Виктор Берков - "КАРМЕН" Жоржа Бизе

Жорж Бизе (ноты)



Биография, жизнь и творчество французского композитора

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

 

 

Имя Жоржа Бизе (1838—1875), выдающегося! французского композитора, хорошо знакомо широчайшим кругам советских слушателей, а его замечательная опера «Кармен» завоевала всеобщее признание й любовь.
Музыкальная драматургия «Кармен» отражает и художественно обобщает свойственные действительной жизни столкновения, конфликты. Образы произведения жизненны, правдивы. Герои оперы — Кармен, Дон Хозе, Микаэла, Эскамильо — простые люди из народа. Они изображены живыми, яркими, темпераментными красками.

«Кармен» отличает своеобразный национальный колорит: цыганско-испанские напевы чутко воспроизведены композитором, в общем, без заимствования подлинно народных тем.
Музыкальный язык оперы, ее чудесные мелодии сочетают исключительную доходчивость с высоким мастерством; язык оперы демократичен и в; то жё время подлинно оригинален.
Жорж Бизе — один из наиболее значительных композиторов XIX века.

Биографы Бизе единодушно характеризуют его как человека жизнерадостного, сердечного, общительного, доброго и простого товарища, нежного к почтительного сына. Настойчивый в труде, работавший очень много и самозабвенно, Бизе охотно находил время для веселой вечеринки в дружеском кругу, для всевозможных забавных затей, шуток.

Французский композитор Ж.Бизе
Жорж Бизе


Судьба мало баловала Бизе; он не раз встречался с непониманием, нападками со стороны профессиональной критики, в среде завсегдатаев театральных и концертных премьер. Но оптимизм не покидал его, и Бизе шел вперед, преодолевая тяжелые жизненные испытания.
Гениальный композитор, отличный пианист, превосходный, разносторонне одаренный музыкант-практик (Бизе, например, неподражаемо читал самые сложные оркестровые партитуры), он живо интересовался и литературой, и изобразительным искусством, и, конечно, театром.
Бизе не был последовательным сторонником какого-либо политического течения современной ему Франции. Он был совершенно чужд легитимистским настроениям — белые лилии Бурбонов его никогда не привлекали. Но его не влекло и знамя буржуазной монархии Луи Филиппа. Мы не находим его и среди приверженцев Наполеона III.
Несомненно, общественно-политические убеждения Бизе отличались известной расплывчатостью и противоречивостью. Однако свобода и независимость жизненных суждений и поступков композитора, некоторые его оппозиционные критические высказывания в адрес власть имущих, хотя бы в области искусства, позволяют причислить Бизе к людям демократического лагеря.


* * *

К миру музыки Бизе был приобщен с детских лет. Он рос в музыкальной семье: отец был учителем пения, мать — сестрой известного певца. Дарование Бизе обнаружились весьма рано, и в девять лет, в 1847 году, он уже был учеником Парижской консерватории.
Успехи его оказались блестящими и по классу фортепиано профессора Мармонтеля и по классу теории и композиции у профессоров Циммермана и Галеви.
Среди учителей Бизе был и молодой Гуно.
Сколь велик был пианистический дар Бизе, сколь ярки его виртуозные возможности, можно судить по интереснейшему свидетельству Листа3. Однажды Бизе — ему тогда было около тринадцати лет — оказался на музыкальном вечере у Галеви в обществе Листа. Лист познакомил присутствующих с "одним своим новым и весьма трудным произведением, выразив мнение, что кроме него самого пьесу подобной трудности может исполнить лишь Ганс Бюлов.
Бизе подошел к инструменту и, к удивлению гостей, сыграл эту пьесу с листа, притом так хорошо, что привел в восхищение автора.
В год окончания консерватории (1857) Бизе получает две премии: так называемую первую Большую
Римскую премию за кантату «Кловис и Клотильда», а также премию за сочинение оперетты «Доктор Миракль», последнюю — на внеконсерваторском конкурсе. Во время обучения в консерватории Бизе неоднократно завоевывал звание лауреата на исполнительских конкурсах по фортепиано, органу и по сольфеджио (1849).
Лауреат Римской премии мог провести пять лет, в целях совершенствования, в Италии и Германии.
Бизе прожил в Италии около трех лет (1857—1860). Он с большим увлечением знакомился с богатствами бессмертной классической итальянской живописи и скульптуры; но итальянские музыкальные впечатления Бизе были гораздо бледнее.
Во время пребывания в Италии Бизе много и упорно работал, композиторское мастерство его окрепло. В Италии он написал свою первую оперу («Дон Прокопио»), по стилю близкую Моцарту5 и Россини6. Великий, светлый гений Моцарта и великолепное дарование Россини пользовались и в дальнейшем неизменной любовью Бизе.

В 1860 году тяжелая болезнь матери прервала пребывание Бизе в Италии. Вскоре мать скончалась. Светлые и беззаботные годы оказались позади. Бизе было около двадцати лет. Началась вторая половина его краткой жизни, проведенная им почти безвыездно в Париже в непрерывном и напряженном труде.
Работая вдохновенно и. вдумчиво, композитор быстро воспроизводил на бумаге свои замыслы. Он детально представлял себе то иди иное сочинение еще до начала записи.
В периоды, когда какие-либо обстоятельства тормозили его творчество, Бизе находил утешение в другого рода музыкальной работе: например, он увлекался транскрипциями — делал переложения для фортепиано оперных отрывков, симфоний.
С начала и до конца своей творческой деятельности Бизе отличался высоким чувством долга и ответственности. Он дважды брал назад из оперного театра свои произведения, полагая, что они еще недостаточно совершенны. Бизе умел извлекать уроки из отдельных творческих неудач.
Среди сочинений Бизе есть несколько оркестровых, например, симфония «Родина», фортепианные пьесы и романсы. Но подлинным призванием Бизе была опера, музыка для театра.
Эта область его творчества увенчалась гениальной «Кармен», создание которой составляет целую эпоху в оперном искусстве.

Разумеется, глубоко реалистический и новаторский стиль «Кармен» мог появиться лишь как итог значительного и сложного предшествующего пути.
Яркой и доныне популярной оперой «раннего» Бизе была заказанная его другом Карвальо, руководителем «Лирического театра», опера «Искатели жемчуга» (1863). Экзотический сюжет побудил Бизе к поискам свежих красок. В опере сказался присущий его творчеству диризм. Об этом свидетельствует знаменитая теноровая ария Надира («В сиянье ночи лунной») — ария, которую охотно включали в свои концертные программы знаменитейшие певцы, например Л. В. Собинов. «Искатели жемчуга» показали весьма важное и ценное достоинство Бизе: его искусство писать для певцов удобно и эффектно.
По жанру «Искатели жемчуга» можно отнести к так называемой лирической опере. В этом раннем произведении уже намечаются штрихи письма, характерного для последних созданий Бизе.
Особенного успеха «Искатели жемчуга» не имели, так же как и в дальнейшем, при появлении новых произведений Бизе, публика не баловала его похвалами и благосклонностью.
Карвальо содействовал написанию и постановке и другой оперы Бизе —«Пертская красавица» (1867) на сюжет Вальтера Скотта8. Цыганский танец из этой оперы близок ряду эпизодов «Кармен». В некоторых постановках оперы (а также иногда в изданиях партитуры и клавира) этот танец включается в «Кармен», в четвертый акт после знаменитого Антракта.
В начале 70-х годов Бизе пишет два произведения, в которых уже обнаруживается его творческая зрелость: это тонкая по колориту одноактная опера «Джамиле» (по поэме А. Мюссе «Намуна») и в особенности музыка к «Арлезианке».


Исполнительница Кармен - Обухова
Кармен - народная артистка СССР Н.А. Обухова


«Арлезианка» — драма Альфонса Доде. Музыка Бизе к этой драме отличается исключительной красотой. Различные музыкальные номера были предназначены для исполнения между сценами драмы, а также во время действия. Из лучших номеров составлены две оркестровые сюиты для концертного исполнения: первая сюита из четырех номеров выполнена самим Бизе, а вторая, уже после смерти Бизе, — его близким другом, композитором Эрнестом Гиро. В «Арлезианке» очень ярко проявилась любовь Бизе к народной музыке: в связи с сюжетом драмы звучат провансальские напевы. Обработкой и развитием народных провансальских тем являются великолепный марш —первый номер первой сюиты, построенный в виде нескольких вариаций на неизменно повторяемую мелодию, и хор, музыка которого иногда звучит в четвертом акте «Кармен» (о чем речь шла выше). Для Бизе характерно широкое использование в «Арлезианке» танцев и маршевых ритмов. Здесь и марш, и менуэты, и быстрый вихревой танец фарандола (также в некоторых постановках включаемый в начало четвертого акта «Кармен»), и другие танцевальные эпизоды. В «Арлезианке» сказалась склонность Бизе к живописно-программной музыке — это обнаруживается далее в симфонических антрактах «Кармен». К программным номерам «Арлезианки» принадлежат, например, «Звон» и «Пастораль».
И «Джамиле» и «Арлезианка» (музыка к драме) прошли в театре со скромным успехом. Но две оркестровые сюиты из «Арлезианки» понравились сразу и удержались в концертном репертуаре по сей день.

Оперная певица Нежданова
Микаэла - народная артистка СССР А.В. Нежданова


Музыка «Кармен» — последнее и величайшее создание Бизе— сочинялась в 1874 году. Это произведение увидело свет рампы в «Комической опере» 3 марта 1875 года. Ровно через три месяца, 3 июня 1875 года, не достигнув тридцати семи лет, Бизе скончался.
По поводу ранней и неожиданной смерти Бизе существуют различные предположения. По-видимому,' причиной смерти Бизе послужила острая ангина.
«Кармен» постигла судьба большинства произведений Бизе. Но если иные сочинения его принимались равнодушно, то гениальная «Кармен» определенной частью публики и критики была принята с прямым недоброжелательством. Печальную роль сыграло тут лицемерие аристократической и буржуазной публики, увековеченное еще в образе мольеровского Тартюфа.

Оперная певица Нежданова
Кармен — народная артистка РСФСР М. П. Максакова


«Кармен» показалась оперой слишком вольного содержания, шокирующей публику, даже неприличной.
Поводом к первоначальным отрицательным откликам на постановку «Кармен» послужили; также новизна музыки и новые черты развития драмы. Совсем не случайно, что первым слушателям «Кармен» относительно понравились лишь те номера, которые были более привычны: куплеты тореадора, ария Микаэлы. Так или иначе, но «Кармен» ни на премьере, ни после первых спектаклей успеха не имела. Это не могло не отразиться на Бизе. Сохранились рассказы, как после премьеры «Кармен» Бизе в отчаянии бродил по городу целую ночь. Несомненно, что тяжелые, мучительные переживания, душевные потрясения были одной из причин безвременной смерти Бизе.