Ю.Хохлов - Франц Шуберт

Документы о жизни и творчестве австрийского композитора. Песни, симфонии, камерно-инструментальные сочинения.
Указатель источников и перечень важнейших произведений

 

 

Книга о творчестве композитора
Ю.Хохлов
Франц Шуберт
жизнь и творчество в материалах и документах
"Советский композитор", 1978г.

содержание:

 

От автора

В вышедших в данной серии работах в основном сложился тип краткой монографии о композиторе, построенной из подлинных документов — писем, отрывков из воспоминаний, печатных отзывов о сочинениях и т. п. «Жанр» такой монографии, несомненно, обладает рядом достоинств. В самом деле, любая действительно достоверная книга о каком-либо художнике строится на основе документальных материалов, которые, однако, не всегда цитируются, но часто, особенно в небольших по объему популярных изданиях, «суммируются» и сжато пересказываются своими словами. Однако никакой пересказ не может сравниться с высказываниями, самого композитора и его современников, всегда производящими на читателя большое впечатление как подлинные исторические документы, сохраняющие колорит эпохи.
И в то же время создание краткой монографии на основе документальных материалов таит в себе немалые трудности.

Совершенно очевидно, что «авторский текст» в такой монографии должен занимать подчиненное положение, вводя каждый из документов и связывая их в одно целостное повествование. Если, однако, о каком-то событии творческой биографии композитора до нас не дошло интересных высказываний современников или его самого,, остается или обойти это событие молчанием, или сообщить о нем в «авторском» тексте, что неизбежно приводит к его некоторому разрастанию.
«Документальная монография» будет- легко читаться лишь в том случае, если лежащие в ее основе отрывки документов не слишком малы. Составитель ее вынужден производить отбор материала и с этой точки зрения, жертвуя некоторыми яркими, но очень краткими высказываниями.
Ив то же время ограниченный объем книги не позволяет включить в нее полностью даже наиболее важные и ценные документы. Так, хотя сохранилось всего лишь 71 письмо самого Шуберта, мы не могли привести все письма композитора. Ведь некоторые из них были написаны в связи с обстоятельствами частного значения и потребовали бы обширных разъяснений, уводящих в сторону от изложения собственно творческой биографии композитора. В других случаях мы были вынуждены прибегнуть к купюрам в самом тексте документов.

Купюры оказываются особенно необходимыми в высказываниях современников, дошедших до нас в виде воспоминаний. Любое из воспоминаний характеризует не только композитора, о котором вспоминает его автор, но одновременно и самого его автора. А «точка зрения» автора не всегда совпадает с нашей точкой зрения. Нередки в воспоминаниях и отдельные ошибки, неточности чисто случайного характера, связанные, например, с тем, что через много лет, когда автор записывал свои воспоминания, некоторые обстоятельства уже изгладились в его памяти. Поэтому, хотя воспоминания являются ценным источником сведений о композиторе, истина нередко устанавливается лишь с помощью кропотливого сопоставления документов друг, с другом, проверки всех содержащихся, в них «побочных» фактов. Поскольку оговаривать встречающиеся в документе неточности у нас нет возможности,, целесообразным оказывается просто опустить слова или фразу, содержащие неточности.

До нас дошло немало интересных высказываний о Шуберте, касающихся не каких-либо конкретных событий его творческой биографии, но его личности, характера, творческих установок в целом. Поэтому мы сочли уместным объединить такого рода документы в особой главе «Человек и артист», которую располагаем примерно в середине жизнеописания Шуберта.

Особую проблему в краткой документальной монографии о Шуберте составляет характеристика его творчества. При жизни композитор получил признание лишь как автор песен, в известной мере и как автор фортепианных сочинений. И даже знакомство с его творчеством в этих жанрах оставалось очень ограниченным. Примерно из шестисот написанных им песен было издано 174, а публично исполнялось лишь какие-нибудь три десятка. Из фортепианных сочинений было напечатано около четверти. Еще хуже обстояло дело с камерными инструментальными и симфоническими произведениями. Ни одна из симфоний Шуберта при его жизни не прозвучала публично. Шуберт — великий симфонист — был открыт лишь десятилетия спустя после его смерти. Одновременно с большой постепенностью расширялось и знакомство с камерно-инструментальными сочинениями Шуберта, даже с его фортепианными произведениями и песнями. Поэтому мы не могли закончить нашу работу главой о последних годах жизни и творчества Шуберта, но добавили еще одну главу — «Пути посмертной славы», в которой сделали попытку охарактеризовать важнейшие вехи на пути более широкого и полного посмертного признания искусства Шуберта, в первую очередь его симфонического творчества.

Принимая во внимание Огромный объем творчества Шуберта, необычайное количество шедевров, созданных им почти во всех жанрах, к которым он обращался, легко понять, что у нас не было возможности охарактеризовать в последней главе все даже самые значительные его произведения, не получившие признания при его жизни. Ограничившись некоторыми наиболее важными примерами, мы стремились показать в первую очередь эволюцию общей оценки Шуберта как композитора. Читатели, которые хотели бы больше узнать о творчестве Шуберта, об отдельных неохарактеризованных в  этой книге его произведениях, могут обратиться к другим более подробным и обстоятельным книгам о Шуберте. Перечень работ о Шуберте, которые мы могли бы рекомендовать этим читателям, приведен в конце книги.
В приложении даны также указатель источников и список основных сочинений Шуберта.

Биография Шуберта в книге pdf Скачать книгу