Э.Великович - Жорж Бизе

Жорж Бизе (ноты)



Книга Эммы Великович о жизни и творчестве композитора Жоржа Бизе - биография

 

 

НА ВИЛЛЕ МЕДИЧИ

1 2 3

 

 

 

Целыми днями Бизе бродит по улицам древнего города. Он все сильнее привязывается к нему. «Чем больше я узнаю Рим, — пишет Бизе домой, — тем больше люблю. Все здесь прекрасно. Каждая улица, даже самая грязная, имеет свой стиль, свой собственный характер или нечто от античного города цезарей. Странное дело: то, что меня более всего возмущало в первые дни пребывания в Риме, делается теперь частью моего существования — смешные мадонны под каждым фонарем, сохнущее на всех окнах белье, кучи навоза посреди площадей, нищие и прочее. Все это мне нравится и забавляет, и я закричал бы караул, если бы убрали хоть одну кучу мусора».

Юноша не только любуется своеобразной красотой города. Его интересует сегодняшний Рим и, прежде всего, его музыкальная жизнь. Молодого композитора ожидает разочарование. В театрах идут оперы второстепенных композиторов в очень слабом исполнении. Произведения Чимарозы, Россини и Моцарта совершенно забыты. Инструментальной музыки не существует вовсе. Бизе с иронией замечает, что если умеешь играть гамму До мажор двумя руками, уже считаешься великим артистом.
Однажды юноша зашел к мастеру органов и попросил показать инструмент. Мастер долго не мог понять, что от него хотят. Наконец он объяснил пораженному музыканту, что у него нет не только органа, но даже рамы и дерева для его изготовления: «Если вы хотите заказать инструмент, то заплатите заранее. Тогда я займусь закупкой необходимых материалов».

Бизе в Риме
Рим

В чем же дело? Почему страна, издавна славившаяся своими музыкальными традициями, находится в таком состоянии? Юноша не раз задумывается над этим вопросом. Вывод, к которому он приходит, не только смел, но говорит о самостоятельности его суждений. «Я убежден, — пишет Бизе, — что упадок в искусстве—неизбежное следствие политического упадка».
Такой же упадок царил и в нравах современного Рима. Во время одной из прогулок к молодому музыканту подошел бедно одетый господин и попросил милостыню. Каково же было удивление Бизе, когда этот «нищий» небрежно бросил протянутую ему монету и, достав изящный портсигар, угостил его сигарой, стоившей по крайней мере в полтора раза больше.

Случались вещи и еще более поразительные. Среди бела дня к прохожему могли подойти несколько молодцов и, угрожая оружием, потребовать денег. Однажды ограблению подверглась даже мастерская одного из стипендиатов-художников. Все население Виллы Медичи высыпало ночью в сад, вооруженное ружьями, палками, саблями, шпагами, каминными щипцами, метлами. Ко всеобщему разочарованию столь грозные приготовления оказались напрасными: воров и след простыл! Правда, стоило ворам поднять руку на имущество служителя церкви, и они моментально оказывались за решеткой.
 
Впрочем, не только подобные события происходили в Риме. Его жители любили и умели повеселиться. Почти через месяц после приезда Бизе вместе с товарищами попал на традиционный римский карнавал. Они разъезжали в карете по празднично украшенным шумным улицам. Повсюду мелькали пестрые фантастические костюмы, смешные маски. Из окон и балконов выглядывали смеющиеся женские лица, в воздух летели цветы и разноцветные шарики конфетти. На Вилле Медичи тоже был устроен карнавал. Бизе в специально сшитом для этого случая костюме (бебе имел огромный успех и веселился до упаду.
Однако балы и праздники устраивались на Вилле Медичи не часто. Как правило, жизнь здесь текла в размеренном, раз и навсегда установленном ритме. Утром стипендиаты занимались в своих комнатах, а вечерами собирались все вместе в большой гостиной. Здесь было тепло и уютно, особенно когда за окном лил бесконечный дождь. Молодые люди отдыхали, играли в карты, музицировали. Часто в кругу друзей обсуждалась только что законченная работа. Свои отчетные работы стипендиаты должны были раз в год посылать в Париж на отзыв Академии.

Музыкантам в первый год пребывания в Риме полагалось написать мессу. Но Жоржа Бизе вовсе не привлекала музыка на религиозный сюжет. Он признавался, что не находит у христианских авторов ничего, кроме эгоизма, нетерпимости и полного отсутствия художественного вкуса. Молодой композитор остался равнодушным и к пышным религиозным торжествам, которые не раз наблюдал в Риме. «Вдохновляться здесь можно творениями великих мастеров, но совсем не этими смешными церемониями, в которых роскошно одетый манекен служит зрелищем для глупо любопытствующей толпы. Скверную музыку в сочетании с недостойной комедией. вот все, что я увидел и услышал»,—писал Бизе домой.
Юношу, любящего веселье и озорную шутку, влечет совсем иное. Он чувствует себя созданным для комического жанра с его динамикой, острыми ситуациями, никогда не унывающими героями. Недаром еще в консерватории Бизе написал оперетту «Доктор Миракль», которая получила I премию на конкурсе в театре Оффенбаха. Молодой композитор решает нарушить правило. Вместо мессы он начинает работать над оперой-буффа.

Подходящее либретто пришлось искать довольно долго. Композитор перечитал множество пьес, прежде чем остановился на «Дон Прокопио». Содержание оперы несложно: старик-опекун хочет жениться на молоденькой воспитаннице, она всячески этому противится и дурачит старика своими прихотями и капризами. Подобный сюжет очень распространен в итальянском театре. Он использован и в известной опере Доницетти «Дон Паскуале», и в знаменитом «Севильском цирюльнике» Россини.
Работа над оперой продвигалась медленно. Бизе словно утратил ту легкость и быстроту, с которой всегда сочинял в консерватории.

В 17 лет он меньше чем за три недели написал четырех-частную симфонию. В музыке по-молодому задорной и жизнерадостной было много удачного. Юный композитор не только справился с трудностями крупной формы, но сумел свежо и изобретательно оркестровать произведение. Особенно хороша была II часть: задумчивая мелодия солирующего гобоя напоминала печальную песню, спокойно льющуюся среди тишины полей.
Да, (в консерватории все было по-другому. Там, если у него возникали трудности или сомнения, он всегда мог посоветоваться с педагогом. Его первый учитель по гармонии и контрапункту профессор Циммерман считался крупнейшим знатоком полифонии и строгого стиля. После смерти Циммермана Бизе перешел к Фроманталю Галеви — известнейшему композитору, автору множества опер, среди которых особой популярностью пользовалась «Дочь Кардинала». Между маститым педагогом и юным учеником сразу же установились дружеские отношения. Галеви привлекал Бизе не только своим мастерством, но и разносторонностью знаний, широким кругом интересов.
В Риме молодой композитор впервые оказался предоставленным самому себе. Он должен был сам выбрать свой путь в искусстве. Стать одним из многочисленных ремесленников, сочинять пустые, подражательные вещицы, ублажать слух публики? На этот счет мнение его было весьма определенным: «Мне отвратительна подобная музыка, к черту всех тех, кто не увидел в нашем возвышенном искусстве ничего, кроме невинного развлечения для ушей. Я не придаю особого значения той популярности, ради которой в наши дни приносят в жертву честь, дарование и счастье».

Бизе выбрал другой путь — тяжелый и радостный путь художника.
В консерватории его не мучили сомнения, неудовлетворенность собой. Закончив работу, он уже никогда не брался за нее вновь, вполне довольный тем, что его сочинение — лучшее в классе. Теперь он работал иначе. По многу раз переделывал написанное, добиваясь глубины и содержательности в каждой фразе. «Я не доверяю легкости моего письма, — пишет он матери.—Меня окружают десять неглупых малых, из которых ничего не выйдет, кроме посредственностей, именно вследствие той роковой доверчивости, с какой они предаются своей большой умелости. Умение в искусстве, конечно, необходимо, но оно перестает быть опасным лишь тогда, когда человек и артист сформировались». Этот последний вывод говорит о том, как вдумчиво и требовательно относился к себе молодой композитор.

Работая над своей оперой, он часто вспоминает уроки Антуана Мармонтеля. Мармонтель был не только блестящим пианистом, но и превосходным педагогом. Он требовал от своих учеников глубины и осмысленности в исполнении, подолгу беседовал с ними о содержании произведения. «У Вас учишься не только игре на рояле, у Вас становишься музыкантом, — писал ему Бизе из Рима. — Чем дальше, тем я вое глубже понимаю, что большая часть того немногого, что я знаю, исходит от Вас».

1 2 3