КНИГА ПЕРВАЯ
М. И. ГЛИНКА, ЕГО ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ И ЕГО МЫСЛИ О МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ
Книги, литература, ноты
Эта более чем скромная работа
о гении русской музыки сложилась у меня давно. Я долго не решался ее записать,
так как о Глинке очень трудно писать: он по-великому прост, по-человечески
прост и скромен, а потому и сложен, когда в него вдумываешься. Кроме того,
в жизни его многое, очень многое неясно, в биографии всюду пробелы. А
о творчестве его больше сказано слов, чем сделано дела. Советское теоретическое
и историческое музыкознание мало Глинкой интересуется. Академического
издания его произведений нет. Рукописи не изучены и лишь наивно описаны.
Традиция исполнения вовсе теряется.
Мне захотелось только напомнить о Глинке, и я избрал такой путь: построить
его творческую биографию на основе его собственных высказываний о своей
и не своей музыке и музыкантах, попутно кое-где останавливаясь и комментируя
эти высказывания. Страстные и умные почитатели Глинки и знатоки его дела — Владимир Васильевич Стасов и Анатолий Константинович
Лядов — внушили мне глубокое уважение к его памяти, любовь же к его музыке
владела мной с первых лет пробуждения моего музыкального сознания. У меня
много накопилось и знаний и мыслей о Глинке, но их все же мало для обстоятельного
о нем исследования. В своих комментариях я лишь намечаю, указываю и вкратце
раскрываю те или иные стороны явления, обобщенного именем Глинки, и вопросы,
около него возникшие, но не претендую на музыковедческое широкое и исчерпывающее
их познание. Повторяю, я всего-навсего желал бы усилить исследовательский
интерес к Глинке, «раздразнить» им как явлением, далеко уж не так глубоко
известным, «освоенным» и исчерпанным. Наоборот, многое надо начинать,
а не сдавать в архив.
Стержнем мне служили «Записки» М. И. Глинки (я их всюду
цитирую по изд. «Academia», М.— Л., 1930) и письма М. И. Глинки (их я
цитирую по изд. Ник. Финдейзена «Полное собрание писем Михаила Ивановича
Глинки». СПб., 1907).