В. Блок - Оркестр русских народных инструментов

Музыкальная литература



Книги, ноты, литература о музыке

 

ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ МОСКВА!

 

 

В один из декабрьских дней 1945 года в Москве, в школьном здании в одном из тихих переулков, примыкающих к нынешнему Проспекту Мира, собрались музыканты — с домрами, балалайками, гармониками. На многих еще были солдатские шинели. Так начинал свою творческую жизнь один из прославленных наших художественных коллективов, который ныне называется Академическим оркестром русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
В названии этом все значимо. Оркестр действительно русский — и по преобладающему инструментарию (домры и балалайки), и по общему характеру звучания. Он истинно народный — и по своим художественным исполнительским традициям, и по широте своей аудитории. Наконец, он в самом высоком смысле слова академический. И хотя звание это было присвоено коллективу в 1973 году, уже многие годы до этого являлся он, как и является поныне, подлинной академией народного исполнительского искусства. Без преувеличения можно сказать, что этот оркестр относится к числу лучших не только среди оркестров данного типа, но и вообще среди наших музыкальных коллективов, вне зависимости от их исполнительского состава.

Оценивая сделанное русским оркестром радио и телевидения, приходишь к вполне определенному выводу: художественный коллектив — В непрерывном развитий, движении, поиске. Процесс продуманного обновления охватывает многое — инструментарий и репертуар, отношение к исполнительским традициям и выбор выступающих с оркестром солистов. Закономерно и отрадно, что этот творческий поиск дает яркие художественные результаты.
В первые годы работы оркестром Всесоюзного радио руководил известный домрист Петр Алексеев, ранее являвшийся, как уже говорилось, одним из организаторов Первого московского великорусского оркестра. В 1947 году коллектив возглавил дирижер Виктор Смирнов, много выступавший и с симфоническими оркестрами (в дальнейшем он был также художественным руководителем оркестра им. Н. Осипова). Эпизодически с русским оркестром работали известные симфонические дирижеры Александр Гаук, Николай Аносов, Григорий Столяров. С их творческой деятельностью связаны расширение репертуара, рост музыкальной культуры коллектива. Несомненно, что и для дирижеров-симфонистов работа с русским оркестром содействовала расширению их творческих горизонтов. В 1959 году за дирижерский пульт оркестра впервые встал Владимир Федосеев, привнесший в работу коллектива энергию молодости, своеобразие интерпретаций. Александра Пахмутова писала о нем: «В. Федосеев представляется мне глубоким, думающим музыкантом, остро чувствующим. национальную природу исполняемых произведений»
В музыку, как и в искусство вообще, ведут разные пути. Нередко важное значение приобретает наследственный фактор. Именно так сложилась творческая биография Николая Некрасова, возглавившего коллектив Всесоюзного радио и Центрального телевидения в 1974
году. Его родители были музыкантами, причем отец — тоже Николай Николаевич — руководил оркестром русских народных инструментов, существовавшим в 40-х годах при Хоре русской песни Всесоюзного радио. Впрочем, в детстве Николай Некрасов-младший отдавал предпочтение химии и минералогии, видя в науке свое призвание. Хотя музыка в ту пору была для него лишь влечением души, он, однако, играл на скрипке и на фортепиано. И только в 14 лет по настоятельному совету отца он поступает в Московское музыкальное училище имени Октябрьской революции в класс домры. Вскоре он переходит в класс балалайки, с которой уже на долгое время связывает свои устремления.
Музыкальная биография Николая Некрасова отмечена многими творческими достижениями. В 1957 году молодой балалаечник, студент второго курса Института имени Гнесиных, завоевал золотую медаль на международном конкурсе Шестого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В том же году, не оставляя учебы,. Некрасов возглавил оркестр русских инструментов хора имени Пятницкого. Три года спустя он становится главным дирижером оркестра Ансамбля народного танца СССР. Творческой индивидуальности Некрасова в равной степени близки светлая эпика и мягкий юмор, яркая жанровость народных наигрышей и проникновенный лиризм протяжной песенности. Придя в 1974 году в коллектив оркестра радио и телевидения, он проявил творческую пытливость и энтузиазм, расширив репертуар, жанровую палитру, выразительные возможности русского оркестра.
Говоря о творческих задачах коллектива, дирижер писал: «Сегодня коллективы оркестров народных инструментов — это и своеобразные живые хранители народной музыки, это и творческие лаборатории, призванные решать проблемы ее дальнейшего развития». «Наш коллектив, профессиональный по своему статусу и художественным возможностям, корнями своими уходит в народное исполнительство, — говорит Николай Некрасов. — И естественно возникло, казалось бы, необычное сочетание профессионального и народного. О6работки народных мелодий, сделанные разными авторами (многие из них были созданы специально для нашего оркестра), со временем обогащаются все новыми вариантами, принадлежащими уже самим исполнителям. Сегодня мы уже не может считать детищем какого-либо одного композитора обработки, скажем, таких популярных русских мелодий, как „Светит месяц", „Не слышно шума городского" или „Вечерний звон". Поистине они являются плодом нашего коллективного творчества».
Развитие сегодняшнего русского оркестра дирижер видит, в частности, в обогащении его тембровой палитры. В оркестровые партитуры эпизодически вводятся инструменты симфонического оркестра — помимо постоянно звучащих в профессиональном русском оркестре флейты и гобоя, это могут быть, к примеру, кларнет, труба или валторна (их звучание удачно использовал московский композитор Ф. Смехнов в пьесе «Перезвоны»). Интересные творческие результаты приносят сопоставления солирующего классического инструмента и русского оркестра в жанре инструментального концерта или концертной пьесы. Так, в репертуар коллектива вошли концерт для скрипки с оркестром русских народных инструментов Юрия Шишакова, фортепианный «Русский концерт» Леонида Сидельникова, «Концертные вариации для виолончели с оркестром» Николая
Пейко, «Смоленские наигрыши» для скрипки с оркестром Валерия Кикты.
Основу репертуара оркестра составляет русская музыка — классическая и современная. Чтобы в оркестре звучала классика, да и многое из советской и зарубежной музыки нашего века, нужны тщательный отбор произведений и их инструментовка для оркестра русских инструментов. Профессиональная инструментовка — это не только труд, но и талант, тонкое чувство стиля оригинала. И вот в исполнении русского оркестра звучат Глинка, Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Прокофьев, Шебалин, Свиридов. Здесь все предстает как в художественном переводе поэзии или прозы — возможны и издержки, но также и откровения, когда оригинал обретает новую выразительность «в ином языке». Именно так — свежо, ярко, необычно — зазвучали в исполнении оркестра обработки русских песен Прокофьева и фрагменты из его балета «Сказ о каменном цветке», «Русские народные мелодии» Ан. Александрова (в этот фортепианный цикл домры, балалайки, гармоники словно привнесли краски первозданного звучания фольклорных напевов и наигрышей). И все же — и это одно из несомненных достоинств всей художественной жизни коллектива — основу его сегодняшнего репертуара составляют сочинения, специально предназначенные для русского оркестра. После долгого перерыва вновь вошла в программы «Итальянская симфония» Василенко, написанная композитором для оркестра домр и балалаек с добавлением классических духовых инструментов. Большинство же исполняемых произведений созданы советскими композиторами в расчете на коллектив радио и телевидения. «Композитор должен, не отрываясь от родной музыкальной почвы, идти в ногу со временем», — говорит Николай Некрасов. И сегодняшний репертуар оркестра подтверждает это.

Примечательно, что в репертуар оркестра входят не только произведения русской музыки, но и сочинения, созданные композиторами советских союзных и автономных республик. Среди авторов — Евгений Глебов, Валерий Иванов, Андрей Мдивани, Виктор Полозов и Дмитрий Смольский (Белоруссия), Ольгерт Гравитис и Янис Иванов (Латвия), Сулейман Алескеров (Азербайджан), Мукан Тулебаев, Тлес Кажгалиев, Кенжебек Кумысбеков и Нургиса Тлендиев (Казахстан), Гурам Бзванели (Грузия), Вели Мухатов (Туркмения), Дарима Шагдарон (Бурятия), Рустем Яхин (Татария). Среди произведений зарубежной классики и современной музыки — творения Альбениса, Гранадоса, Равеля, Сибелиуса, Свенсена, де Фальи, Хименеса, Ибера, Пуленка, Бриттена. Звучит в исполнении оркестра и народная музыка многих стран мира. Конечно, такая возможность в известной мере обусловлена тембровой родственностью музыкальных инструментов разных народов. Но не только вследствие этого «что-то слышится родное» белорусу и узбеку, кубинцу и испанцу, когда играет этот замечательный русский оркестр. Нужно прежде всего проникнуть в душу музыки каждого народа, найти яркое и убедительное ее воплощение. Удается ли это коллективу? Вот строки из рецензий, опубликованных в португальских газетах на гастрольные выступления оркестра в 1974 году: «Все были в восторге от исполнения „Грандулы виллы Морены". Такого исполнения „Грандулы" Португалия еще не знала. Впервые в Португалию приехал оркестр такого жанра и такого высокого класса. Оркестр исполнил несколько произведений португальских композиторов так, что ни один самый хороший португальский оркестр Не смог бы исполнить их лучше». «Мы хотим еще раз подтвердить высокое художественное мастерство оркестра, руководимого подлинным, настоящим музыкантом Николаем Некрасовым.-Его артистический темперамент и музыкальное дарование дают возможность эмоционально прочувствовать произведения, которые он исполняет. Оркестр состоит из высокопрофессиональных музыкантов, которые своим исполнением добиваются сказочных звуковых эффектов и создают атмосферу необыкновенной звуковой красоты и изысканности».
О сегодняшней творческой жизни коллектива дирижер говорит: «К сожалению, наши маститые симфонисты обращаются к сочинению музыки для русского народного оркестра значительно реже, чем нам хотелось бы. А ведь народный оркестр ушел далеко вперед по сравнению с эпохой Андреева. Нам теперь по силам раскрывать богатый внутренний мир человека, запечатленный в самых серьезных произведениях. Например, по мнению критики и даже некоторых дирижеров-симфонистов, интерпретация „Волшебного озера" Лядова народным оркестром впечатляет исключительной красочностью (благодаря плекторному звучанию). Недавно нами была записана программа из сочинений Малера, Бриттена, Пуленка, с большим успехом повторенная шесть раз на телевидении! Еще одну программу составили сочинения композиторов социалистических стран. Она тоже вызвала очень много положительных откликов наших слушателей. И на родине, и за рубежом оркестр наш активно пропагандирует советскую музыку, хотя гастрольная жизнь коллектива по сравнению с филармоническим оркестром значительно менее насыщенна».

Интересные творческие перспективы открывает для оркестра содружество с другими художественными коллективами и с музыкантами-солистами. Так, с Государственным Московским хором была исполнена «Былина о Василисе Микулишне» Валерия Кикты. Целый ряд произведений советских композиторов исполнен оркестром вместе с хоровыми коллективами Всесоюзного радио и Центрального телевидения — Большим академическим хором и Академическим Русским народным хором, а также с детским хором «Весна». С оркестром сотрудничают лучшие представители советского вокального искусства — Ирина Архипова, Елена Образцова, Бела Руденко, Маргарита Войтес, Ламара Чкония, Клара Кадинская, Евгений Нестеренко, Анатолий Соловьяненко, Виргилиус Норейка, Артур Эйзен. С коллективом выступают пианисты Алексей Наседкин и Дмитрий Сахаров, скрипачки Татьяна Гриндепко и Ирина Медведева, флейтист Александр Корнеев, кларнетист Иван Моз-говенко, фаготист Владимир Влассико. Ярким событием творческой биографии коллектива явилось исполнение «Фантазии на русские темы» Римского-Корсакова с Давидом Федоровичем Ойстрахом. И кажется, совсем недавно в сопровождении оркестра пел Сергей Яковлевич Лемешев.
Художественная заинтересованность мастеров вокала в творческом сотрудничестве с прославленным коллективом имеет глубокую эстетическую обусловленность. «Встречи с народной музыкой, народной песней обогащают каждого вокалиста, расширяют его творческую палитру, — пишет Евгений Нестеренко. — Не случайно почти все мастера оперной сцены постоянно проявляют интерес к народной песне. Они исполняют ее и в сопровождении фортепиано, и под аккомпанемент симфонического оркестра, но особое удовольствие доставляет выступление с оркестром народных инструментов: привлекает какая-то естественность, первозданиость звучания, возникает особое настроение, и песня приобретает совершенно иной характер, становится более близкой, понятной, дорогой слушателям, да и самому исполнителю. С этим коллективом не раз приходилось петь и мне. Я всегда испытываю подлинное наслаждение от подобного сотворчества. Глубина проникновения в авторский замысел, какой-то по-особому мягкий лиризм и чуткое внимание к исполнителю, умение поддержать чюлиста, помочь ему с большей художественной силой выразить чувства и мысли, заложенные в том или ином произведении, — черты, свойственные дирижеру Николаю Некрасову. Меня всегда радует атмосфера неподдельной заинтересованности, максимальной собранности и чуткого внимания, царящая на репетициях коллектива, на концертах. Подкупают в дирижере его человеческое обаяние, высокая культура, тонкий музыкальный вкус». «Некрасов глубоко ощущает национальный колорит музыки, — говорит Артур Эйзен. Что же касается музыкантов оркестра, то каждый из них достоин быть солистом». Ценно свидетельство Елены Образцовой: «Николай Некрасов очень тонко чувствует творческие намерения солиста. Когда я с ним пою, у меня возникает глубокое ощущение творческой свободы, ощущение подлинного музицирования». В июне 1982 года, когда музыкальная общественность отметила 50-летие со дня рождения Н. Некрасова, Е. Образцова писала: «Я счастлива, что встретилась с таким прекрасным и своеобычным коллективом, как Академический оркестр русских народных инструментов, и его художественным руководителем Николаем Николаевичем Некрасовым — замечательным мастером, тонким интерпретатором русской вокальной музыки. Собственно, около двух лет назад мне впервые довелось петь на концертной эстраде русские романсы, и я рада, что моим соисполнителем стал этот коллектив, чуткий и к современной музыке (замечу, очень разнообразной и по жанрам, и по форме), и старинной, к которой оркестр относится бережно, трепетно, благородно»6. «Каждая встреча с дирижером и руководимым им оркестром — большая творческая радость, — говорит Клара Кадин-ская. — Николай Некрасов — тонкий музыкант, с безупречным вкусом, очень чуткий аккомпаниатор. Вокалисты — ив репетиционной работе, и во время исполнения — очень впечатлительны, легко ранимы. И нельзя не почувствовать, что, при всей взыскательности и высокой художественной требовательности, отношение Николая Николаевича к певцам очень по-человечески теплое, доброе, бережное».
Для сегодняшних художественных возможностей коллектива очень показательна запись русских народных песен, осуществленная с гастролировавшим в нашей стране известным шведским певцом Николаем Геддой. Творческое выполнение ее было, вероятно, беспрецедентным по условиям работы. Не было ни одной репетиции — Гедда и Некрасов впервые увидели друг друга в студии фирмы «Мелодия», перед самой записью. Выяснили, какие песни совпадают в репертуаре солиста и оркестра. Перед записью каждой песни дирижер спрашивал у певца, в какой тональности нужно играть. Порой она не совпадала с нотами, стоявшими на пультах. И тогда домристы, гармонисты, балалаечники «с ходу» аккомпанировали солисту в нужной тональности.

Произведения классической и современной музыки звучат не только в концертах и радиопередачах. На дисках «Мелодии» — фрагменты из музыки Г. Свиридова к кинофильму «Метель» и из «Музыкальных картин» Г. Фрида к комедии Островского «Правда хорошо, а счастье лучше», концерт для оркестра «Смоленские кадрили» В. Кикты, упоминаемые выше «Итальянская симфония» С. Василенко и «Русский концерт» Л. Сидельникова. Два диска посвящены музыке Испании и Португалии. Интересно, что наряду с музыкальной классикой здесь звучит «Фантазия на португальские темы», созданная одним из ведущих артистов оркестра, домристом Александром Балашовым.
Коллектив неоднократно выступал за рубежом. С огромным успехом прошли гастроли в ГДР и Югославии, Испании и Португалии, США, Англии и Ирландии. Содержат ли концертные программы зарубежных поездок какие-либо специфические особенности?
«Таких особенностей, пожалуй, две, — отвечает Николай Некрасов. — Прежде всего, мы хотим, конечно, представить нашим слушателям русскую национальную часть нашего репертуара. И во-вторых, приезжая в какую-либо страну, мы стараемся включить в наши программы ее народные песни или популярную оригинальную музыку. Это наши своеобразные музыкальные сувениры. Так, выступая перед английскими слушателями, мы исполнили „Романс на тему Бриджа" Бенджамина Бриттена, „Старинные английские танцы" Эрика Коутса, а также ряд английских песен».
.Вслед за зарубежными гастролями — вновь поездки по стране, новые встречи, новые концертные программы. Однако специфика работы любого художественного коллектива радио и телевидения прежде всего в каждодневном «заочном» общении с многомиллионной аудиторией — радиослушателями и телезрителями. Самыми дорогими откликами являются здесь письма. Вот лишь некоторые Из этих от сердца идущих строк: «Как великолепно звучал оркестр, когда исполнял фантазию на тему песни „Вечерний звон" и „Интермедию" Хименеса! Сколько в нем красоты звучания, мощи и стройности!» «Удивительная обработка музыкальных произведений, звучание инструментов, исполнение чудесно!» «Звучание оркестра русских народных инструментов под управлением Н. Некрасова произвело на меня такое же эмоциональное воздействие, как и симфонический оркестр». «Этот оркестр всегда был высокого класса, а с приходом Н. Некрасова стал еще лучше. Казалось, что можно внести нового? Оказалось, можно! Оркестр стал еще певучее в целом, более выявлены особенности каждого инструмента. Звуки его нежны и выразительны. Нет слов, чтобы выразить свое восхищение! Оркестр и дирижер предельно слиты и едины». «Больше двух часов длился концерт, а прошло словно одно мгновение!.»

«Мы всегда рады и нашим постоянным авторам, и появлению новых композиторских имен в наших программах, — говорит Николай Некрасов, — как рады и каждому отклику на наши радиовыступления и телевизионные концерты, и непосредственному общению с нашими слушателями у себя дома и за рубежом»,
В 1981 году за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства Николаю Некрасову присвоено высокое звание народного артиста РСФСР. О прославленном коллективе и его художественном руководителе очень хорошо и точно сказал известный советский композитор Андрей Эшпай: «Замечательный оркестр, во главе которого стоит замечательный музыкант! Энтузиазм и увлеченность, с которыми они работают, приносят богатые плоды и снискали им любовь многочисленных слушателей».