Э.Великович - Жорж Бизе

Жорж Бизе (ноты)



Книга Эммы Великович о жизни и творчестве композитора Жоржа Бизе - биография

 

 

ЗРЕЛОСТЬ

 

 

 

 

В конце марта 1871 года Визе покинул Париж. Стремясь укрыться от бурных тревожных событий, он вместе с женой поселился в Везине. Здесь, в относительно спокойной обстановке, он старается вновь вернуться к творчеству. Работает над онерами «Гризельда» и «Кларисса Гарлоу», сочиняет сюиту для фортепиано в 4 руки «Детские игры». Сюита была закончена в сентябре 1871 года. В нее вошли 12 пьес—12 ярких разнохарактерных картинок. Живо и непосредственно рисуют они любимые ребячьи забавы и развлечения: здесь и лихая скачка на деревянных палочках-лошадках, и пестрый веселый волчок, и переливающиеся всеми цветами радуги мыльные пузыри.

Музыки о детях и для детей во времена Бизе существовало не так уж много. Первым композитором, осмелившимся заглянуть в веселую и таинственную страну детства, был Роберт Шуман. Среди его многочисленных детских пьес особенно известен «Альбом для юношества», написанный в 1848 году. Это действительно настоящий альбом, рассчитанный на неторопливое спокойное прочтение. В нем множество различных «зарисовок», в которых раскрывается и внутренний мир ребенка и все разнообразие окружающей жизни, впервые открывшееся удивленному детскому взгляду. В «Альбоме для юношества» есть и определенная педагогическая задача. Он построен по принципу от простого к сложному, так что ученик, в начале сборника едва владеющий азами, в конце уже приобретает целый ряд сложных профессиональных навыков.
Вслед за «Альбомом» Шумана появилось большое число произведений подобного жанра. Среди них «Детский альбом» Чайковского, написанный в 1878 году, «Детский уголок» Дебюсси, «Сказки матушки гусыни» Равеля и, наконец, созданые уже в наше время «Детские альбомы» Прокофьева, Шостаковича и Кабалевского.
Сюита «Детские игры» во многом близка произведениям Шумана. Однако Бизе четко ограничил содержание цикла. Его интересовала лишь одна сфера детской жизни: та, в которой наиболее полно раскрываются черты характера ребенка, его энергия, жизнерадостность, стремительность. Все эти качества, присущие и самому Бизе, становятся главной чертой его маленьких героев. Большинство номеров сюиты посвящено быстрым динамичным играм, а несколько неторопливых лирических пьес составляют контраст, необходимый для единства сборника.

С изумительной пластичностью рисует музыка движения и жесты играющих. Вот мальчик с завязанными глазами пытается ощупью поймать ловко увертывающихся товарищей («Жмурки»), подобно птице взлетает в небо упругий и легкий волан («Игра в волан»), весело резвятся дети, перепрыгивая друг через Друга («Чехарда»). В простых и свободных движениях игры композитор улавливает ритм своеобразного танца. Эта танцевальность чувствуется почти во всех номерах сюиты и поэтому очень естественно воспринимается ее завершение — стремительный ликующий галоп.
Открывается сюита пьесой «Качели» (Мечты). Задумчивая напевная мелодия звучит на фоне оплетающих ее кружевных пассажей. Музыка прекрасно передает ощущение покоя и тишины, которое охватывает под убаюкивающее покачивание качелей. Вторая пьеса, «Волчок» (Экспромт), построена на четком моторном движении, имитирующем жужжание волчка. Словно искорки вспыхивает звонкое задорное стаккато. Композитор сумел взглянуть на игрушку глазами ребенка и уловил в ее веселом пестром кружении сходство с причудливым фантастичным танцем. Трогательная ласковая мелодия следующей пьесы, озаглавленной «Кукла» (Колыбельная), составляет контраст предыдущему номеру. В музыке порой слышатся разговорные интонации, словно девочка-мама уговаривает свою непослушную дочку — куклу. В четвертой пьесе, «Деревянные лошадки» (Скерцо), — стремительность и упругий пунктирный ритм сочетаются с изяществом и грацией. Быстрые четкие пассажи пятой пьесы, названной «Игра в волан» (Фантазия), создают впечатление стремительного воздушного полета.

Следующий номер, «Труба и барабан» (Марш), Бизе заимствовал из ранее написанной оперы «Иван IV». Однако музыка удивительно совпала с характером всей сюиты: это именно детский игрушечный марш. Четкий ритм, острые акценты, воинственные сигналы — все атрибуты, обязательные для настоящего военного марша, соединяются здесь с легким прозрачным звучанием и подвижным темпом. Сходные приемы использовал и П. И. Чайковский в «Марше оловянных солдатиков» и в марше из балета «Щелкунчик». Обманчивая прелесть мгновенно исчезающих мыльных пузырей передана в седьмой пьесе, «Мыльные пузыри» (Рондино). «Уголки» (Эскиз)—так называется следующая пьеса, рисующая радостное оживление и азарт игры. Волнение, неуверенность сменяются разочарованием, а затем бурным ликованием: «Партия выиграна!» Следующие номера — «Жмурки» (Ноктюрн) и «Чехарда» (Каприс) играют роль своеобразного интермеццо перед наиболее значительными финальными эпизодами цикла. В десятой пьесе («Чехарда») использован прием подмены рук: играет правая, потом поверх нее переносится левая, потом снова правая и т. д. Руки «перепрыгивают» друг через друга, как будто играют в чехарду, а в музыке слышна веселая суетня расшалившихся детей.

Очень серьезно и выразительно звучит предпоследняя пьеса «Маленький муж и маленькая жена» (Дуэт). По содержанию она наиболее «взрослая» в сюите. Певучая, широкого дыхания мелодия овеяна теплом первого искреннего чувства. Оба голоса все время сливаются, дополняя и продолжая друг друга, как и принято в настоящем дуэте «согласия». Финал сюиты «Бал» (Галоп) с удивительной яркостью передает восторг ребенка, упоение стремительным движением танца, блеск и радость праздника. Музыка рождает такое же ощущение захватывающего, счастливого порыва, как и IV часть симфонии «Рим» или цыганская пляска из «Пертской красавицы».
В конце 1871 года Бизе оркестровал пять пьес из «Детских игр». Они составили маленькую оркестровую сюиту. В нее вошли Марш (Труба и барабан), Колыбельная (Кукла), Экспромт (Волчок), Дуэт (Маленький муж и маленькая жена) и Галоп (Бал). Расцвеченные различными тембрами оркестровых инструментов, пьесы заблистали новыми яркими красками. Сам композитор часто сравнивал произведение, написанное для фортепиано, с рисунком одним тоном, одним цветом, где разнообразие достигается лишь эффектом светотени. Зато оркестр Бизе считал палитрой художника, из которой можно черпать самый богатый и привлекательный колорит.

Бизе пользуется этой палитрой удивительно экономно, с большой изобретательностью и мастерством. В зависимости от характера пьесы он употребляет определенные инструменты оркестра. В Марше это пронзительно свистящая флейта пикколо, воинственные трубы, отбивающий четкую дробь барабан. Композитор «и на минуту не забывает, что пьеса рисует не настоящий марш, а лишь увлекательную ребячью игру. В музыке нет и следа тяжеловесной пышности торжественных шествий. Она звучит задорно, весело, с чуть заметной озорной усмешкой.
Совсем иной характер приобретает оркестровка в Колыбельной. Здесь главная роль отведена струнным. Что-то свое, неторопливое и рассудительное, рассказывают виолончели, ласково и спокойно поют скрипки. Их голоса звучат особенно мягко и камерно, благодаря сурдине и неизменному piano (тихо).
В Экспромте — третьем номере сюиты, — с поразительной наглядностью изображено вращение механической игрушки. Непрерывное равномерное гудение волчка прекрасно передают фигурации альтов. На фоне их «жужжания» словно радужные блики вспыхивают острые стаккато деревянных духовых. Композитор виртуозно изображает то ускоряющееся, то ослабевающее движение, но главное для него — выразить чувства радости и удовольствия, которые испытывает ребенок при виде любимой игрушки. Совершенно контрастен третьему номеру сюиты четвертый — Дуэт. В нем участвуют одни струнные инструменты. В мелодии, очень певучей и выразительной, нет ничего внешнего. Порой в ней слышится волнение, трепет робкого чувства, затем наступает успокоение, голоса скрипок и виолончелей сливаются в один согласный напев.

После неторопливого, сдержанного Дуэта еще ярче, стремительнее звучит заключительная часть сюиты—Галоп. Композитор демонстрирует здесь свое блестящее мастерство оркестратора. Он использует всю звуковую палитру, с легкостью фокусника перебрасывая тему от одного инструмента к другому. Она проходит то у солирующих деревянных духовых, то у всего оркестра. При этом музыка сохраняет легкость и изящество, всегда присущие творческому почерку Бизе. Красочность и темперамент никогда не переходят у него в тяжеловесность и грубость. Недаром, оценивая произведения искусства, композитор на первое место ставил художественный вкус и чувство стиля. Пять миниатюр из «Маленькой оркестровой сюиты» Бизе своей законченностью и филигранной отделкой свидетельствуют о подлинном мастерстве и зрелости их автора.
После пережитых потрясений театральная жизнь Парижа налаживалась с большим трудом. Во время одного из обстрелов полностью сгорело здание Лирического театра. В двух других театрах, Grand opera и Opera Comique, не хватало актеров, т. к. многие из них покинули столицу, связав себя контрактами с зарубежными или провинциальными труппами. Не решаясь ставить крупную, требующую значительных затрат вещь, дирекция Opera Comique предложила Бизе написать маленькую одноактную оперу «Джамиле». Правда, произведение на этот сюжет было заказано еще в 1867 году композитору Дюпрато, но за четыре года он сумел создать всего одну арию, и дирекция, зная с какой быстротой сочиняет Бизе, передала заказ ему.

За летние месяцы 1871 года «Джамиле» закончена. Композитор доволен своим произведением, считает его очень своеобразным и значительным с художественной точки зрения. Действительно, в этом небольшом одноактном спектакле, рассчитанном на съезд публики («Джамиле» давалась перед «Дочерью полка» Доницетти), Бизе сумел во многом изменить жанр комической оперы, наполнить его глубоким лирическим содержанием.

Сюжет оперы несложен: юная рабыня Джамиле силой своей любви пробуждает ответную страсть в холодном, пресыщенном сердце своего господина. Либреттист Луи Галле взял за основу сценария эпизод из поэмы Альфреда де Мюссе «Намуна». В поэме лишь вскользь рассказывалось о богатом египтянине, привыкшем часто менять своих наложниц, и полюбившей его рабыне. Галле сумел развить этот эпизод, переработав его в поэтическую, хотя и лишенную острого драматургического действия, пьесу. Образ любящей и страдающей героини стал центральным в опере. Вопреки традиции ее партия поручена не блестящей и холодной колоратуре, а теплому, проникновенному меццо-сопрано.
Музыкальная характеристика Джамиле отличается необычайным мелодическим богатством. Уже при первом появлении героини, когда она проходит мимо Гаруна, звучит яркая эмоционально-насыщенная тема. В ней и глубина сдерживаемого чувства, и страстный порыв, и напряженный драматизм. Эта тема выражает главное в облике Джамиле — ее любовь и тоску. Она становится лейтмотивом героини, появляясь каждый раз в наиболее значительных моментах действия — в сцене трио, где Джамиле узнает, что вскоре должна будет расстаться с возлюбленным, и в заключительном дуэте, когда своей верностью она побеждает сомнения и колебания в душе Гаруна.

Все остальные темы Джамиле близки ее лейтмотиву. В них та же теплота искреннего, непосредственного чувства, трепетное душевное волнение. Печально и нежно звучит Газелла о красавце Нур-Эддене, которую Джамиле поет, аккомпанируя себе на лютне. Визе отказывается от традиционной оперной арии и обращается к излюбленному в арабском и персидском искусстве жанру газеллы — повествовательной песни в духе баллады. В хрупкой гибкой мелодии газеллы, подобно изысканному орнаменту оплетающей неизменную ритмическую основу, особенно ярко проступают черты, типичные для музыки Востока.
Очень сдержанно и просто выражены чувства Джамиле в ее Lamento (Жалобе). Но за этой сдержанностью — вся глубина затаенного страдания, мольба и робкая надежда. Композитор ограничивает себя в выборе выразительных средств: скупое оркестровое сопровождение лишь поддерживает вокальную партию, безыскусно, с какой-то трогательной незащищенностью звучит мелодия. Она вырастает из одного краткого мотива, в котором горестный вопрос, усталость и на мгновение — яркая вспышка страсти. Lamento можно считать эмоциональной вершиной оперы, ее лирической кульминацией. Другой, драматической кульминацией действия является заключительный дуэт Джамиле и Гаруна. Это большая развернутая сцена, в которой происходит постепенное перерождение героя. Равнодушный, пресыщенный юноша вновь ощущает в себе горячее биение жизни, способность любить и страдать. Интонации Гаруна, в начале безликие, даже несколько салонные, насыщаются искренним волнением, душевным теплом и страстью. Реалистическим содержанием и психологической правдой дуэт выходит за рамки комической оперы.
Изменив содержание жанра, Визе все же сохранил некоторые его признаки: обязательные разговорные диалоги, легкую юмористическую окраску отдельных эпизодов. Таковы задорные, лукавые куплеты управителя и наперсника Гаруна —Сплендиано. В его образе легко узнать черты находчивого плутоватого слуги — непременного персонажа старинной оперы-буффа. Так же как и Лепорелло из «Дон Жуана» Моцарта или Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини, Сплендиано является непосредственным потомком этого неунывающего, энергичного весельчака и пройдохи.
В музыке «Джамиле» с исключительной тонкостью и мастерством передан своеобразный восточный колорит. Им отмечен и хор лодочников — поэтичная, полная утонченной прелести «заставка» к опере, своей мечтательной негой напоминающая Персидский хор из «Руслана и Людмилы» Глинки, и зажигательный темпераментный танец альмэ. Как и в цыганской пляске из «Пертской красавицы», Бизе объединяет здесь звучание хора и оркестра, используя человеческий голос в качестве яркой необычной краски. Возгласы хора подобны резким ударам хлыста, повинуясь им, все быстрее движется танцовщица, острей и стремительней бешеный вихрь пляски.

Танец альмэ представляет собой развернутый симфонический эпизод внутри оперы; другим таким же законченным эпизодом является увертюра. Она начинается таинственным, причудливым маршем, который вводит в сказочную атмосферу действия. Марш прозвучит в опере только однажды, когда перед Гаруном пройдут его новые рабыни. Вслед за маршем возникает мягкая лирическая мелодия, напоминающая распевное bel canto шопеновских ноктюрнов. Центральная часть увертюры — взволнованная пылкая музыка, своим характером и напряженным ритмическим пульсом близкая темам Джамиле. Об этой связи говорит и ее ликующее светлое звучание в конце увертюры: любовь и вера торжествуют над холодом и равнодушием.
Опера была поставлена 22 мая 1872 года. Премьеру готовили без обычной тщательности. Основное внимание уделялось костюмам и декоративному оформлению, об исполнителях думали меньше. Главная роль была поручена светской даме баронессе Алине де Прель. К сожалению, баронесса не обладала ни актерскими, ни вокальными данными и не смогла справиться со сложной партией Джамиле. Публика совершенно не поняла изысканной и поэтичной музыки оперы. Она ожидала другого — забавной шутки, легкого развлечения. Из^за отсутствия острого занимательного сюжета одноактная опера показалась слишком длинной и сложной. Содиректор Opera Comique Левей разделял неудовольствие завсегдатаев театра. Он считал, что оживить драматургию очень просто: кто-либо из действующих лиц бросает кучу тарелок, и вот публика уже проснулась!

В прессе «Джамиле» вызвала противоречивые мнения и бурные споры. Сам композитор отмечал, что никогда одноактная комическая опера не обсуждалась столь серьезно и даже страстно. Большинство критиков отрицательно отозвалось о новом произведении Бизе. Его музыку, требующую чуткого, внимательного вслушивания, нашли скучной и непонятной. Композитора снова упрекали в подражании Вагнеру. В период, когда не прошло еще и года после позорного поражения Франции, подобное обвинение можно было расценить как намек на политическую неблагонадежность автора.
Лишь немногие смогли по достоинству оценить оперу. «Она мне очень нравится,—писал младший современник Бизе композитор Жюль Массне. — Музыка неповторима и подлинно самобытна. Ваша оркестровка изумительно хороша и тонка, а когда этого требует действие, ее выразительность проникновенна. Вы театральный человек и Ваше воображение безошибочно. Как-то Вы сказали, что восхищаетесь мною, так прочтите это суждение и не смейтесь над ним, ибо оно искренне».
Бизе удовлетворен достигнутым результатом. Больше чем благожелательные отзывы критики, его радует уверенность в том, что он нашел свой путь, который теперь никогда не оставит.