоне (июнь) публика встретила балет сочувственно. Английская же пресса очень бранилась. (По словам композитора, на 120 рецензий 119 было ругательных).
Летом 1921 года Прокофьев сочинил свой третий концерт для фортепиано. с оркестром, наброски которого уже имелись, будучи сделаны еще в России и продолжены по дороге в Америку. Сезон 1921—1922 г. оказался крайне благоприятным для композитора: как уже было сказано, 30-го декабря в Чикаго блестяще прошли „Три апельсина", а успех третьего фортепианного концерта в Париже (с Кусевицким) и, особенно, в Лондоне (с Коутсом) загладил сравнительный неуспех оперы и этого-же концерта в Нью-Йорке. Можно сказать, что с данного момента кончился первый период завоевания Прокофьевым европейской публики. Внимание и интерес к нему стали несомненными. Весь этот период, начиная с поездки на последнем сибирском экспрессе, и затем эпопея с японскими и американскими концертами и заказом оперы, звучит как романтическая повесть с приключениями, как странное путешествие на открытие неведомых стран. Изумительны в самом Прокофьеве его энергия, „хватка жизни", сила воли и дисциплина, твердость и упорство в достижении цели. но не менее изумительны и все „события и случаи", вся обстановка и все перипетии его пути к известности, среди непрерывной и настойчивой творческой работы.
Лето 1922 года Прокофьев провел в Баварии, работая над эскизами оперы „Огненный ангел", начатыми в Америке, и над корректурой издававшихся сочинений (Гутхейль-Кусевицкий). В течение сезона 1922—1923 г. работа над эскизами продолжалась и была приведена к концу. Кроме этого, Прокофьев сделал содержательную симфоническую сюиту из балета „Шут", куда вошли все главнейшие эпизоды. Остальное время ушло на концертные поездки в Париж, Лондон, Антверпен, Брюссель, Милан, Барселону. В симфонических концертах произведения Прокофьева с этого сезона стали появляться всю чаще и чаще. „Скифская сюита" всюду при своем появлении вызывала ожесточенные споры и войну мнений, но в итоге — успех и требования повторения. За ней стала проникать в программы европейских концертов „Классическая симфония" (Париж, Кусевицкий), за симфонией —отрывки (марш и скерцо) из „Апельсинов", за ними (с 1924 г., Брюссель), сюита из „Шута". У Дягилева, в Париже, „Шут" также шел и в 1922 и в 1923 году. Большой успех сразу же после первого исполнения в октябре 1922 г. в концертах Кусевицкого в Париже имел и имеет теперь повсюду скрипичный концерт Прокофьева. Первым исполнителем был Дарье, затем Сигети. Последний выступил с этим концертом в первый раз в июне
1924 г. в Праге на концертах Интернационального Общества Современной Музыки и потом об'ехал с ним всю Европу.
В течение лета 1923 года Прокофьев частью восстановил, частью сочинил заново второй фортепианный концерт и принялся за сочинение пятой сонаты. Сонату он играл в первый раз в марте 1924 года в Париже, а второй фортепианный концерт—там же, в мае, у Кусевицкого. Тогда же и там же состоялось первое исполнение кантаты „Семеро их". Сезон 1923/24 почти весь был занят концертной деятельностью. Прокофьев выступает в Лондоне и Женеве с третьим концертом, дает ряд клавирабендов в Париже, Марселе и Лионе. Летом 1924 г. сочиняет замечательный квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса, составляет симфоническую сюиту из „Трех апельсинов" и начинает работать над второй симфонией, которую кончает к весне (май) 1925 г. Первое исполнение этой симфонии в Париже (июнь 1925) вызвало недоумение.
Сезон 1924 25 года прошел у Прокофьева, как обычно, в концертных выступлениях (Париж, Брюссель, Льеж, Варшава, Берлин, Мон-текарло). В Берлине -большой успех и радушный прием. В марте 1925 опера „Любовь к треы апельсинам" поставлена в Кельне, 18-го февраля 1926 года—у нас в Ленинграде (дирижер В, А. Дранишников) а в текущем сезоне—в Берлине. В сезоне 1925 26 г. Прокофьев концертировал в Швеции, Америке (включая Сан-Франциско) и Италии.


В настоящий момент Прокофьев продолжает работу над „Огненным ангелом" (завершены и оркестрованы три акта, осталось два) и недавно (в августе 1926) закончил новую увертюру ор. 42 для камерного оркестра в 17 человек, первое исполнение которой в Европе он предложил московскому Персимфансу. Оркестр увертюры: флейта, гобой, два кларнета, фагот, две трубы, тромбон, челеста, две арфы, два фортепиано, виолончель, два контрабаса и ударные.
Таковы, в самых общих чертах, „труды и дни" одного из немногих ярких и сильных русских композиторов современности. Обычно принято говорить о живущих композиторах в тоне высоко-авторитетном: такой-то в таких-то сочинениях поднялся до вершины, до которой или выше которой ему уже больше не суждено добраться. Мне подобные суждения представляются тоже вершиной, до которой очень легко добраться, если не уважать творчества. Я не считал в этом кратком очерке жизни композитора количества метров, т. е. высотности отдельных вершин среди его произведений, и потому не могу сравнивать, которая вершина выше. Я просто радуюсь сильной и смелой музыке Прокофьева и твердо убежден, что ей суждено еще богатое и длительное развитие.

1 2 3 4