Э.Великович - Жорж Бизе

Жорж Бизе (ноты)



Книга Эммы Великович о жизни и творчестве композитора Жоржа Бизе - биография

 

 

АРЛЕЗИАНКА

 

1 2

 

 

 

Да, самодовольные буржуа, составляющие основную часть завсегдатаев парижских театров, отнеслись к «Арлезианке» с откровенной враждебностью. Они не хотели видеть на сцене людей из народа. Все эти крестьяне, пастухи, работники слишком живо напоминали им о недавних событиях страшного семьдесят первого года.

А музыка? Она вызывала еще большее недоумение. Наверное многим из этих добропорядочных обывателей казалось, что они попали в оперу. Конечно, никто из них не возражал против музыки в драматическом спектакле, слава богу, они не первый раз в театре и знают, что музыка часто сопровождает действие в пьесе. Но именно сопровождает, то есть звучит иногда, вполголоса, как легкий, едва ощутимый фон. Здесь же творилось что-то непонятное: музыка вмешивалась в ход пьесы, исполнялась в антрактах, стремилась что-то досказать, привлечь к себе внимание.
Подобно многим произведениям, опередившим свое время, а точнее —вкусы консервативной публики, «Арлезианка» не встретила понимания и сочувствия. Спектакль скоро сошел со сцены, вместе с ним перестала исполняться и музыка. Между тем, она значила гораздо больше, чем просто сопровождение к спектаклю и, несомненно, имела право на самостоятельное существование. Бизе решил составить из наиболее интересных эпизодов «Арлезианки» сюиту. В нее вошли Прелюдия, Менуэт, Адажиетто и «Перезвон».

Из всех номеров музыкального сопровождения Прелюдия (оркестровое вступление к пьесе) наиболее тесно связана с действием. В ней очень сжато выражена основная идея драмы, противопоставлены три главных контрастных сферы: сочные, полные силы и света картины народной жизни, характеристика хрупкого, мечтательного мальчика Жанэ и взволнованная, смятенная тема главного героя. Казалось, что музыка, так крепко связанная со сценической реальностью, многое потеряет в отрыве от нее. Этого не произошло. Наоборот, Прелюдия стала значительно масштабней, приобрела большую широту. Она отражала уже не одну определенную драму, но всю яркую полнокровную картину бытия, непримиримые жизненные контрасты. В Прелюдии, как и во всей сюите, отразилось не только отточенное, зрелое мастерство Бизе, но и черты, составляющие его самобытный индивидуальный стиль. Композитор любит сопоставлять резко контрастные образы, достигая тем самым впечатляющего драматического эффекта, часто использует метод вариационного развития, характерный также для народного творчества. В виде развернутых оркестровых вариаций на тему старинного провансальского ноэля «Марш трех королей» написан и первый раздел Прелюдии. Она начинается мощным унисоном всего оркестра. Торжественно, строго, даже несколько архаично звучит мелодия. Совсем иной характер приобретает тема в I вариации. Мелодию выпевает кларнет, глубокий и сочный тембр которого напоминает чистый голос пастушеской свирели. Это ощущение покоя и тишины, возникающее обычно среди природы, подчеркнуто и оркестровкой: мощной громаде оркестра противопоставлены деревянные духовые —флейта, английский рожок и фагот.
Быстрое легкое движение II вариации открывает новое «лицо» темы. Ее величавая торжественность сменяется стремительными взлетами, неожиданными вспышками веселья. Как отзвук далекого праздника доносится чуть слышное позвякивание тамбурина. Светлая, мажорная III вариация выявляет еще один, певучий, песенный облик темы. Мелодия поручена выразительному, «вокальному» по своей природе инструменту—виолончели. Исчезает упругая маршевость, четкость акцентов. Мелодическая линия развертывается плавно и неторопливо. Голосу виолончели вторит глуховатая скороговорка фаготов. Они спешат, захлебываются, как будто боятся, что не успевают поведать о чем-то своем, важном. Низкие, торопливые звуки падают словно тяжелые частые капли дождя. Самая яркая, праздничная IV вариация. Снова вступает весь оркестр, музыка дышит открытым, радостным весельем, сверкает горячими южными красками. Она достигает огромного подъема, а затем постепенно удаляется и затихает.
Длительная пауза отделяет первый раздел Прелюдии от второго. Здесь совсем иные краски, иные выразительные средства. Музыка рисует уже не окружающую внешнюю жизнь, а внутренний душевный мир человека. С печальной нежностью звучит мелодия саксофона. В ней нескончаемость широкого песенного дыхания и тончайшие оттенки, доступные лишь живой человеческой речи. Есть какая-то болезненность, едва ощутимый надлом в этой теме, словно в ней уже таится мучительная напряженность последнего раздела.

Он вырастает из одной короткой фразы скрипок, которая звучит как стон, как крик отчаяния. Обжигающее дыхание страсти, биение смятенного страдающего сердца переданы в музыке с потрясающей силой. Все более Драматичной, взволнованной становится мелодия, озаренная дрожащим, трепещущим тремоло. Мгновенное колоссальное нагнетание приводит к трагическому взрыву. Кратким и скорбным послесловием звучат заключительные аккорды оркестра.

Ясный, простодушно-радостный Менуэт (из второй картины 1Г действия) составляет контраст завершению Прелюдии. Простая веселая мелодия с милыми задорными форшлагами передает округлые плавные движения старинного танца. Наставительно и важно задают свой вопрос валторны и тромбоны, игривой скороговоркой отвечают им струнные. За этой нарочитой серьезностью ощущается добрая и лукавая улыбка композитора. Средняя часть Менуэта (он написан в трехчаетной форме) строится на распевной лирической теме. Ее исполняют кларнет и саксофон, инструменты с наиболее одушевленным теплым тембром. Их дуэт сопровождают гибкие пластичные пассажи скрипок.
III часть, Адажиетто (из III действия)—самая небольшая в цикле; она играет роль интермеццо, связки между частями. Композитор использует здесь весьма скромные краски: мелодию ведут скрипки, им аккомпанируют альты и виолончели. Все инструменты играют с сурдиной, отсюда особая мягкость, затененность звучания. В Адажиетто раскрываются чувства благородные, задушевные, неторопливые. Здесь веет очарованием старины, дыханием далекого XVIII века.

Финал сюиты, «Перезвон» (вступление к III действию), снова возвращает в мир яркий и праздничный, так сочно нарисованный в I разделе Прелюдии. Трезвонят на все лады колокола, громко и весело, дробно и звонко. Из их разноголосицы рождается задорная полевка, в ней удаль, сила, размашистость лихой народной пляски. Но и здесь композитор остается верным себе. Оркестр звучит полно, красочно и вместе с тем легко. Бизе не вводит даже дополнительных ударных инструментов. Он ограничивается обычным составом, достигая искусным сочетанием тембров медных духовых и арф иллюзии мощного колокольного звона.
Картину праздничного веселья оттеняет проникновенная, овеянная легкой, светлой грустью мелодия двух флейт. В ее медлительном движении, частых ритмических повторах ощущается близость к старинному танцу сицилиане. Это сходство подчеркнуто и нарочито камерной оркестровкой: звучат только струнные и деревянные духовые. Постепенно, сперва едва слышно, а потом все отчетливее доносятся раскаты колоколов. И вот уже снова засверкала радостным блеском картина пышного торжества. Ликующий праздничный хор всех инструментов оркестра заканчивает сюиту.
Впервые сюита из музыки к «Арлезианке» была исполнена 10 ноября 1872 года под управлением Жюля Падлу.

«Бисы и большой успех!» — коротко сообщает композитор в письме к Лакомбу. Вслед за тем «Арлезианка» исполнялась в зале Шатле и на концертах консерватории. Везде ее встречали с неизменным восторгом. Пожалуй, это был единственный настоящий успех, выпавший на долю композитора при жизни.
После смерти Бизе Эрнест Гиро составил вторую сюиту. Как и в первую, в нее вошли четыре части. I — Пастораль (вступление ко II действию)—рисует прекрасную картину южной природы. Гиро включил сюда и редкостную по красоте и колориту мелодию хора, переложив ее для оркестра. II часть, Интермеццо (в пьесе предшествовала сцене семейного совета), строится на сопоставлении двух контрастных образов, что делает ее наиболее драматичным эпизодом сюиты. III часть, Менуэт, была заимствована из оперы Бизе «Пертская красавица». Прозрачная светлая музыка этой части своим характером близка Менуэту из I сюиты. В IV части, Фарандоле, сочетаются темы задорного увлекательного танца и «Марша трех королей». Как и первая сюита, вторая завершается красочной живой картиной народного праздника.
Обе сюиты из «Арлезианки» завоевали самую широкую известность и любовь слушателей. Подобно музыке Бетховена к трагедии Гёте «Эгмонт» или Мендельсона к «Сну в летнюю ночь» Шекспира, «Арлезианка», написанная первоначально для театра, приобрела самостоятельное значение и стала одним из популярнейших произведений симфонической музыки.

1 2