Произведения композитора М.Чюрлениса

В.Ландсбергис - Творчество Чюрлёниса

М.Чюрленис - ноты для хора



Биография, жизнь и творчество композитора М.Чюрлениса

 



СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. К. ЧЮРЛЕНИСА


 

Цель этого списка — показать реальное наследие композитора в совокупности, помочь другим исследователям жизни и творчества М. К. Чюрлениса. Сочинения композитора распределены по способу исполнения, а в этих жанровых группах — хронологически. Наличие точных или предположительных датировок позволяет восстановить картину интенсивного и своеобразного творческого процесса. Это соображение было одной из причин снабжения каждого произведения—большого или малого, зрелого или ученического — порядковым номером. Другая причина — неполное и недостаточно систематическое издание этих произведений; составитель списка желал облегчить их идентификацию, насколько это возможно без описания рукописей или без инципитного каталога, который в данной книге стал бы слишком громоздким.

Часть неизданных музыкальных рукописей М. К. Чюрлениса погибла или растеряна, в оставшихся — много эскизов, черновиков, не полностью записанных произведений (напр., не хватает заключения пьесы, не уместившейся на странице; произведение в трехчастной форме записано до первых тактов репризы; мазурка записана полностью, до знака заключения или Da Саро al Fine, но только для правой руки и т. п.). Почти все такие тексты относятся к произведениям для фортепиано, многие из них исполнялись композитором в домашнем кругу. Я. Чюрлёните в ряде случаев, готовя к печати издания 1957, 1959 и 1965 годов (см. далее указатель сокращений), реставрировала неполные черновики; эти произведения вошли в репертуар пианистов, исполняются, записываются на пластинки. (Кое-что в области соответствующих реставраций сделал уже в 1925 г. редактор первого издания С. Шимкус, а в последнее десятилетие — автор этой книги.) Каноны и фуги М. К. Чюрлениса, написанные в процессе освоения им полифонического мастерства и также появившиеся в упомянутых изданиях, вошли в педагогический репертуар; некоторые исполняются на концертах и записаны в переложениях для органа.

В силу таких обстоятельств составитель уклонился от всякой оценочной дифференциации произведений, «достойных» или «недостойных» попасть в список; наряду с изданными сочинениями (полнота их текста в имеющихся ныне рукописях не комментируется), включены все неизданные сочинения М. К. Чюрлениса, в том числе самые ранние и те, о былом существовании которых известно лишь по косвенным источникам. Не включена, однако, опера «Юрате», о которой известно лишь в качестве замысла и начатой было работы, но никаких достоверно предположительных эскизов не имеется. По той же причине не включены две обработки песен, которые Я. Чюрлёните частично помнит в исполнении брата, но пока не записала; не включена также группа небольших учебных лейпцигских работ-заданий обратимого контрапункта, в которых основной мелодический материал вряд ли оригинален, а творческое начало тем более ограничено. К оставшимся неполным текстам (не реставрированным, не изданным) в примечаниях применена следующая дифференциация, отражающая мнение составителя: а) «Текст записан не полностью» (возможность реставрации); б) «не законченное» (значительный по объему фрагмент, но реставрация невозможна или неясна); в) не включенные фрагменты неустановленного значения или экспозиционные (отмеченные в сносках), они показательны в смысле отношения к циклу или по датировке, по местопребыванию автора. Например, не включены тематические экспозиции прелюдов, фуг, но отмечен экспозиционный эскиз фуги, если тема происходит от иного произведения; а если экспозиция фуги после интермедийного развития приводит к появлению темы в основной тональности октавами в басу (что указывает на любимую Чюрленисом форму фугетты) и на этом обрывается, то такая рукопись включена в список как неполная запись решенного композитором произведения. Не дифференцируются рукописи чистовые и черновые, кроме особого комментария к последним в отдельных случаях.
Список был помещен и в первом издании книги, но истекшее время позволило улучшить эту важнейшую информационную часть. Теперь она публикуется в исправном и дополненном виде, причем перестроен весь раздел, охватывающий обработки песен. Здесь произведения не размежевываются более по составу исполнения, а размещены просто по литовскому алфавиту (согласно названиям песен); аранжировочные варианты их сведены в одно гнездо под объединяющим общим номером. Последнее относится и к вариантам фортепианных сочинений, аранжированных автором для оркестра и струнного квартета.

Итак, в списке приводятся: номер произведения по списку, название (и жанр), состав (или способ исполнения), время и место создания, наличие рукописи, первоиздание или другие сведения о произведении, основное издание (с указанием опуса к нему), запись на пластинку, которая, в свою очередь, указана номером по списку записей. (Если этот номер в скобках, — значит сочинение записано в чужой транскрипции.) Отсутствие рукописи, записи или данных по датировке специально не указывается, но ряд датировок комментируется или обосновывается дополнительно (поданы в скобках). Названия произведений относятся к изданиям или рукописям; названия, являющиеся предложением составителя списка, снабжены звездочкой слева. Предположительная датировка некоторых произведений, основанная лишь на стилистике, отражена местом в списке без указания года. К названиям или начальным словам вокальных произведений, фортепианных обработок народных песен добавлены, где это необходимо, русские переводы. При наличии нескольких изданий указывается одно, основное по 1974 год, причем используются следующие сокращения:

МКЧ МП, 1925 — Čiurlionis M. К. Muzikos kuriniai. Kaunas, 1925. (Чюрленис M. К. Музыкальные произведения [в семи тетрадях]. Каунас, 1925).
МКЧ Ф, 1957 — Čiurlionis M. К. Kuriniai fortepijonui. Vilnius, 1957 (Чюрленис M. К. Произведения для фортепиано, Вильнюс, 1957).
МКЧ НП, 1969 — Čiurlionis M. К. Liaudies dainos chorams ir fortepijonui. Vilnius, 1959 (Чюрленис M. К. Народные песни для хоров и для фортепиано. Вильнюс, 1959).
МКЧ ПФ, 1959 — Čiurlionis M. К. Preliudai ir fugos. Vilnius, 1959 (Чюрленис M. К. Прелюды и фуги. Вильнюс, 1959).
МКЧ ФКП, 1965 —Čiurlionis M. К. Fugos, kanonai ir pre-lidai. Vilinius, 1965. (Чюрленис M. К. Фуги, каноны и прелюды. Вильнюс, 1965).

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОРКЕСТРА


 

Симфонические:

1. «В лесу», поэма. 3 фл., 2 гоб., англ. р., 2 кл., б-кл., 2 фаг.,
4 валт., 2 тр., 3 тромб., туба, арфа, стр. квинт. 1900. X. 14—X. 25
клав.), 1900. IV. 3 (парт.), Варшава. ЦГАЛИ (клав.), КХМЧ парт.). Чюрленис М. К. «В лесу», партитура. Л., 1975. Запись 2 *.
Прелюд — См. 187 а.
2. «Кястутис», увертюра. 1902. I. 25—II. 5 (клав.), 1902. III. 12 (парт.), Лейпциг. ВЧ-К (клав.), партитура потеряна, дата ее завершения помечена на титульном листе клавира.
3. Фантазия. 1902. IV—V, Лейпциг. Известно по письмам М. К. Чюрлениса к Э. Моравскому (название, «для оркестра»).
4. Симфония, I часть. 1902, IV—V, Лейпциг. КХМЧ (клавир). Название и назначение («для большого оркестра») — по письмам М. К. Чюрлениса к Э. Моравскому.
5. «Море», поэма. 3 фл. и пикколо, 2 гоб., англ. р., 2 кл., б.-кл., 2 фаг., к.-фаг., 6 валт., 2 тр., 3 тромб., туба, лит., орган, 2 арфы, стр. квинт.** 1903. XII. 8—1907. IV. 30, Варшава — Друскининкай. КХМЧ (клав., парт.). Чюрленис М. Поэма «Море», партитура (ред. Э. Бальсис), Л., 1965. Запись 2.
6. «Сотворение мира», поэма. 1907. Ш. 15, Варшава. КХМЧ (начало рабочего клавира, датированное — авторская копия 1909 г.); также упоминается в письме М. К. Чюрлениса к П. Чюрленису. (Степень былого завершения неизвестна, осн. рукопись не сохранилась.)
7. 1905—1907. КХМЧ (эскизы неустановленного симф. произведения); в воспоминаниях С. Чюрлениса указаны два симф. произв., партитуры которых погибли во время первой мировой войны (возможно, что одно из них — 6).

Для хора и оркестра:

8. „De profundis", кантата (I часть) ***. Смеш. хор, орк.:
2 фл., 2 гоб., 2 кл., 2 фаг., 4 валт., 2 тр., 3 тромб., лит. стр. квинт. ****. 1899. VI (клав.), Варшава, 1899—1900 (?) (парт.).
КХМЧ (клавир, копия парт.). Не изд.
* Список записей — см. после Списка произведений. ** В начале авторской партитуры помечены еще тарелки, ни разу не использованные.
*** Первоначальная трактовка сочинения. См. 9.
**** Состав по копии партитуры, на первой странице которой есть заметка о произведенных упрощениях.
9. „Alės Ту, Pan" («Ведь ты, господи»), II ч. кантаты „De profundis". Смеш хор с фортепиано (клавир). 1899. VI.
КХМЧ. Датировка по признакам рукописи — создавалось одновременно с 8.

Для виолончели с оркестром:

10. Концертная пьеса. 1902. V, Лейпциг. Изв. по письму М. К. Чюрлениса к Э. Моравскому (говорится о концерте для влч.,
задуманному сразу для оркестра; уточнение жанра по прежнему письму, в котором говорилось о конкурсе на „Konzertstuck").


Для духового оркестра:

11. Полонез. Фл., 4 кл., корнет, 2 тр., 2 валт., альт, 2 тенора,
баритон, 2 баса, ритм. уд. 1900 II (клав.), 100 (?) (парт.). КХМЧ (клав., парт.). Не изд.

 

ХОРОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ


 

Оригинальные:

12. Kyrie. Сопр., альт., тенор. 1898. VI (Варшава?). КХМЧ. Не изд.
13. Reąuiem, Альт, тенор, бас. 1898 (?). КХМЧ, незаконч. (22 тт.).
14. Gloria. Смеш. хор. 1898 *. КХМЧ. Не изд.
15. „Niescie chwale" («Восхвалите»). Смеш. хор. 1898. КХМЧ (интродукция и фуга), из XXVIII псалма. Не изд.
16. Agnus. Сопрано, альт, тенор. 1899. I—III (?) **. КХМЧ. Не изд.
17. „Neliuskime"*** («Не печальтесь»). Смеш. хор. 1899. I—III (?). КХМЧ, сл. из XLV псалма. Čiurlionis M. К. Sandus ir Neliuskime. Kaunas, 1925.
18. Sanctus. Смеш. хор. 1902. III, Лейпциг. КХМЧ (парт.). Датировка по письму М. К. Чюрлениса к Э. Моравскому. Čiurlionis M. К. Sanctus ir Neliuskime. Kaunas, 1925.
19. Kyrie. Смеш. хор. 1902. VI. 4, Лейпциг. КХМЧ. Изд. в органной транскр. Л. Дигриса: МКЧ ФКП, 1965 (Fuga „Kyrie eleison"). Запись (7).
20. „Jura" («Море»). 1908****, Вильнюс, Изв. по письму С. Кимантайте к Ф. Борткявичене.
21. „Oi tu, mergele" («Ой ты, девица»). Мужской хор. 1908 (?), эскиз (две строфы). КХМЧ.
22. „Lapas pageltęs nukrenta" («Падает лист пожелтевший»). Мужской хор. 1908. XI (?), Петербург. ВЧ-К. Датировка по письму М. К. Чюрлениса к С. Кимантайте. Не изд.
* 12, 14 и 15 находятся в одной тетради, имеющей начальную дату 1898 VI. 2. 12—14, 16, 17 и 19 — фуги.
** 16 и 17 находятся в одной тетради, имеющей заключительную дату 1899 III. 10. Место создания, по-видимому, Варшава.
*** Издано под таким названием, с литовским текстом (перевод с польского).
**** Исполнялось хором М. К. Чюрлениса в Вильнюсе весною 1908 г. Создано на слова С. Кимантайте.
23. * „J karužę" («На войну»). Смеш. хор. 1908—1909 (?), Петербург (?). ВЧ-К (неполный черновик парт., часть переписанных верхних голосов). Воспом. Я. Чюрлёните **.
24. „Naktis tamsi" («Ночь темная»). 1908—1909 (?), Петербург (?). ВЧ-К (партии верхних голосов, переписанные М. К. Чюрленисом).

Обработки:

25. „Aguonėle" («Маков цветочек»), народная песня. Детский однородный трехголосный хор. 1906—1908. Изв. по сборнику „Viever-
sėlis" («Жаворонок»), Варшава, 1909 ***. Датировка — между первыми обработками для этого издания и его появлением. (Указание
относится также к №№ 26, 28, 33а, 38, 396, 40, 43. 44а—49, 51, 55, 57, 60, 65, 67, 69, 71, 72.) МКЧ НП, 1959.
26. „Anksti ryta kėliau" («Рано утром встала»), н. п. Детский (однородный) хор. 1906 — 1908. См. 25. МКЧ НП, 1959.
27. „Anoj pusei Nemuno" («По ту сторону Немана»), н. п. Смеш. хор. 1906 (?) — 1908. КХМЧ. Датировка по биогр. данным (работа с хорами). МКЧ НП, 1959. Запись 3.
27а. Мужской хор. 1908. КХМЧ. Датировка по биогр. данным (работа с мужским хором в Вильнюсе). Не изд.
„Ant kalno gluosnys" («На горе ива») — см. 289.
28. „Ar vejai pute" («То ли ветры дули»), н. п. Детский (однор.) хор. 1906—1908. См. 25. Мелодия тождественна, а обработка близка 74. МКЧ НП, 1959. Запись 8.
29. «Aš prašiau Dievą". («Я просил бога»), н. п. Смеш. хор. 1906. I (?). КХМЧ, датировка по признакам рукописи (соседство и др. произв., почерк). МКЧ НП, 1959.
30. „Aš prašiau Dievą" («Я просил бога»), н. п. ****, Смеш. хор. 1906. I (?) КХМЧ, датировка по признакам рукописи. МКЧ НП, 1959.
30а. Смеш. хор на 8 голосов. 1906. I (?). КХМЧ, датировка по признакам рукописи. МКЧ НП, 1959.
31. „Beauštanti aušrele" («Зоренька занимается»), н. п. Смеш. хор. Для первого изд. (Каунас, 1925) представила Я. Чюрлёните. МКЧ НП, 1959. Запись 3.
32. „Bėkit, bareliai" («Берегите, покосы»), н. п. Смеш. хор *****. Для первого изд. (Каунас, 1925) воспольз. копией Я. Чюрлёните, которая не сохранилась. МКЧ НП, 1959. Запись 9.
33. „Dainų dainele" («Песенка песен»), н. п. Смеш. хор. 1906— 1908 (?). КХМЧ. Датировка по биогр. данным и 33а. Изд. в сб. „Paurio, aidos". Klaipėda, 1929.
33а. Детский (однор.) хор. 1906-1908. См. 25. МКЧ НП, 1959.
* Исполнялось хором М. К. Черлёниса в Вильнюсе весною 1908 г. Создано на слова С. Кимантайте.
** Исполнялась домашним хором Чюрленисов в Друскининкай. Возможно, тождественна «Песенке утреннего подъема всадников» в воспоминаниях С. Чюрлениса.
*** Сборник появился в декабре 1908 г. (изв. по рецензии). Отдельно опубликованное введение указывало, что песни могут исполняться всякими однородными хорами (не только детскими).
**** 29 и 30 — различные песни, только начальные слова совпадают. ***** Возможно, что М. К. Чюрленис создавал ее для мужского хора (см. с. 247, комм. 154).
34. Dainų dainele (Песенка песен), н. п. * Смеш. хор. 1906 (?). КХМЧ (два эскизных варианта или различная гармонизация двух строф), датировка по признакам рукописи. Не изд.
35. „Du broleliai stovėjo" («Два братца стояли»), н. п. Смеш. хор. 1906 (?). КХМЧ, датировка по признакам рукописи. МКЧ НП, 1959.
36. „Ganiau aveles" («Я пас овечек»), н. п. Детский (однор.) хор. 1906. I (?), Друскининкай. КХМЧ, датировка по признакам рукописи, обр. близка к 282. Не изд.
37. „Jšejo sesele" («Вышла сестричка»), н. п. Смеш. хор. 1906— 1908. КХМЧ, ВЧ-К, датировка по признакам рукописей. МКЧ НП, 1959.
38. „Kad aš ejau per kiemą" («Как пошла я по двору»), н. п. Детский хор. 1906—1908. См. 25. МКЧ НП, 1959.
39. „Kai mes augom" («Когда росли мы»), н. п. Мужской хор. 1906—1908. КХМЧ, датировка приблизительная, по близкому варианту — 396. МКЧ НП, 1959.
39а. Смеш. хор. 1908, эскиз. КХМЧ — в виньетке М. К. Чюрлениса.
396. Детский (однор.) хор. 1906—1908. См. 25. МКЧ НП, 1959**.
40. Kareivuželis (Солдатик), н. п. Детский (однор.) хор. 1906— 1908. См. 25. МКЧ НП, 1959.
41. „Kas bernelio pamislyta" («Что парнишкой задумано»), н. п. Мужской хор. 1906 (?)—1908. КХМЧ. Датировка по биогр. данным. МКЧ НП, 1959.
42. „Kelk, dukrele" («Вставай, доченька»), н. п. Мужской хор. 1906 (?) — 1908. КХМЧ. Дат. по биогр. данным. МКЧ НП, 1959.
43. Lakštangele («Соловушка»). Детский (однор.) хор. Источник или автор слов (и мелодии ?) неизв. 1906—1908. См. 25. МКЧ НП, 1959.
44. „Lietuva, Tėvyne musų" («Литва, наша Родина») песня В. Кудирки. 1906. Смеш. хор. КХМЧ. Архив литовской музыкологии Ю. Жилявичюса (Чикаго). Гармонизация близка к авторской. Датировка по изв. исполнению в Варшаве. Не изд.
44а. Детский (однор.) хор. 1906. I, Друскининкай. КХМЧ, датировка по признакам рукописи. „Vieversėlis" («Жаворонок»), 1909.
45. Linelis (Ленок), н. п. Детский (однор.) хор. 1906—1908. См. 25. МКЧ НП, 1959.
46. Našlaitėle (Сиротинушка), н. п. Детский (однор.) хор. 1906-1908.уСм. 25. МКЧ НП, 1959.
47. Našlaitis («Сирота»), н. п. Детский (однор.) хор. 1906. I (?), Друскининкай. КХМЧ, датировка по признакам рукописи, МКЧ НП, 1959. Запись 8.
47а. 1906. Друскининкай. Смеш. хор. (Эскиз, близок к 47 — верхние голоса тождественны, добавлен бас, незаконч.). КХМЧ, датировка по признакам рукописи.
48. „Nemune upeli" («Неман-реченька»), н. мелодия, сл.
В. Палукайтиса (?). Детский (однор.) хор. 1906. I (?), Друскинин * 33 и 34 — мелодические варианты той те песни, обработки различные.
** Опубл. под назв. «О as vakar ne namie nebuvau» («А я вчера и дома не был») — этот вариант обработки М. К. Чюрленис начал со второй строфы словесного текста. Мелодия тождественна.
кай, КХМЧ, датировка по признакам рукописи — обработки мел. нар. песни „Vai tu, eržuoleli («Ой ты, дубок»), пригодной и для нового текста. МКЧ НП, 1959.
49. „Ne tėviškėlėj" («Не на родной сторонке»), н. п. Детский
(однор.) хор. 1906—1908. См. 25. МКЧ НП, 1959.
„О aš vakar ne namie nebuvau" («А я вчера и дома не был») — см. 396.
50. „О čia perželis stovėjo" («А тут березка стояла», н. п. Смешанный хор. 1906—1908. КХМЧ. Датировка по биогр. данным. МКЧ НП, 1959. Запись 12.
51. „Oi dariau, dariau lyseles" («Я сделала грядки»), н. п. Детский (однор.) хор. 1906—1908. См. 25. МКЧ НП, 1959.
52. „Oi giria, giria" («Ой, роща, роща»), н. п. Смешанный хор. 1906 (?), Друскининкай. КХМЧ. Датировка по признакам рукописи. МКЧ НП, 1959. Записи 3, 12.
53. „Oi giria, giria" («Ой, роща, роща), н. п.* Смеш. хор. 1906.
I (?), Друскининкай, 1907. II. 6, Варшава. КХМЧ. Первая датировка — по близкой обработке 53а (одно проведение строфы, без контрап. обращения). Вторая датировка, возможно, относится не к созданию, а к посвящению песни. Журнал „Kultūros barai", Vilnius, 1967, № 7 (факсимиле).
53а. Мужской хор. 1906 (?). КХМЧ. Датировка по признакам рукописи. Не изд.
„Oi giria, giria" («Ой, роща, роща»), н. п. Мужской хор.— См. 276, сноску.
54. „Oi lekia, lekia" («Ой летит, летит»), н. п. Мужской хор. 1906. I (?), Друскининкай. КХМЧ, датировка по признакам рукописи, обр. близка к I вариации 273. Не изд.
55. „Oi lekia, lekia" ** («Ой, летит, летит»), п. п. Детский (однородный) хор. 1906-1908. См. 25. МКЧ НП, 1959. Запись 3.
55а. Смеш._хор. 1906—1908. КХМЧ. Датировка по биогр. данным. Изд. в сб. „Pajūrio aidos", 1929.
56. „Pasekejužėliai, marčios brolužėliai" («Братцы невесты»), н. п. Смеш. хор. Восст. по памяти Я. Чюрлёните. МКЧ НП, 1959.
57. „Paukščiu vaina" («Птичья война») н. п. Детский (однор.) хор. 1906—1908. См. 25. МКЧ НП, 1959.
58. „Prapuoliau, močiute" («Пропала я, матушка»), н. п. Детский хор. 1906. I (?), Друскининкай. КХМЧ, датировка по признакам рукописи. Не изд.
58а. Смеш. хор. Опубл. в журн. „Šaltinis", Seinai, 1910, № 1. Для поел. изд. представлена Я. Чюрлёните. МКЧ НП, 1959. Запись 3.
59. „Prapuoliau, močiute" («Пропала я, матушка»), н. п. Мужской хор.*** КХМЧ (копия брата композитора). Не изд.
60. „Pulkim ant kelių" («Упадем на колени»), н. (традиц.) песнопение, сл. А. Страздаса. Детский (однор.) хор. 1906. Дат. по изв. исп. в Варшаве (смеш. хором?). „Vieversėlis («Жаворонок»), 1909.
61. „Rūtelę sėjau" («Сеяла руточку»), н. п. Мужской хор. КХМЧ. Не изд,
„Sėjau ruta, sėjau metą" («Сеяла я руту, сеяла мяту»),
см. 179.
* 52 и 53 — различные обработки одной и той же песни. ** В первом издании (см. «Жаворонок») была названа: «Марш». *** Предположение составителя списка.
62. „Siuntė mane močiutė" («Посылала меня матушка»), н. п. Смеш. хор. 1906 (?)—1908. КХМЧ. Датировка по биогр. данным. МКЧ НП, 1959. Запись 3.
63. „Subatos vakarėli" («В субботу вечерком»), н. п. Смеш. хор. 1906 (?). КХМЧ (элементарный эскиз гармонизации?). Датировка по признакам рукописи. Не изд.
64. „Subatos vakarėli" («В субботу вечерком»), н. п. Смеш. хор. 1906 (?). КХМЧ, датировка по признакам рукописи. Не изд. (см. 286, сноску).
64а. Смеш. хор. 1906—1908 (?). КХМЧ (развитый вариант с канонами, черновик), датировка по биогр. обстоятельствам.
65. Suktinis (Суктинис), н. п. (танец). Детский (однор.) хор. 1906—1908. См. 25. МКЧ НП, 1959.
66. „Sutems tamsi naktužėle". («Стемнеет темная ноченька»), н. п. Смеш. хор. 1906?—1908. КХМЧ. Датировка по биогр. данным. МКЧ НП, 1959.
67. Saltyšius (Со л тыс), н. п. Детский (однор.) хор. 1906—1908. См. 25. МКЧ НП, 1959.
68. „Šėriau žirgeli" («Холил я коня»), н. п. Смеш. хор. 1906— 1908. КХМЧ. Датировка по биогр. обстоятельствам. МКЧ НП, 1959.
69. Šocas Шоцас), н. п. (танец). Детский (однор.) хор. 1906— 1908. См. 25. МКЧ НП, 1959.
70. „Šwięty Bože" («Святый Боже»), н. (традиц.) песнопение. Смеш. хор. на 8 голосов (на 4 голоса с аккомп.?). КХМЧ, черновой эскиз не законч.
71. „Taip toli žadėta" («Так далеко обещана»), н. п. Детский (однор.) хор. 1906—1908. См. 25. МКЧ НП, 1959.
72. „Ui-ui-ui, broleliai" («Ой, ой, ой, братцы»), н. п. Детский (однор.) хор. 1906—1908. См. 25. МКЧ НП, 1959.
73. „Vai, močiute" («Ой, матушка»), н. п. Смеш. хор. 1906—1908. КХМЧ. Датировка по биогр. данным. МКЧ НП, 1959.
74. „Valioj, mano dalgelis" («Валёи, моя коса»), н. п. Смеш. хор. 1905—1906 (?). КХМЧ. Датировка по признакам рукописи и по воспоминаниям А. Варнаса. Не изд.
75. „Vienam kiemely" («В одном дворе»), н. п. Смеш. хор.* 1906. I (?) Друскининкай — 1907. II. 8, Вильнюс. КХМЧ. Первая датировка — по близкой ф-п. обработке (см. 274), вторая, возможно, относится к посвящению песни. Не изд.
76. „Vienam kiemely" («В одном дворе»), н. п. Смеш. хор. 1906—1908. КХМЧ (переписано не полностью). Датировка по биогр. данным.
77. (не установл.) Детский хор. 1906. I (?), Друскининкай. КХМЧ (эскиз, назв. и сл. текста отсутствуют), датировка по призн. рукописи.

 

КАМЕРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ


 

Для струнного трио:

78. Фуга d-moll. Скр., альт, влч. I—III (?), Варшава. КХМЧ,
датировка — аналогично 16 и 17. Не изд.
79. Трио. 1902. V—VI, Лейпциг. Изв. по письмам М. К. Чюрлениса к Э. Моравскому, состав не указан.
* Близкая этой обработке, но с другим сл. текстом — 28.

Для струнного квартета:

80. Тема и вариации h-moll. 1898. IV. 28, Варшава. КХМЧ, тема, 12 вариаций и финал-фуга в D-dur'e (парт.); дата завершения. Не изд.
81. Фуга G-dur. 1898. КХМЧ (парт.), датировка — аналогично 12, 14, 15. Не изд.
82. Фуга fis-moll. 1899. III. 10, Варшава. КХМЧ (парт.), дата завершения. Не изд.
83. Квартет c-moll. 1901. XI—XII (—1902. I ?), Лейпциг. КХМЧ (голоса I, II и III частей). Изв. (о завершении квартета в четырех частях) по письмам М. К. Чюрлениса к М. Маркевичу и к Э. Моравскому; по ним также датируется (три части квартета были исполнены 1901. XII. 7 студентами Лейпцигской консерватории, а в январе 1902 г. М. К. Чюрленис еще поправлял финал). Čiurlionis M. К. Styginis kvartetas (Струнный квартет), Vilnius, 1966. Запись 3.
Канон c-moll.— См. 216. Канон B-dur.—См. 217. * Канон h-moll.— См. 263.

Для пения с аккомпанементом:

84. „Spijcie, laki" («Спите, луга»). Дуэт высоких голосов с ф-п. 1899. X. КХМЧ. Не изд.
85. „Zadumali się anieli" («Призадумались ангелы»). Выс. голос с ф-п. 1904. XI. 18, Варшава. КХМЧ, ЯЧ (черновик и часть переписан, автором), дата по черновику. Не изд.

Для органа:

86. Фуга cis-moll. 1902. III, Лейпциг. КХМЧ, датировка по признакам рукописи и по письмам М. К. Чюрлениса к Э. Моравскому. МКЧ ФКП, 1965. Запись 7.
87. Прелюд A-dur (VIII) * (Орг. или ф-п.). 1901—1902 (?). КХМЧ, датировка по признакам рукописи. МКЧ ПФ, 1959.
88. Прелюд G-dur (XVII). (Орг. или ф-п.). 1902. VI. 27, Лейпциг. КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
89. Прелюд C-dur (VI). (Орг.). 1902 (?), Лейпциг —1904 (?), Друскининкай. КХМЧ, датировка приблизительная в указ. пределах, относится также к №№ 90—93. МКЧ ПФ, 1959.
90. Прелюд g-moll (VII). (Орг. или ф-п.). 1902 (?), Лейпциг — 1904 (?), Друскининкай. КХМЧ, см. 89. МКЧ ПФ, 1959. Запись 7.
91. Фугетта g-moll (Прелюд X). (Орг. или ф-п.). 1902 (?),
Лейпциг — 1904 (?), Друскининкай. КХМЧ, см. 89. МКЧ ПФ, 1959.
Запись 7.
92.* Фугетта a-moll (Прелюд IX). (Орг. или ф-п.). 1902 (?), Лейпциг — 1904 (?), Друскинкай. КХМЧ, см. 89. МКЧ ПФ, 1959.
* Нумерация в скобках (кое-где и название) — соответственно МКЧ ПФ, 1959. То же самое 88 и далее. Указывается также (в след. скобках) способ написания и — соответственно — возможность исполнения. №№ 87, 89, 91, 92 имеются еще в одной чистовой рукописи (ЯЧ, уцелевший лист нотной тетради; сочинения были переписаны автором для отца), без названия и датировок.
93. * Фугетта c»moll (Прелюд XI). (Орган или фортепиано). 1902 (?), Лейпциг — 1904 (?), Друскининкай. КХМЧ, см. 89. МКЧ ПФ, 1959. Запись 7.
94. Прелюд B-dur (XIV). (Орг. или ф-п.). 1904, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
95. Прелюд Es-dur (XIX). (Орган или фортепиано 1904 (?), Друскининкай. КХМЧ, датировка по признакам рукописи (одновременно с 94). МКЧ ПФ, 1959.
96. Прелюд C-dur (XII). (Орг.). 1904. XII. КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
97. Прелюд As-dur (XX). (Орг. или ф-п.). 1904. XII. КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959, Запись 7.
98. Прелюд a-moll (I). (Орг. или ф-п.). 1904. Изд. Čiurlionis M. К- 14 trumpų preliudu vargonams. Kaunas, 1925.* Датировка Я. Чюрлёните, по изд. 1959 г. (Указания относятся также к №№ 99-102, 104, 105). МКЧ ПФ, 1959.
99. Прелюд C-dur (II). (Орг. или ф-п.). 1904. См. 98. МКЧ ПФ, 1959.
100. Прелюд d-moll (III). (Орг. или ф-п). 1904. См. 98. МКЧ ПФ, 1959.
101. Прелюд F-dur (IV). (Орг. или ф-п.). 1904. См. 98. МКЧ ПФ, 1959.
102. Прелюд d-moll (V). (Орг. или ф-п.). 1904, См. 98. МКЧ ПФ, 1959.
103. Прелюд F-dur (XII). (Орг.) изд. Čiurlionis M. К. 14., 1925. МКЧ ПФ, 1959. Запись 7.
104. Прелюд a-moll (XV). (Орг.). 1904. См. 98. МКЧ ПФ, 1959.
105. Прелюд a-moll (XVI). (Орг.). 1904. См. 98. МКЧ ПФ, 1959.
Прелюд f-moli (XVIII).—См. 107.

Для фортепиано:

106. Прелюд F-dur. Ф-п. соло **. 1896. КХМЧ (авторская пометка «ор. 1» — вместе с 107, 108). Не изд.
107. Прелюд f-moli (XVIII). 1896. КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
108. Прелюд e-moll. 1896. КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
109. Прелюд F-dur. 1896. КХМЧ (незаконч.).
110. Канон d-moll. 1896, Варшава (?). КХМЧ, датировка по признакам рукописи — написан перед 115, 116. (Указание относится
также к №№ 111—118.) Не изд.
111. Канон a-moll. 1896, Варшава (?). КХМЧ, см. 110. Не изд.
112. Канон f-moli. 1896, Варшава (?), КХМЧ, см. НО. Не изд.
113. Канон As-dur. 1896, Варшава (?). КХМЧ, см. НО. Не изд.
114. Канон C-dur. 1896, Варшава (?). КХМЧ, см. 110, Не изд.
115. Канон h-moll. 1966, Варшава (?). КХМЧ, см. 110. Не изд.
116. Канон A-dur. 1896, Варшава (?). КХМЧ, см. 110. Не изд.
117. Канон G-dur. 1896, Варшава (?). КХМЧ, см. НО. Не изд.
* Это издание «14 коротких прелюдов для органа», включавшее Ш 87, 89, 94, 98—105, 132, отмечало все вместе 1900—1901 годами, что неверно хотя бы по отношению к №№ 94, 132 и не позволяет основываться на этой датировке.
** В дальнейшем это не указывается, за исключением особых случаев. Очередность 106—108 по автографу. (Также 110—118).
118. Канон d-moll. 1896, Варшава (?). КХМЧ, (не законч.), см. 110.
119. Мазурка b-moll. 1897. КХМЧ. Не изд.
120. Канон Es-dur*. 1897. I—II (?). КХМЧ, датировка приблизительна, раньше 125 (указание относится также к №№ 121— 124). Не изд.
121. Канон D-dur. 1897. I—Ш(?). КХМЧ, см. 120, Не изд.
122. Канон h-moll. 1897. I-III'(?). КХМЧ, см. 120, Не изд.
123. Канон F-dur. 1897. I-III (?). КХМЧ, см. 120. Не изд.
124. Канон F-dur. 1897. I—III (?). КХМЧ, см. 120. Не изд.
125. Канон B-dur (III) **. 1897. III. 21, Варшава, КХМЧ, датировка автора открывает группу канонов (125—?). МКЧ ПФ, 1959.
126. Канон F-dur (VIII). КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
127. Канон d-moll (II). КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959. Запись (7).
128. Канон F-dur (IV). КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
129. Канон f-moll (V). КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
130. Канон F-dur (VI). КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
131. Канон a-moll (VII). КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
132. Канон As-dur (I). КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959. Запись (7).
133. Фуга b-moll (I) ***. 1897. V. 10. КХМЧ, датировка автора открывает группу фуг (133—?). МКЧ ПФ, 1959.
134. Фуга C-dur (II). КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
135. Фуга F-dur (III). КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
136. Фуга A-dur (IV). (ф-п ?) ****. КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
137. Фуга Des-dur (V). КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
138. Фуга С—C-dur (VI). КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
139. Фуга d-moll (VII). КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
140. Фуга E-dur (VIII). КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
141. Фуга F-dur (IX). КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
142. Фуга e-moll (X). КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
143. Мазурка F-dur. КХМЧ (143—146 в одной не датирован ной тетради). Не изд.
144. Вальс b-moll. КХМЧ, см. 143. Не изд.
145. Полечка F-dur. КХМЧ, см. 143. Не изд.
146. Литовская песенка ***** h-moll. КХМЧ, см. 143. Не изд.
147. Канон fis-moll ******. 1897—1898 (?). КХМЧ, датировка приблизительна (147—150 написаны после канонов 120—132 и первых фуг, более сложные и развитые — в увеличении, в противодви-жении, трехголосные). Не изд.
148. Канон f-moll. 1897—1898 (?). КХМЧ, см. 147. Не изд.
149. Канон E-dur. 1897—1897 (?). КХМЧ, см. 147. Не изд.
150. Канон As-dur. 1897-1898 (?). КХМЧ, см. 147. Не изд.
151. * Тема и вариации D-dur. 1897—1898 (?) КХМЧ (тема, 20 вариаций и финал). Не изд.
152. Фуга f-moll (XI). 1898. VI— (?). КХМЧ, датировка - аналогично 12, 14 и др. МКП ПФ, 1959.
* Очередность 120—124 — по автографу. ** Очередность 125—132 — по автографу. Цифра в скобках соответствует нумерации в МКЧ ПФ, 1959.
*** Очередность фуг 133—142, 152—154 — по автографу. **** Способ написания нот этой двухголосой фуги позволяет думать, что она предназначалась для пения (следов текста или названия нет, черновик не сохранился). Также 137.
***** Согласно Я. Чюрлёните, мелодия взята из костельного песнопения в Друскининкай.
****** Очередность 147—150 — по автографу.
153. Фуга E-dur (ХТТ). 1898. VI— (?). КХМЧ, см. 152. МКЧ ПФ, 1959.
154. Фуга f-moll (ХШ). 1898. VI— (V). КХМЧ, см. 152. МКЧ ПФ, 1959.
155. Соната F-dur. 1898. КХМЧ (Allegro moderato, Andante, Scherzo; Финал без определения темпа). Не изд.
156. Соната cis-moll. 1898. Изв. по письму М. К. Чюрлениса к Э. Моравскому (Менуэт для стр. квартета «разогрет из сонаты cis-moll»), по воспоминаниям Я. Чюрлёните и, предположительно, по рецензии исполнения сонаты в 1915 г. в Москве (части: Allegro moderato, Andante, Menuetto, Finale).
156a. Для ф-п. в 4 руки. КХМЧ (разработочный фрагмент — 37 тактов).
157. Фуга e-moll (XV) *. 1899. I-III (?). КХМЧ, датировка —
аналогично 16 и др. МКЧ ПФ, 1959.
158. Фуга A-dur (XIV). 1899: I-III (?). КХМЧ, см. 157. МКЧ
ПФ, 1959.
159. Вальс B-dur. 1899. VII. КХМЧ (не законч.).
160. Прелюд F-dur. 1899. X. КХМЧ. Не изд.
161. Мазурка es-moll. 1899. X. 12. КХМЧ. Не изд.
162. Юмореска, ор. 3 № 2. 1899. XI. 19. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Запись 11.
163. * Музыкальный момент (мазурка) fis-moll. 1899. XI. 24. КХМЧ. Не изд.
163а. * Музыкальный момент Des-dur. 1899. XI (не законч.). КХМЧ, датировка приблизительна (по соседству рук. 163 и др.).
164. Прелюд, ор. 3, № 4. 1899. XI. 26. КХМЧ. МКЧ Ф. 1957.
Запись 11.
165. * Фантазия es-moll. 1899. XI. 27—28. КХМЧ (не законч.).
166. * Прелюд fis-moll 1899. XI. 29. КХМЧ (не законч.).
167. * Мазурка h-moll. 1899. XII. I. КХМЧ (не законч.).
168. Temro di marčia (As-dur). 1899. XII. 10. КХМЧ. Не изд.
169. Прелюд, ор. 3, № 1. 1899. XII. 27. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Запись 1.
170. Мазурка G-dur. 1899—1900 (?). Восст. по памяти В. Хемп-лёвой; датировка согласно двум другим восстановленным ею мазуркам, которые соответствуют 161 и 193, и по ее встречам с М. К. Чюрленисом в 1900—1901 гг. В Л, рукописи В. Хемплёвой (указания относятся также к №№ 171—176).
171. Мазурка a-moll. 1899—1900 (?). См. 170.
172. Мазурка e-moll. 1899—1900 (?). См. 170.
173. Полонез A-dur. 1899—1900 (?). См. 170.
174. Литовская колыбельная**. 1899—1900 (?). См. 170.
175. Мираж ***. 1899—1900 (?). См. 170.
176. Прелюд h-moll. 1899-1900 (?). См. 170.
177. Вальс F-dur. 1899—1900 (?). КХМЧ, датировка — аналогично 170—176. Не изд.
178. Ноктюрн, ор. 4, № 1. 1900. I, 2. КХМЧ, текст не полный, датировка по нему. Изд. в „Meloman", Warszawa, 1900, № VIII. МКЧ Ф, 1957. Запись 11.
* Очередность 157—158 — по автографу. ** Название автора; иной вариант — 291. *** Название автора; большая пьеса, обладающая, подобно 165, импровизационными и оркестровыми чертами.
179. * Пьеса F-dur (на тему литовской нар. песни «Посеяла
я руту»; по фактуре могла предназначаться также и для пения,
как обработка для трехголосного однородного хора с дублирую-
щим аккомпанементом). 1900. I (?). КХМЧ, датировка по призна-
кам рукописи. Не изд.
180. Мазурка Des-dur. 1900. I. 17. КХМЧ (не полн.?).
181. * Прелюд-экспромт, ор. 4, № 2. 1900. II 6. КХМЧ МКЧ 1957 (первая часть сочинения). Запись (в этом виде) И.
182. Прелюд h-moll (op. И, № 3). 1900. „Meloman", Warszawa, 1900, № XII.
182а. Op. 11, № 3 (1901?). КХМЧ (дополненный вариант). МКЧ Ф, 1957. Запись 9.
183. Ноктюрн, ор. 6, № 2. 1901. V. 30, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Записи 9, 10.
184. Прелюд, ор. 6, № 1. 1901. V. 27—VI. 10, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Запись 1.
185. Прелюд, ор. 7, № 1. 1901. VI. 9, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Запись 6.
186. Прелюд, ор. 7, № 3. 1901. VI. 10, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Записи 6, 5.
187. Прелюд, ор. 7, № 2. 1901. VI. 13, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Записи 1, 6.
187а. Для оркестра: 3 фл., гоб., англ. р., 2 кл., 2 фаг., 4 валт, I (?) тр., 3 тромб., туба, стр. квинтет. 1901. VI—VII (?), 1902. I (?). ЯЧ (парт.), сохр. не полностью. Оркестровка 187, датировка по нему и по предположительному назначению работы: оркестр М. Огинь-ского в Плунге, где Чюрленис побывал летом 1901 года, или начало занятий по инструментовке в Лейпцигской консерватории.
188. Прелюд, ор. 7, № 4. 1901. VI. 15, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Записи 1, 6, 10.
189. Прелюд c-moll. 1901. VI. 15-VI. 20, Друскининкай. КХМЧ. Не изд.
190. Полонез b-moll. 1901. VII. 1, Друскининкай. КХМЧ (не законч.).
191. Прелюд d-moll *. 1901. VII. 3, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
192. * Марш cis-moll. КХМЧ (записана партия правой руки, полностью).
Мазурка, ор. 8, № 1 **. 1901. IX. 3, Друскининкай (начато). См. 222.
193. Мазурка Ges-dur (II). 1901. IX. 3, Друскининкай. КХМЧ. Не изд.
Ш. Мазурка d-moll (12). 1901. IX. 6, Друскининкай. КХМЧ (не полн.)***.
195. Мазурка es-moll (14). 1901. IX. 7, Друскининкай. КХМЧ (26 тактов для правой руки).
196. Мазурка fis-moll (13) 1901. IX. 8, Друскининкай. КХМЧ (записана партия правой руки, полностью).
* В рукописи имелось название автора «Elegya», стертое или стершееся.
** В рукописи имеется нумерация автора «Mazurek 10». К 193—198, 200 и 236—237 мазуркам приложена авторская нумерация в скобках.
*** 193—196, 198—200 представляют собой черновики. Возможно, что имелись отделанные и переписанные варианты (у 234, напр., не сохранилось автографа).
197. Прелюд, op. 8, № 2. 1901. IX. 14, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Запись 9.
198. Мазурка e-moll (15). 1901. IX. 16, Друскининкай (?). КХМЧ (записана партия правой руки, полностью).
199. Песенка, ор. 11, № 2. 1901. X. 19, Лейпциг. КХМЧ. МКЧ Ф 1957 Запись 1 10
200. Мазурка cis-moll (16). 1901. XI. 29, Лейпциг. КХМЧ (не законч.).

201. Канон C-dur. 1901. XI (?) *, Лейпциг. КХМЧ. Не изд.
202. Канон E-dur. 1901. XI (?), Лейпциг. КХМЧ. Не изд.
203. Канон cis-moll. 1901 XI (?), Лейпциг. КХМЧ. Не изд.
204. Канон C-dur. 1901. XII. 5 (?), Лейпциг. КХМЧ, очередность и предпол. датировка — по признакам рукописи. Не изд.
205. Канон a-moll. 1901. XII. 5—6 (?), Лейпциг. КХМЧ. См. 204. Не изд.
206. Канон a-moll. 1901. XII. 6, Лейпциг. КХМЧ. Не изд.
207. Канон G-dur. 1901. XII, Лейпциг. КХМЧ. Не изд.
208. Канон e-moll. 1901. XII, Лейпциг. КХМЧ. Не изд.
209. Канон D-dur. 1901. XII, Лейпциг. КХМЧ. Не изд.
210. Канон h-moll. 1901. XII. 10, Лейпциг. КХМЧ. Не изд.
211. Канон A-dur**. 1901. XII. Лейпциг. КХМЧ, датировка по признакам рукописи. МКЧ ФКП, 1965.
212. Канон fis-moll. 1901. XII. 15, Лейпциг. КХМЧ. МКЧ ФКП, 1965.
213. Канон Des-dur. 1901. XII, Лейпциг. КХМЧ, датировка по признакам рукописи. МКЧ ФКП, 1965.
214. Канон f-moll. 1901. XII (?), Лейпциг. КХМЧ, датировка по признакам рукописи. МКЧ ФКП, 1965.
215. Канон As-dur. 1902. I. 9 (?), Лейпциг, КХМЧ, датировка по признакам рукописей (на черновике дата стерта, видно «9»). МКЧ ПФ, 1959.
216. Канон c-moll, ор. 9, № 1. 1902. I. 12, Лейпциг. КХМЧ, МКЧ Ф, 1957.
216а. Для стр. квартета. 1902. I. (?), Лейпциг. КХМЧ (парт.), датировка по ф-п. варианту и признакам рукописи. Не изд.
217. Канон B-dur, ор, 9, № 2 ***. 1902. I, Лейпциг. КХМЧ, дати-
ровка по признакам рукописи и по квартетному варианту — см.
217а. МКЧ Ф, 1957.
217а. Для стр. квартета. 1902. I. 17, Лейпциг. КХМЧ (парт.) Не изд.
218. Фуга g-moll. 1902. II. 12, Лейпциг. КХМЧ. МКЧ ФКП, 1965. Запись (7).
219. Фуга c-moll. 1902. II. 20, Лейпциг. КХМЧ. МКЧ ФКП, 1965.
220. Фуга Es-dur. 1902. III. 3, Лейпциг. КХМЧ. МКЧ ФКП, ФКП, 1965.
* Датировка 201—203 — до 1901. XII. 5 (по письму М. К. Чюрлениса к Э. Моравскому). Им предшествуют 17 канонов, написанных на трех станах, как решения обратимого контрапункта. В списке они не отражены, так же как одна учебная работа, состоящая из вертикальных обращений темы и противосложений, без тематического и тонального развития.
** Очередность 211—215 —по автографу. *** Очередность 216—217 и 218—219 — по автографу.
221. Фуга a-moll. 1902. III. 6, Лейпциг. КХМЧ. МКЧ ФКП, 1965.
222. Мазурка, ор. 8, № 1 (1901 IX 3, Друскининкай). 1902. III. 7, Лейпциг. КХМЧ, датировка по завершению. МКЧ Ф, 1957. Запись И.
223. Фуга fis-moll. 1902. V. И, Лейпциг. КХМЧ. МКЧ ФКП, 1965. Запись (7).
224. Фуга h-moll. 1902. V. 20, Лейпциг. КХМЧ. МКЧ ФКП, 1965.
225. Фуга C-dur. 1902. V. 25, Лейпциг. КХМЧ. МКЧ ФКП, 1965.
226. Фуга e-moll, ор. 9, № 4. 1902. VI. 1, Лейпциг. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957.
227. Фуга, хорал a-moll *. 1902. VI, Лейпциг. КХМЧ, датировка по признакам рукописи (очередность). МКЧ ФКП, 1965. Запись (7).
228. Этюд D-dur. 1902. VI. 3, Лейпциг. КХМЧ. Не изд.
229. Прелюд C-dur **. 1902. VI. 20, Лейпциг. КХМЧ. МКЧ ПФ, 1959.
230. Прелюд, ор. 11, № 1. 1902. VI. 24, Лейпциг. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957.
231. * Прелюд g-moll ***. 1902. VI. 26, Лейпциг. КХМЧ. Не изд.
232. Канон Des-dur. 1902. VI. 25—VII. 5, Лейпциг. КХМЧ (записан не полностью).
233. Этюд e-moll. 1902. VII. 7, Лейпциг. КХМЧ. Не изд.
234. Мазурка, ор. 3, № 3. 1902. X (?). „Meloman", 1902, №Х-датировка по этой публикации. МКЧ Ф, 1957. Запись 11.
235. Польская рапсодия. (1902) XI. 22 (Варшава.) КХМЧ (не законч., 63 тт.), датировка года по признакам рукописи и др. обстоятельствам ****.
236. Мазурка e-moll (16) *****. 1902. XII. 29, Варшава. КХМЧ (записана партия правой руки, полностью).
237. Мазурка C-dur (17). 1902. XII. 29, Варшава. КХМЧ (записана партия правой руки, полностью).
238. * Мазурка G-dur. КХМЧ, без даты, две маленькие пьесы на тождественную мелодию (две вариации; пробы обработки песни?). Не изд.
239. Прелюд, ор. 12, № 1. 1903. V. (?). КХМЧ; датировка, возможно, относится к фрагменту другого произв. на той же странице рукописи. МКЧ Ф, 1957. Запись 1.
240. Постлюдия ****** (S-dur), ор. 12, № 2. 1903. V. 31, Варшава. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Запись 1.
241. Прелюд (a-moll), ор. 13, № 1, 1903. VI. 10, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Запись 6.
* Очередность 226—227 — по автографу. ** 229—230 имеют нумерацию автора № 5, № 6. *** Маленькая пьеса (канон в противодвишении с дополн. гол.), стилю и признакам рукописи близка к 89, 90, 92.
**** Летом 1902 г. в Варшаве был объявлен конкурс князя К. Любо-мирского на ф-п. произведения, на котором за лучшую польскую рапсодию значилось 100 р. премии.
***** QM сноску после 192. Имеется еще фрагмент мазурки под № 18 —Друскининкай, 1903. I. 10.
****** Первоначальное назв. автора: «Prelude № 1». 241—246 имели дальнейшие №№ 2—7. Они представляли собой начало задуманного М. К. Чюрленисом цикла прелюдов по квинтовому кругу (Чюрлёните Я. Пояснения — МКЧ Ф, 1957).
242. Прелюд. (G-dur), op. 13, № 2. 1903. VI. 10, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957.
243. Presto (e-moll). 1903. VI (?), Друскининкай. КХМЧ (партия левой руки, 70 тактов), датировка по признакам рукописи.
244. * Прелюд (D-dur). 1903. VI. 13, Друскининкай. КХМЧ (18 тактов, Da Саро senza fine). Не изд.
245. *Прелюд (h-moll). 1903. VI. 14. Друскининкай. КХМЧ (записан не полн.?). Не изд.
246. Adagio, Tempo di Valse, Adagio (A-dur). 1903. VI. 15, Друскининкай. КХМЧ. Не изд.
247. Прелюд, ор. 14, № 1*. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957.
248. Прелюд, ор. 14, № 2. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Записи 1, 6.
249. Прелюд, ор. 14, № 3. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957.
250. Прелюд, ор. 29, № 2. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Запись 5.
251. Прелюд f-moll. КХМЧ. МКЧ ФКП, 1965.
252. * Прелюд b-moll. КХМЧ (записан не полностью).
253. * Прелюд Des-dur. КХМЧ (записан не полностью).
254. Прелюд, ор. 16, № 1. КХМЧ. Сочинение не датировано, по рукописи близко к 259. МКЧ Ф, 1957.
255. Эпизод из симф. поэмы «Море», ор. 16, № 4, КХМЧ. МКЧ Ф, 1957.
256. Прелюд, ор. 16, № 3. 1904 (Варшава?). КХМЧ, место написания стерто, видно подобие буквы W. МКЧ Ф, 1957. Записи 1, 6, 9, И.
257. * Прелюд, ор. 15, № 2. 1904. VII. 22, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Записи 4, И.
258. * Семь вариаций на тему „Sefaa Esec". 1904. VIII. 1, Друскининкай; 1904. X. 2, Варшава. КХМЧ, даты относятся к отдельным вариациям, но авторская № 1 не имеет даты, а вторая из приведенных дат указывает ненумерованную вариацию. МКЧ Ф, 1957.** Запись 4 (кроме того, зап. И включает шесть опубл. вариаций, запись 9 — три вариации).
259. Прелюд, ор. 16, № 2. 1904. X. 25, Варшава. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Запись 6.
260. Прелюд, ор. 17, № 1. 1904. X. 27, Варшава, КХМЧ, МКЧ Ф, 1957. Записи 1, 5, 6.
261. Прелюд на русскую тему, ор. 17, № 3. 1904. XI. 4, Варшава. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957.
262. Фугетта, ор. 9, № 3. 1904. XII. 21. КХМЧ, датировка приведена при первом издании в журн. «Margutis», Chicago, 1936, № 24. МКЧ Ф, 1957. Запись (12).
263. * Канон h-moll (в 4 руки? — эскиз в широком изложении, м. б. и не для ф-п.), на тему 262 (возможно, соч. значительно позднее). КХМЧ.
264. «Осень», ор. 17, № 2. 1904 (?). КХМЧ, копия (и датировка при публикации), Я. Чюрлёните. МКЧ Ф, 1957.
265. *Пять вариаций на тему «Besacas» (1904—1905?). КХМЧ, датировка приблизительная, по признакам рукописи. МКЧ Ф, 1957.*** Запись 4.
* 247—254 не датированы, по стилистике относятся к 1903—1904 гг., хотя 250 в рукописи — по соседству с произведениями 1908 г.
Изданы шесть вариаций (ор. 15, №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7), одна в рукописи, записана не полностью (реставрирована В. Ландсбергисом — см. запись 4).
*** Изданы и записаны (ор. 18, №№ 1—4) четыре вариации.
266. Прелюд, op. 19, № 1 *. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Запись 5.
267. «Бассо остинато», ор. 19, № 2. 1905. VI, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Запись 5.
268. «Соловей», ор. 19, № 3. 1905. VI, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957.
269. Прелюд, ор. 20, № 3. 1905. IX. 2, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Записи 6, 9.
270. Прелюд, ор. 20, № 2. 1905. IX. 14, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Запись 5.
271. Прелюд, ор. 20, № 1 **. 1905. XI. 23, Варшава. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957.
272. * Прелюд D-dur. КХМЧ (записан не полностью).
273. Четыре вариации на тему н. п. „Oi lekia, lekia" («Ой летит, летит»). 1905. (XII?), Друскининкай. КХМЧ, дата уточняется по признакам рукописи — следует 274. МКЧ НП, 1959.
274. Две вариации на тему н. п. «Vienam kiemely» («В одном дворе»). 1906. I, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ НП, 1959. Запись 4.
275. * Две вариации на тему „Easacas". 1906. I, Друскининкай. КХМЧ /не законч.).
276. Пять вариаций на тему н. п. „Oi giria, giria" («Ой роща, роща»). 1906. I. 9, Друскининкай. КХМЧ, датировка относится к трем вариациям. МКЧ НП, 1959 ***. Запись 4.
277. Две вариации на тему н. п. „Vai močiute" («Ой, матушка»). 1906. I. 9, Друскининкай. КХМЧ (первая тождественна 73; вторая вариация— фугетта). МКЧ НП, 1959. Запись 4.
278. Две вариации на тему н. п. „Išėjo mergaitė" («Вышла девушка»). 1906. I. 9, Друскининкай. КХМЧ, датировка первой вариации. МКЧ НП, 1959. Запись 4.
„Aš prašiau Dievą" («Я просил бога»), обр. н. п. (ф-п.?). КХМЧ (29 этого списка).'
279. Четыре вариации на тему н. п. „Bakit, bareliai" («Бегите, покосы»). 1906. I (?) КХМЧ, датировка предполагаемая, по очередности в рукописи (между 277 и 278; указание относится также к №№ 280, 281).__МКЧ НП, 1959. Запись (3), 4, 9.
280. „Aš pasėjau rūtelę («Я посеяла руточку»), обр. н. п. 1906. I (?). КХМЧ. см. 279. МКЧ НП, 1959. Запись 4.
281. „Močiute noriu miego" («Матушка, спать хочу»), обр. н. п. 1906. I (?) КХМЧ, см. 279. МКЧ НП, 1959. Запись 4.
282. „Ganiau aveles" («Я пас овечек»), обр. н. п. 1906 (?) КХМЧ, датировка по признакам рукописи. МКЧ НП, 1959. Запись 4.
283. Три вариации на тему н. п. „Ei, mergele" («Эй, девица»). 1906 (?) КХМЧ, датировка по признакам рукописи. МКЧ НП, 1959. Запись 4.
284. Фугетта на тему н. п. „Siuntė mane močiute" («Посылала меня матушка»). 1906 (?). КХМЧ (записана не полностью). Дати*
* Очередность 266—268 — по автографу.
** 269—271 — эти три прелюда b-moll на одну тему. Имеется также трехголосная экспозиция фуги на эту тему.
*** В этом издании — четыре вариации. Еще одна опубликована в МКЧ МП, 1925 (№ 2). Возможно, что последняя вариация по изданию МКЧ МП, 1959 была сочинена для мужского хора — братья Чюрленисы распевали ее в Друскининкай (по воспоминаниям Я. Чюрлёните).
ровка по признакам рукописи. Не изд. Запись 4 (рсстанр. В. Ландсбергисом).
285. Фугетта на тему н. п. „О kur josi, broluži" («Куда поедешь, братец»). 1906 (?). ЯЧ (не закончена или полностью не сохранилась).
286. Четыре вариации на тему н. п. „Subatos vakarėli" («В субботу вечерком»). 1906 (?). КХМЧ. МКЧ НП, 1959 *. Запись 4.
287. Lento, Piu mosso, Lento (обр. н. п. ?). 1906 (?). КХМЧ, источник мелодии не установлен. Не изд.
288. * Песенка (обр. ?) g-moll. 1906 (?) КХМЧ, источник мелодии не установлен. Не изд.
289. «Ant kalno gluosnys" («На горе ива»), обр. н. п. ** (Могла предназначаться и для пения однородными голосами с дублирующим аккомпанементом; еще в 10-е годы была известна как обр. для мужского хора; Ю. Жилявичюс относит эту дату ко времени бытности М. К. Чюрлениса в Плунге, т. е. 1888—1893 гг., не указывая источник.) МКЧ МП, 1925 (представила Я. Чюрлёните; тот же источник для №№ 290—293). МКЧ НП, 1959. Запись (3).
290. «Kad ir nežinojau» («Хотя и не знал я»), обр. н. п. См. 289. МКЧ НП, 1959.
291. «Prapuoliau, močiute» («Пропала я, матушка»), обр. н. п. (имеет общие черты с 174). См. 289. МКЧ НП, 1959.
292. «Seriau žirgeli)) («Холил я коня»), обр. н. п. См. 289. МКЧ НП, 1959.
293. «Šegiau žirgeli» («Холил я коня»), обр. н. п.*** См. 289. МКЧ НП, 1959.
294. Прелюд, ор. 21, № 1, 1906. V. 28, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957, Запись 1.
295. Прелюд, ор. 21, № 2. 1906, VI. 1 (Друскининкай?). КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Записи 1, 6.
296. Прелюд, ор. 21, № 3. 1906. VI. 1 (Друскининкай?). КХМЧ. МКЧ Ф, 1957.
297. Прелюд, ор. 21, № 4. 1906 (?). КХМЧ (без даты, по очередности в рукописи). МКЧ Ф, 1957.
298. Прелюд d-moll. 1906 (?). КХМЧ (не закончен).
299. Прелюд g-moll. 1906 (?). КХМЧ; 298 и 299 —одновременно. МКЧ ФКП, 1965.
300. Прелюд, ор. 22, № 1. 1906. X. 1, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957.
301. Прелюд, ор. 22, № 2. 1906. X. 2, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957.
302. Прелюд, ор. 22, Я° 3. 1906. X (?). КХМЧ, датировка предположительна, по признакам рукописи. МКЧ Ф, 1957.
303. Прелюд, ор. 22, № 4. 1906 (?) КХМЧ, датировка по признакам рукописи. МКЧ Ф, 1957.
304. Прелюд, ор. 22, № 5. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Записи 1, 6.
305. Прелюд D-dur. КХМЧ (записан не полностью).
306. Прелюд, ор. 26, № 1. 1907. VII.3, Друскининкай. КХМЧ.
МКЧ Ф, 1957. Запись 5.
* Изданы и записаны (4) три вариации. Первая почти тождественна 64.
** Очередность 289—292 — по алфавиту. *** 292 и 293 — различные мелодии.
307. Прелюд, op. 26, № 2. 1907. VII, Друскининкай. КХМЧ, датировка по признакам рукописи (одновременно с 306). МКЧ Ф, 1957.
308. Прелюд, ор. 27, № 1. 1907. VII, Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957.
309. Прелюд, ор. 27, № 2. 1907 (VII ?), Друскининкай. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957.
310. Прелюд, ор. 26, № 3*. 1907. Варшава. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957. Запись 4.
311. Прелюд, ор. 26, № 4. 1907, Варшава. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957.
312. Прелюд, ор. 27, № 3. 1907, Варшава. КХМЧ, МКЧ Ф, 1957.
313. Прелюд, ор.27, № 4. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957.
314. Фугетта C-dur. КХМЧ (записана не полностью).
315. Фугетта d-moll. 1908, Вильнюс. КХМЧ. МКЧ ФКП, 1965.
316. Фугетта, ор. 29, № 1. 1908, Вильнюс, КХМЧ. МКЧ Ф, 1957, Запись 11.
317. «Море», ор. 28, №№ 1, 2, 3. 1908, Вильнюс. КХМЧ. МКЧ Ф, 1957.
318. Прелюд, ор. 30, № 1. 1908. VII. 22, Паланга. КХМЧ, ВЧ-К. МКЧ Ф, 1957. Записи 1, 5.
319. Прелюд, ор. 30, № 2. 1908. VIII. 19, Куркленай. КХМЧ, ВЧ-К. МКЧ Ф, 1957. Запись 4.
320. Прелюд d-moll. 1908. IX. 1, Петербург. ВЧ-К. МКЧ ФКП, 1965.
321. Фугетта d-moll. 1908. 1Х.2, Петербург. ВЧ-К (не закончена).
322. Прелюд, ор. 31, № 4 **. 1908. X. 12—14, Петербург. ВЧ-К. МКЧ Ф, 1957.
323. Фуга f-moll (XVII) ***. 1908 X. 12-14, Петербург. ВЧ-К. МКЧ ПФ, 1959.
324. Прелюд, ор. 30, № 3. 1908. X. 14, Петербург. КХМЧ. ВЧ-К. МКЧ Ф, 1957. Запись 5.
325. Прелюд, ор. 31, № 1. 1908. X. 16, Петербург. КХМЧ, ВЧ-К (датировка начала работы первого варианта). МКЧ, Ф. 1957. Запись 1.
Прелюд, ор. 31, № 3, 1908. X. 17, Петербург. См. 328. Фуга, ор. 34. 1908. XI (?) См. 345.
326. * Прелюд h-moll, 1909. II. 1, Петербург. ВЧ-К (не закончен).
327. Прелюд, ор. 31, № 2. 1909.11.10, Петербург. КХМЧ, ВЧ-К. МКЧ Ф, 1957. Запись 1.
328. Прелюд, ор. 31, № 3. 1908. X. 17, Петербург; 1909. II, 12, Петербург. КХМЧ, ВЧ-К (даты начала и завершения). МКЧ Ф, 1957.
329. * Прелюд h-moll. 1909. II. 13, Петербург. ВЧ-К (записан не полностью).
330. * Прелюд, ор. 32, № 1. 1909. II. 16, Петербург. ВЧ-К. МКЧ Ф, 1957. Записи 5, 6.
331. * Прелюд C-dur. 1909. II. 17, Петербург. ВЧ-К (записан не полностью).
* Возможно, что 310—312 были созданы раньше 306—309, т. е. весной 1907 года.
** Очередность 322—324 — по автографу, датировка первых двух — по письму М. К. Чюрлениса к С. Кимантайте.
*** Название и цифра в скобках относятся к изд. МКЧ ПФ, 1959. По форме ближе к фугетте.
332. * Прелюд a-moll. 1909. IT. 19, Петербург. ВЧК (не закончен).
333. Прелюд h-moll. 1909. II. 25, Петербург. ВЧ-К. МКЧ ПФ, 1959. Запись 1.
334. «Sejau ruta» («Посеяла я руту»), обр. н. п. ВЧ-К. Не изд.
335. * Прелюд, ор. 32, № 2. 1900. III. 20, Друскининкай. ВЧ-К. МКЧ Ф, 1957. Записи 4, 5, 6.
336. *Прелюд a-moll. 1909. III. 22, Друскининкай. ВЧ-К (записан не полностью).
337. * Фуга в уменьшенном ладу. 1909. III. 24, Друскининкай. ВЧ-К (не закончена, 27 тт.).
338. Прелюд, ор. 33, № 1. 1909. V. 15, Друскининкай. ВЧ-К. МКЧ Ф, 1957, Записи 1, 5.
339. Прелюд, ор. 33, № 2. 1909. V. 16, Друскининкай. ВЧ-К. МКЧ Ф, 1957. Записи 1, 5, 6.
340. Прелюд, ор. 33, № 3. 1909. V. 17, Друскининкай. ВЧ-К. МКЧ Ф, 1957. Записи 1, 6.
341. Прелюд c-moll *. 1909. V. 17, Друскининкай. ВЧ-К. МКЧ ФКП, 1965.
342. Прелюд, ор. 33, № 4. 1909. V. 19, Друскининкай. ВЧ-К МКЧ Ф, 1957. Запись 1.
343. Прелюд, ор. 33, № 5. 1909. V. 20, Друскининкай. ВЧ-К. МКЧ Ф, 1957. Запись 6.
344. Прелюд, ор. 33, № 6**. 1909. V. 21, Друскининкай. ВЧ-К. МКЧ Ф, 1957. Запись 5.
345. Фуга, ор. 34. (1908. XI?) — 1909. XI, Петербург. ВЧ-К. КХМЧ. Первая дата, приблизительная, относится к началу-черновику, вторая — переписанный автором текст. МКЧ Ф, 1957. Записи 4, 6, (7).

* Очередность 340—341 — по автографу. 1909. V. 16—17 записаны еще два фрагмента незаконченных (?) прелюдов.
** На тот же бас была написана другая партия правой руки, стертая (возможна реставрация?). Датировка относится к новому прелюду 344.

Точный список читайте в книге В.Ландсбергис - Творчество Чюрлёниса