В.Бычков- Николай Чайкин

Н.Чайкин



Биография и творчество композитора Н.Чайкина

 

 

Жизненный и творческий путь Н. Я. Чайкина

 

 

Николай Яковлевич Чайкин родился 15 февраля 1915 года в Харькове. Его увлечению музыкой способствовала живая творческая атмосфера, царившая в семье. Отец Николая — Яков Иванович (служащий), хорошо играл на нескольких народных инструментах, бабушка часто пела народные песни под собственный аккомпанемент на гитаре. Сам Николай в пятилетнем возрасте свободно подбирал по слуху знакомые мелодии на мандолине, балалайке, венской гармонике, в шесть лет стал заниматься на фортепиано сначала дома, а спустя год — в музыкальной школе в классе Лидии Харитоновны Петренко. Его общение с музыкой не ограничивалось собственным музицированием. Глубокие впечатления оставались от посещения симфонических и камерных концертов республиканской филармонии, спектаклей оперного и драматического театров.

В 1930—1936 годах, юноша играл на тембровой гармонике-флейте в профессиональном оркестре русских народных инструментов Республиканского радиокомитета под управлением Владимира Андреевича Комаренко, что также способствовало расширению его музыкального кругозора и формированию художественного вкуса. Кроме того, в доме Чайкиных часто собирались друзья, коллективно музицировали, а иногда устраивали любительские концерты. В начале тридцатых годов, учась в Харьковском лингвистическом техникуме, Чайкин работает пианистом в оркестрах Украинфильма.
К этому времени у юноши созревает желание стать профессиональным музыкантом. Профессиональное музыкальное образование Н. Чайкин получил в Харьковском музыкально-драматическом институте (1933—1936), где обучался на историко-теоретическом и фортепианном факультетах, а затем в Киевской консерватории (1937—1940), которую окончил как теоретик. В годы учебы он общается с виднейшими мастерами украинской музыкальной культуры, занимается в Харькове в классах профессоров П. К. Луценко (фортепиано) и С. С. Богатырева (гармония, инструментовка), в Киеве — в классах профессоров А. М. Луфера (фортепиано), Б. Н. Лятошинского (инструментовка), В. С. Косенко (анализ музыкальных форм), Л. Н. Ревуцкого (консультации по композиции), Г. П. Таранова (чтение партитур), Г. И. Компанейца и Г. П. Та-ранова (консультации по дирижированию).

С 1938 года начинается педагогическая деятельность Н. Чайкина, сначала как преподавателя теоретических предметов в Киевской музыкальной школе-десятилетке, затем — в Киевской консерватории (курс чтения оркестровых партитур). К студенческим годам относятся первые творческие опыты в разных жанрах: Струнный квартет, фортепианные Прелюдии, «Поэма» для виолончели с фортепиано, вокальные сочинения.

В 1940 году, после успешного окончания консерватории Н. Чайкин проходит службу в рядах Красной Армии (горно-стрелковая воинская часть в Карпатах). И здесь все свободное время композитор отдает музыке, в минуты отдыха играет на аккордеоне для своих товарищей. Осенью 1940 года его переводят на службу в ансамбль Киевского военного округа (во время Великой Отечественной войны—фронтовой ансамбль красноармейской песни и пляски). В составе этого музыкального коллектива прошел Н. Я- Чайкин по дорогам войны.

Баянист Чайкин - биография
Н.Я. Чайкин 1973г.

В ансамбле Чайкин был музыкальным руководителем и дирижером, играл на аккордеоне в оркестровой группе. За годы войны им сделано свыше двухсот инструментовок, аранжировок и переложений произведений русских, советских и зарубежных композиторов для ансамбли песни и пляски. Среди них наиболее значительные работы: танцевальные сюиты «Русская», «Партизанская», «Флотско-армейская», «Гвардейская кавалерийская», каждая из которых посвящена той или иной фронтовой теме. Тогда же он пишет Сонатину («Поэму-сказку») для флейты и фортепиано (1943) и ряд инструментальных пьес. Среди героико-патриотических песен — «Песня защитников Сталинграда», «О моем полку», «Каска», «Погоны», «Улицы— дороги» на стихи Е. Долматовского, «Боевой комсомол» на стихи Н. Ваганова; лирические — «О робком парне» на стихи Е. Долматовского, «Песенка о любви» и шуточные фронтовые частушки «Земляки» на слова Ю. Тимошенко. Некоторые из них были опубликованы на страницах фронтовых газет.
Особое место среди произведений военных лет занимает Соната h-moll для баяна. К этому времени Чайкин уже имел опыт создания произведений крупной формы (Струнный квартет, Концертино для контрабаса)- Однако в жанре сонаты для баяна у него не было предшественников, поэтому появление Сонаты h-moll стало значительным событием в истории баянного искусства, до того времени не знавшего подобных масштабов, сложности и глубины замысла. Именно эти годы в значительной мере определили направление дальнейшей деятельности композитора, связали его творческую судьбу с развитием баянной музыки и профессионального исполнительства на народных инструментах. Благоприятная музыкальная атмосфера, окружавшая Н. Чайкина с самого раннего детства, общение с оркестром русских народных инструментов Харьковского радиокомитета и с коллегами — известными баянистами — привили ему любовь к этому инструменту. Немаловажную роль в обращении именно к жанру сонаты для баяна сыграли собственно композиторский интерес к жанру, новому в баянной музыкальной литературе, и личная просьба известного исполнителя, ныне народного артиста УССР, лауреата Всесоюзного конкурса, профессора Киевской консерватории Николая Ивановича Ризоля, проходившего во время войны боевую службу вместе с композитором во фронтовом ансамбле песни и пляски. Н. И. Ризоль вспоминает: «Что касается самой идеи создания сонаты, тоне скрою, что я выполнял роль своеобразного заказчика. Мне хотелось пополнить репертуар баяниста оригинальным произведением крупной формы»

Продолжение читайте в книге...