Б. Асафьев - О симфонической и камерной музыке

Б. Асафьев (книги)



Литература о композиторах, музыке, ноты

 

Регер

 

 

Регер Макс — замечательный по силе и по размаху творческого воображения немецкий композитор, мастер полифонического стиля новой формации, автор многих вязких и грузных, вследствие гармонической насыщенности и (иногда) ритмической вялости, но все же мощных ансамблей и одновременно простодушный до детской наивности лирик-поэт «дневников» и задушевных песен. Композитор, которому больше удивляются, чем подчиняются, которого скорее почитают, чем по-настоящему любят и ценят, у нас же просто мало знают. Регер — неожиданный всплеск давней чисто немецкой культуры, мастер, свободно ассимилировавший на переломе XIX и XX веков великие традиции органного искусства и заветы вождей концертно-камерного стиля, по не чуждавшийся, как я уже сказал, ни интимной лирики, ни индивидуальной трактовки самых разнообразных настроений, состояний, глубоко внутренних переживаний и чувств различной степени напряжения. Чудовищная полифоническая техника и свободное преодоление любых конструктивно сложных проблем формы позволяли Регеру с легкостью созидать поражающие своей плотностью и звуко-материальной сочностью произведения: сплетая сложную ткань, он не манерничает, а искренно и простодушно радуется росту ее, как зодчий радуется воздвигаемому на его глазах зданию. Сочинение музыки было для него непрестанной и непрерывной жизненной потребностью и необходимостью, а отнюдь не только художественным искусом и преодолением все новых и новых трудностей. За свою сравнительно короткую жизнь Регер написал колоссально много музыки, совсем не безличной и не безразличной. Это какой-то стихийный напор творческих сил и одержимость музыкой. В его творчестве зато еще многое продолжает оставаться непонятным, и оно представляется скорее отражением романтическим чувством насыщенного мироощущения, чем процессом роста мировоззрения и миропонимания через музыкальное строительство. Пестрое чередование необычайно насыщенных звукокомплексов — вот первое впечатление от регеровской музыки, и потом, лишь мало-помалу восприятие начинает разбирать в этой плотно стиснутой бурлящей массе отдельные составляющие ее элементы.
Регер часто возвращался к форме вариаций, нагромождая один за другим пласты, содержащие в себе преобразованный тематический материал, обвитый со всех сторон новыми ростками и побегами. Словно бы и движения нет, а только лишь видоизменения на одном месте вращающегося звукокомплекса. Таковы вариации на тему Гиллера для оркестра, органные вариации, фортепианные вариации и фуга на тему Баха и на тему Бетховена (для двух фортепиано.).

Вариации и фуга для оркестра на тему Моцарта, взятую из фортепианной A-dur'ной сонаты последнего и в пей точно так же предназначенную для вариаций, Регер сочинил в 1914 году в период выздоровления после тяжелой болезни. Это одно из привлекательнейших и красивейших сочинении его: ряд инструментальных метаморфоз темы Моцарта — одна другой интереснее и по колориту, и по ритмическим комбинациям, и по узорчатости. Причем в большинстве случаев и довольно неожиданно для манеры Регера ткань остается прозрачной и ясной.

Всех вариаций — восемь, если не считать заключительной блестяще развитой и дельно построенной фуги. В сущности говоря, данный тип вариаций Регера примыкает к типу, созданному Брамсом в его поразительно развернутых вариациях на тему Генделя.
Тема Моцарта изложена Регером просто и незатейливо: гобой, кларнеты и фагот чередуются со струнными. Первая вариация: красиво, прозрачно орнаментованная (струнные и арфа) музыка — тема сперва проводится гобоем и кларнетом; движение спокойно грациозное. Вторая вариация: движение стало более беспокойным, тональность изменилась (F-dur), сохранился ритм темы, но рисунок слегка преобразовался. Преобладает сочная звучность струнных, окрашенная гобоем. Кончается вариация на сильном замедлении. Третья вариация: более оживленная, со скерцозными романтическими оттенками; тема заметно изменилась (кларнеты, потом струнные), новый размер и лад (минор) это тоже подчеркивают. Четвертая вариация: движение живое и быстрое, четко ритмованное (дактили), лад минорный, но уже не a-moll, a e-moll. Пятая вариация идет в еще более стремительном движении характера тарантеллы, но с прерывающими его замедлениями; лад минорный (a-moll), тема очень изменилась. Шестая вариация: мажорная, возрождает облик темы (струнные), сопровождаемой фигурациями гобоев, флейт и кларнетов; движение стало сдержанным. Седьмая вариация (F-dur): тема вполне восстановлена и проходит сперва у виолончелей, потом у валторн и снова у'виолончелей; но зато она «обросла» украшениями и параллельно движущимися подголосками; движение первоначальное: грациозно сдержанное. Восьмая вариация сложная и симфонически развернутая. Тема раздроблена и рассеяна, расширена и обвита орнаментами; движение медленное, полное лирического пафоса; звучность насыщенная. К этой вариации примыкает заключительная фуга, как я уже сказал, мастерски скомпонованная. Надо сказать, что помимо брамсовских влияний в некоторых вариационных эпизодах чувствуются мендельсоновские интонации. Они не выгодны для Регера и часто затеняют и туманят его концепции. Иное дело влияние Шумана, но здесь его почти не заметно.