Б. Асафьев (книги)
Литература о композиторах, музыке, ноты
Цезарь Франк, бельгиец по происхождению, родился в Льеже в 1822 году, скончался в Париже в ноябре 1890 года. Музыкальное образование получил в парижской консерватории. Жизнь его протекала спокойно и мерно (игра на органе, профессура в консерватории, творческая работа), и в этом отношении его облик является полной противоположностью Берлиозу. Ни громкой славы, ни блестящего успеха ему не суждено было испытать, но зато воспитанное им поколение музыкантов оказалось на высоте задачи в деле углубления и прочного закрепления во французской музыкальной культуре идей и художественных завоеваний Франка.
Чем же ценно его творчество и почему его педагогическая работа оказалась столь плодотворной? Если говорить о музыке Франка, то в ней поражает прежде всего ее выразительное красноречие: мудрое и степенное, продуманное и чуждое какого бы то ни было уклона во внешние эффекты. Франк — музыкант-оратор. Его отнюдь нельзя считать скромным, в себя ушедшим лириком. Уже основной инструмент его — орган был для него кафедрой, с которой он мог возвещать умные, рассудительные музыкальные речи. Ведь орган всегда был музыкально-ораторским инструментом, обращавшимся к верующим, чтобы внушить им одинаковые чувства и вызвать глубокие эмоции. Кроме того, каждый французский композитор-лирик всегда меньше думает о силе своих личных переживаний, чем об искусной конструкции фраз, которые, соответствуя вкусам слушателей, вызвали бы у них соответствующие эмоции.
Франк, конечно, не краснобай подобного сорта, но и не отшельник, ушедший
в себя, и не беспечный индивидуалист. Повторяю, он красноречивый философ,
владеющий собой, своими чувствами и умело их направляющий. Его пафос —
пафос мыслителя-оратора, знающего как, когда и какими образами пользоваться:
потому-то «сюжеты» музыки Франка столь выразительно разнообразны, а воплощение
их одинаково искренне. Его манера изложения и приемы поразительно вдумчивы.
При самых различных влияниях на его стиль, влияниях, которые могли бы
подавить любого сильного лирика, если бы тот заботился только о степени
напряжения своего эмоционального тона, а не об умении ораторски воздействовать
на слушателей,— Франк остается самим собой. Действительно, он, как опытный
ритор, изучивший чужое творчество и средства выражения не поверхностно,
а по существу, оказался способным охватить и ассимилировать Баха и Шумана,
Бетховена и Листа, Берлиоза
и Вагнера, сохранив себя, свое удивительно благородное и ясное, как классическая
резьба, письмо, свою деликатность мысли. К его услугам все средства, а
из них он уже делает строгий отбор и профилирует их. Его темы и вообще
весь звукоматериал — красивая и в высшей степени сложная амальгама. Пышность
и театральность романско-католической культуры спорит в нем с суровой
простотой и рациональным использованием средств — с качествами, присущими
культуре протестантской. Этим я вовсе не хочу подчеркнуть специфическую
религиозность музыки Франка, на что нередко напирают и что слишком подчеркивают.
Я хочу только указать на один из истоков ее и на характер ее: это — эмоционально
окрашенная «речь» к массе умного музыканта-ритора. Оттого Цезарь Франк
не боится ни романтических, пи эротических, ни мистических, ни абстрактно-музыкальных
тем, оттого он равно воспевает и христианскую добродетель, и языческие
сладострастные образы — что сам он как мыслитель организует из всего этого
космически стройный мир музыки, стремясь в нем гармонически сочетать противоположные,
но взаимно уравновешивающие образы.
И он настолько сильный объединяющим чувством и синтезирующей мыслью композитор,
что ему удается это воссоединение элементов. «Эрос и Психея» Франка, убедительная
не менее его «Блаженств», «Проклятый охотник», и легендарная опера «Гульда»
столь же органичны в его творчестве, как органные прелюды и хоралы или
как классически стройные камерные вещи и великолепная монументальная симфония.
Он мастер импровизации и он же может конструировать капитальные звукоздания.
Он сочиняет с одинаковой скромностью, но с сознанием своей силы и постоянным
самообладанием и простодушную Lied, и мудро скомбинированные симфонические
вариации для фортепиано с оркестром (1885), в которых его ясный ум и всегда
к услугам его готовое воображение ткут узор за узором и мгновение за мгновением,
отмеченные изяществом, экспрессией, стройностью и, главное, свежестью
оборотов и красотой поступи. Все рельефно, все в меру развито, все пластично
и стройно, все серьезно. Франк смотрел на миссию музыканта как на великое
культурное дело, в котором нет места ни развязной болтливости, ни чувственной
распущенности; он никогда не прятал своих чувств и не избегал эмоциональности,
не ставя этого в основу творчества, но всегда согревая стройное течение
своих мыслей теплом жизнеощущений