Виктор Берков - "КАРМЕН" Жоржа Бизе

Жорж Бизе (ноты)



Биография, жизнь и творчество французского композитора

 

СЦЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ «КАРМЕН»

 

 

Мы уже упоминали о премьере «Кармен». Авторы оперы были обвинены в безнравственности за то, что выбрали подобный сюжет. Репутация театра «Комической оперы» как вполне благопристойного места для вечернего отдыха после постановки «Кармен» пошатнулась. Музыка была оценена некоторыми современниками Бизе как слишком ученая, сложная, вычурная.
«Господин Бизе принадлежит, очевидно, к той новой секте,— пишет рецензент в газете «Moniteur»,— учение которой заключается в том, чтобы затемнить музыкальные мысли вместо того, чтобы заключить их в отчетливые контуры».
В другой рецензии после «нотации» Бизе за безнравственность критик пишет: «Безобразная, бессмысленная музыка оперы как раз соответствовала тому, чего мы. ждали от Жоржа Бизе.»

Как уже говорилось, «Кармен» была поставлена весной 1875 года, шла до конца сезона, исполнялась и часть следующего сезона, а затем Париж был надолго лишен этого произведения.
Следует особо подчеркнуть, что описанный прием «Кармен» на родине композитора отнюдь не был вызван неряшливой постановкой или плохим исполнением. В центральной роли выступила Галли Марье — великолепная актриса, отличная Кармен, весьма подходящая и по сценическим и по вокальным данные для этой труднейшей роли. Хороши были исполнители других партий.
Посмертная слава Бизе началась в другой стране, и другом городе — в Вене, где в октябре 1875 года «Кармен» прошла с блестящим успехом. Вскоре эта опера завоевала весь свет, вошла в репертуар оперных театров всех столиц и крупнейших городов мира и лишь через долгих семь лет, в 1883 году, вернулась во Францию. С тех пор «Кармен» стала в Париже любимейшей оперой, и уже в 1904 году «Комическая опера» отмечала ее тысячное представление.
На нашей родине «Кармен» была поставлена сравнительно скоро после ее создания — в 1878 году — на сцене итальянской оперы в Петербурге. На русской сцене, тоже в Петербурге, «Кармен» была показана 30 октября 1885 года. Первыми русскими исполнителями главных партий были: М. А. Славина — Кармен, Клямжинская —Микаэла, Васильев 3-й — Хозе, И. А. Мельников — Эскамильо. Имя Славиной встречается и в следующих театральных сезонах; исполнение ее сохранилось в памяти многих современников.
Очень сильное впечатление производили в «Кармен» Медея и Николай Фигнер (сезон 1896/97 года в том же театре).

Яркая по краскам постановка «Кармен» в Мариинском театре в марте 1908 года связана с деятельностью художника А. Я. Головина, великолепно знавшего испанский колорит и стремившегося воплотить его в декорациях, костюмах, сценических образах. Режиссером спектакля был известный В. П. Шкафер. Центральные партии пели: Кармен — М. Н. Кузнецова и Хозе — А. М. Давыдов.
Начиная с 90-х годов прошлого века «Кармен» ставилась в Москве в итальянской оперной труппе, затем на сцене Мамонтовской частной оперы и, наконец, в Большом театре, в репертуар которого она входит и в наши дни.
Советская эпоха богата многочисленными и разнообразными постановками «Кармен», интереснейшими творческими поисками. Упомянем постановку 1922 года в Большом театре (режиссер А. А. Санин, дирижер В. И. Сук, декорации Ф. Ф. Федоровского) с Кармен — А. С. Тихоновой, Микаэлой— Е. А. Степановой, Хозе — Б. М. Евлаховым, Эскамильо — С. И. Мигаем.
Из исполнителей «Кармен» в Большом театре следует отметить далее Н. А. Обухову (Кармен), Е. К. Катульскую (Микаэла), М. В. Микиша и Н. Н. Озерова (Хозе), Л. Ф. Савранского (Эскамильо).
Яркими, темпераментными чертами отличалась и не лишенная противоречий постановка 30-х годов в Ленинградском Малом оперном театре под руководством С. А. Самосуда (дирижер) и Н. В. Смолича (режиссер постановки).

Особый интерес представляют обращения к «Кармен» К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Оба режиссера стремились к новой трактовке оперы. Постановки состоялись в Музыкальном театре имени В. И. Немировича-Данченко в 1924 году (опера называлась «Карменсита и солдат») и в Оперном театре имени К. С. Станиславского в 1935 году.
Однако К. С. Станиславский и в особенности В. И. Немирович-Данченко в своих реформаторских устремлениях не останавливались перед спорными экспериментами.
20 ноября 1936 года в Большом театре опера была возобновлена в декорациях В. В. Дмитриева. В «Кармен» выступило новое поколение талантливых исполнителей: дирижер А. Ш. Мелик-Пашаев, певцы М. П. Максакова и В. А. Давыдова — Кармен, Н. С. Ханаев — Хозе, Н. Д. Шпиллер — Микаэла.

Затем «Кармен» в Большом театре шла в постановке, Р. В. Захарова с декорациями М. А. Петровского, под управлением дирижеров В. В. Небольсина и А. Ш. Meлик-Пашаева. Главную роль исполняли В. И. Борисенко, Л. И. Авдеева, И. К. Архипова. Следует оценить удачу этих артисток, в особенности, если вспомнить, что Кармен — едва ли не труднейшая партия в мировой оперной литературе. Громадные масштабы партии (во всех четырех актах участие Кармен очень значительно), труднейшие сценические требования (отметим лишь, сколь трудно передать непосредственный, необузданный темперамент Кармен и сохранить благородный рисунок роли!), определенные требования хореографического характера (ведь Кармен не раз соединяет пение с танцем!), наконец, исключительные вокальные трудности — все это поясняет, почему роль Кармен является для артисток заманчивой и сложной.

Глубокая правдивость в передаче человеческих страстей, живые, яркие народные массовые сцены, благородная простота и демократизм музыкального языка, блестящее мастерство и подлинная оригинальность, великолепные, согретые искренностью, проникающие в самую душу мелодии — таковы замечательные достоинства «Кармен», благодаря которым эта опера справедливо причисляется к выдающимся образцам музыкального искусства.
Советский зритель и слушатель относится с неизменной, большой любовью к музыке Бизе. «Кармен» слушают во многих городах нашего Союза десятки тысяч людей.