Б. Асафьев (книги)
Литература о композиторах, музыке, ноты
Скорбной была жизнь этого человека, наделенного
потрясающим душу дарованием живописать в звуках стихию человеческого горя,
страдания, уродства, мятежа и терпеливой покорности, пьяного угара и тихой
кротости, наивной веры и дикого суеверия, жгучей остроты любовного сгорания
от ревности и лукавой ласки притворства. И все это ярко и правдиво до
последней степени выразительности и убедительности, ибо ни один звук не
вырвался у Мусоргского, не коснувшись его сердца. Все лично пережито и
слезой терпкой овеяно: в итоге над миром творческого наследия, оставленного
Мусоргским, наследия великого, единственного и неповторимого ни в каких
других странах, ни в малейшем к нему приближении, лежит неизгладимая печать
сострадания, снисхождения и участия к человеческому греху и юродству.
Мало этого, чуткий наблюдатель и острый, проницательный «знаток» всех
тончайших сокровенных изломов души
человеческой, Мусоргский пытается осилить ужас, который вселяется в душу
каждого, кто захочет порыться в тенетах человеческого зла,— осилить ужас
растворением этого ужаса в смешном, в комическом претворении страшного
в нечто обыденное и повседневное. Но тогда становится еще страшнее, ибо
повседневное принимает у него вид только нелепого и только карикатурного
(преувеличенного, напряженно изломанного). В этом отношении Мусоргский
близок к Гоголю.
Правда, в музыке его были и точки опоры: такой образ, как Пимен — летописец
в «Борисе Годунове», являет нам мудрое и кроткое приятие мира в непостижимом
вознесении над пошлостью и издевкой. Но Пимен — один. И Мусоргский сам
не смог, удержаться в состоянии непорочного незлобия. Всю тяжесть горя
и скорби, какую он носил в душе своей, всю неистощимость неправды, пожирающей
людей, он начал рассеивать в вине. К этому повлекло еще то обстоятельство,
что Мусоргского затравили люди и что он остался одиноким особенно среди
музыкантов-специалистов, совершенно не понимавших его стремлений и мыслей.
Одни его превозносили за новизну звукового материала, другие за это же
проклинали. Для Мусоргского дело было совсем не в тех или иных звучаниях
и построениях, не в звуковой прелести и даже не в самом творчестве: он
не мог, видя страдание одних, тупость и злую жестокость других, не кричать
от боли и не молить о сострадании. Он стонал и терзался, а люди твердили
о неряшливости и корявости его голосоведения, о его технической незрелости,
о его желании попрать все правила музыкального благозвучия и т. п.
Для Мусоргского музыка была средством и языком, с помощью которого он
умел ярко и образно выражаться. Тут и речи не может быть об искусстве
как строительстве форм культурного делания, как о великом памятнике свободы
человеческого сознания, создающего упорно и настойчиво устойчивые формы
среди безостановочного разложения и растворения вещей. Мусоргский— чуткий,
впечатлительный, остро отзывающийся на раздражение человек с чистой, светлой,
наивной душой — не в силах был созерцать столь жестко коловший его мир
неправды: он взвыл от отчаяния, а так как он был музыкант, то есть человек,
владевший даром музыкальной речи, он заговорил, на языке звуков, нисколько
не помышляя ни о чем другом, кроме как о выражении «правды», то есть движений
человеческой души. Звук для него был той средой, где он мог изливать свое
страдание и страдание других. Мрачнее и мрачнее становилось его творчество:
«Без солнца» и «Песни и пляски смерти» — циклы (сборники, объединенные
одним замыслом) его романсов 1874—1877 годов, прошедшие при его жизни
мало замеченными, теперь раскрывают нам весь ужас его отчаяния и одиночества
перед лицом горя, нищеты и бездной смерти.
Мусоргский родился 9/21 марта 1839 года в селе Кареве в Псковской губернии,
в уезде Торопецком, С детства он впитал в себя деревенские впечатления
и с детства полюбил народ русский беззаветно и бесповоротно. Что он его
любил и знал, показывает любая народная сцена в операх Мусоргского («Борис
Годунов», «Хованщина») и его бытовые романсы: «Светик Савишна», «Гопак»,
«Каллистратушка», «Колыбельная Еремушки», «Трепак» (в «Плясках смерти»),
«Семинарист» и др. Нельзя было думать по первоначальным шагам Мусоргского
в жизни
(блестящий офицер Преображенского полка), кем он станет! Но под влиянием
внутренних причин, еще не вполне выясненных, и под влиянием знакомства
с композиторами Даргомыжским и Балакиревым (впоследствии руководителем
кружка знаменитой «Могучей кучки» из пяти даровитых и жадно жаждавших
обновления музыки юношей-композиторов: Балакирева, Кюи, Мусоргского, Бородина
и Римского-Корсакова) Мусоргский вышел в отставку, прослужив на военной
службе неполных три года (1856—1859). Но судьба не дала ему возможности
всецело отдаться музыке: взамен военщины он должен был ради куска хлеба
взвалить на себя обузу чиновничьей службы. К счастью, сперва Мусоргский
попал в среду людей с волей и с устойчивыми взглядами. Он успел создать
«Бориса» (1869—1872), ряд поразительных по драматизму и характерности
письма и выражения романсов (вернее, целых сцен, ибо это не столько романсы,
сколько требующие сцены драматические образы), начал свою оставшуюся неоконченной
историческую хронику «Хованщина» и задумал в 1874 году «Сорочинскую ярмарку»
— малороссийскую оперу на сюжет из повести Гоголя того же названия.
Но понемногу обнаружилось расхождение между. Мусоргским и его друзьями-музыкантами:
они пошли по пути познания музыки (строго говоря, один Римский-Корсаков),
по пути изучения и усвоения музыкального строительства прошлого и современного.
Мусоргский же презирал музыкальную традицию, наследие и привычки прошлого
и не верил в нужность музыки как самодовлеющей силы. Не сознавая этого,
он губил себя, ибо опасаясь на кого-либо быть похожим и гордо отстаивая
свою правду, свое творчество, он отвыкал он необходимой в каждой специальности
упорной и длительной работы над овладением тем материалом, той массой,
из которой надо что-либо строить. Мусоргский наивно думал, что достаточно
знать что надо выразить и хотеть этого, чтобы все остальное вышло само
собой. По существу, он был прав, потому что каждая нота у него — голос
его души; и только потому музыка его своеобразна и ни с чьей не сравнима,
что он в ней изживал свои ощущения, тоже ни с какими не сравнимые.
До своих музыкальных новшеств он дошел не как музыкант, а как человек,
искавший средств высказать еще не высказанное. Но все у него было так
ново и так необычайно, что понять этого никто не хотел и не мог. Мусоргский
стал чуждаться людей, прежде ему близких., И возможно, что в некоторых
отношениях новые приятели Мусоргского больше его понимали и разбирались
хоть ощупью в его душе, в то время как «специалисты» иногда глядели на
него свысока, обвиняя его в гордости. В этом отношении очень поучительно
познакомиться с отзывом о последних годах жизни Мусоргского в книге его
друга Римского-Корсакова «Летопись моей музыкальной жизни»,
Несколько раз бросая и вновь поступая на чиновничью службу, Мусоргский
в последние годы жизни стал жить заработком музыканта-аккомпаниатора,
выступая на многих концертах. Но для человека безвольного и лишенного
устойчивых связей с жизнью потеря даже такой точки опоры, как казенная
служба, была опасным шагом. Здоровье его было подорвано на полдороге,
и 16/28 марта 1881 года Мусоргский скончался в Николаевском военном госпитале
от паралича сердца после ряда нервных ударов.
Те сочинения Мусоргского, какие
находятся в данной программе: вступление и гопак из «Сорочинской ярмарки»,
«Ночь на Лысой горе» и ария-монолог (т. е. собеседование с самим собою,
раздумье о себе, о своей - судьбе) Бориса Годунова,—.выявляют облик композитора
недостаточно ярко. За исключением арии «Бориса», это — произведения инструментальные
(для оркестра), а подлинная сила Мусоргского — в сочетании звука и слова,
в том «мерном сказе» (речитативе), в каком написаны его лучшие сочинения.
Но знакомство с Мусоргским через его оркестровые сочинения все же необходимо,
так как они содержат совершенно своеобразный звуковой материал.
«Ночь на Лысой горе», задуманная еще в 1866 году как звуковая картина
под названием «Ведьмы», несколько раз видоизменялась и переделывалась.
Мусоргский намеревался вставить ее как «видение парубка Грицко, заснувшего
на Лысой горе», в «Сорочинскую ярмарку», но опера эта осталась незаконченной.
По смерти композитора Римский-Корсаков собрал, переработал и положил на
оркестр материал «Ночи». Так создалась последняя редакция (обработка)
этого многострадального сочинения. Тот дикий вой, пляс, топот, что слышится
в этом смелом по яркости и выразительности произведении имеют мало чарования
сказочного: это, скорее, бред и кошмар испуганной души, чем сказочное
повествование. Для восприятия и понимания «Ночь на Лысой горе» не трудна:
в ней очень четко чередуются чрезвычайно отточенные исследования мотивов.
Замечателен конец произведения; пробуждение и просветление, когда утренняя
заря рассеивает тени ночных ужасов и страх смерти. Мусоргский дал два
раза потрясающие картины восхода, но не во внешнем смысле описания, а
как восприятие света, солнечного луча после ночного трепета и мглы: «второй
восход» мы имеем во вступлении к опере «Хованщина», где свет стремится
рассеять ужасы накануне свершенных казней,
Мусоргский любил такие яркие сопоставления. Он понимал силу и обаяние
театральности- и в своих операх дал ряд потрясающих остротою переживаемого
напряжения картин. В этом отношении Мусоргский полная противоположность
Бородину; здоровая, спокойная уравновешенность последнего совершенно несовместима
с постоянными «преувеличениями» первого.
Что касается отрывков из «Сорочинской ярмарки», то они были переделаны
и переложены для оркестра композитором Лядовым, Вступление, по мысли Мусоргского,
передает впечатление «жаркого дня в Малороссии». Гопак является заключительной
сценой оперы. Надо думать, что Мусоргский задумал эту бытовую и просто
жизненную, вне больших преувеличений оперу как отдых, как солнечное светлое
пятно в своей жизни, но справиться с такой задачей не мог.
Монолог «Бориса Годунова» один из наилучших примеров выразительной музыкальной
речи у Мусоргского. Сдержанное сперва, волнение, мало-помалу ширящееся,
доходит до трепета и изливается в вопле с тем, чтобы поникнуть во мраке
безнадежного отчаяния и полном бессилии и безволии. Оно звучит как вопрос,
страшный и жуткий, который не раз задавал Мусоргский и себе, и людям,
и судьбе: зачем солнце, свет, жизнь, когда в конце виднеется лишь смерть,
а в средине горе, нищета и людское уродство?!