СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРЫ
Жорж Бизе (ноты)
Биография, жизнь и творчество французского композитора
Антракт к третьему акту — самый безмятежный эпизод оперы. Легко, светло, под нежный аккомпанемент арф льется мелодия флейты. Мелодия переходит к кларнету, а затем искусно соединяется с остальными голосами оркестра:
Музыка, подобная светлой грезе, характеризует прежде всего
образ Микаэлы и ассоциируется с ее большой арией в третьем акте; но эта
музыка говорит и о часах — столь быстротечных — ничем не омраченного счастья
Хозе и Кармен.
Ночь в горах. Показываются контрабандисты с поклажей. Приглушенно, настороженно
звучит музыка в маршевом ритме. Аккомпанемент напоминает осторожные, мерные
шаги:
Тема эта излагается оркестром, к которому далее присоединяется
хор, и становится основой большого номера. Эпизоды, сменяющие тему, вносят
новизну и все же сохраняют господствующий ночной колорит: ощущение чего-то
потаенного, словно разлитой во всем, но скрытой тревоги.
Здесь, среди глухих ущелий, контрабандисты избирают место для привала.
Мужчины — среди них Хозе— устанавливают охрану.
В группе женщин — Кармен, Фраскита и Мерседес. В час недолгого отдыха
Фраскита и Мерседес затевают гадание. Кармен прислушивается. Девушки желают
узнать всю правду о своих суженых: одной из них судьба сулит молодого,
но не богатого красавца; другой — богатого старика. Обе довольны выбором
судьбы.
И Кармен принимает участие в гаданье. Карты не открывают
перед ней манящих радостью и успехом картин: Кармен читает в картах страшный
приговор — смерть! Сначала ей, потом ему—смерть обоим!
Сцена гадания (трио) — один из великолепных номеров «Кармен». Ярок контраст
веселой темы девушек и трагического ариозо Кармен.
Мерно-похоронное звучание аккомпанемента подчеркивает скорбную
мелодию.
Во вступлении к ариозо, в момент, когда Кармен начинает гадать и узнает
роковое решение, снова звучиг тема ее судьбы.
Контрабандисты отправляются в поход.
Несколько человек, в том числе Хозе, остаются сторожить товары. Собираясь
в путь, Фраскита, Мерседес и Кармен запевают:
К ним присоединяются женщины, потом мужчины. Вырастает новый,
широкий ансамблевый номер.
Контрабандисты покидают лагерь. Песня, звучащая теперь только в оркестре,
постепенно затихает.
Появляется какая-то женщина. Она пробирается среди скал, робко озираясь,—
мы узнаем в ней Микаэлу. Девушка сумела добраться сюда, в лагерь, несмотря
на опасность. Движимая любовью к Хозе, Микаэла стремится вернуть его к
прежней жизни. Как и тогда, в Севилье, она принесла Хозе самое драгоценное
—привет от матери. Микаэла высказывает свои задушевные мечты;
Заметив Хозе, Микаэла радостно устремляется к нему. Вдруг
раздается выстрел: Хозе разглядел незнакомца. Охваченная страхом Микаэла
скрывается в скалах.
Незнакомец приближается. Хозе узнает, что стрелял в тореадора из Гренады
— Эскамильо. В беззаботном тоне тот рассказывает, что в лагерь контрабандистов
в этот ночной час его привела любовь. И Хозе, охваченный ужасом, негодованием,
ревностью, слышит из уст Эскамильо, что он любит Кармен и что своего прежнего
возлюбленного, дезертира-драгуна, Кармен разлюбила. Хозе открывается Эскамильо
и бросает тореадору вызов. Тореадор принимает его спокойно и весело./
Однако в поединке с Хозе счастье готово изменить Эскамильо: клинок ломается,
и Хозе вот-вот поразит его.
Между сражающимися мужчинами внезапно становится Кармен. Контрабандисты
— и с ними Кармен,— расчистив дальнейший путь, вернулись из похода. Эскамильо
приветствует свою избавительницу и предлагает Хозе продолжить поединок
в другой раз.
На прощание Эскамильо приглашает контрабандистов посетить через несколько
дней бой быков в Севилье. В оркестре звучит его тема-марш.
Контрабандисты готовятся нести свою поклажу дальше — путь свободен.
Хозе обращается к Кармен с угрозами. Завязывается ссора, но в это время
в скалах контрабандисты обнаруживают спрятавшуюся Микаэлу; при виде ее
терзания ревности соединяются в душе Хозе с муками воспоминаний об утраченном.
Микаэла напоминает Хозе о матери, ожидающей его возвращения. Снова звучит
тема, в которой были запечатлены думы Хозе о матери:
Желая избавиться от Хозе, Кармен советует ему покинуть горы: все равно ремесло контрабандистов не для него. Страстно звучат слова Хозе - он не покинет Кармен:
Микаэла уговаривает Хозе вернуться к прежней жизни. Она
говорит Хозе, что мать его при смерти. Хозе потрясен. Перед уходом он
бросает Кармен слова об их предстоящей, неизбежной встрече. Снова в оркестре—
роковая тема Кармен.
Доносится голос удаляющегося Эскамильо. Звучит его марш.
В оркестре звучит тема, напоминающая о начальном хоре контрабандистов.