В. Блок - Оркестр русских народных инструментов

Музыкальная литература



Книги, ноты, литература о музыке

 

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ, ДЕНЬ ЗАВТРАШНИЙ

 

 

Три прославленных оркестра, о которых мы рассказали, ныне являются ведущими коллективами, своеобразными эталонами исполнительского мастерства. Однако картина сегодняшнего дня русского оркестра будет неполной, если не сказать о некоторых других коллективах.
В 60—70-х годах заметно оживилась и расширилась творческая деятельность Оркестра русских народных инструментов Новосибирского радио и телевидения. Он возник еще в 1927 году, выступал в концертах первой Сибирской радиовещательной станции. Организатором и художественным руководителем был Василий Афанасьевич Гирман. Впоследствии коллектив возглавляли дирижеры П. И. Панфилов, С. Н. Тетерин, Н. М. Хлопков. В 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны, состав оркестра укрепился его бывшими участниками, вернувшимися из армии. В том же году в коллектив был приглашен дирижер Иван Матвеевич Гуляев, возглавлявший оркестр на протяжении тридцати лет.
В 50-х годах, как и раньше, большинство участников оркестра были музыкантами-любителями. Вехой в истории оркестра стал 1956 год, когда была основана Новосибирская консерватория. Уже через несколько, лет оркестр пополнился молодыми музыкантами-профессионалами — выпускниками нового вуза и отделения народных инструментов Новосибирского музыкального училища. Возросли исполнительские возможности оркестра, заметно расширился его репертуар. В активе оркестра выступления с выдающимися советскими вокалистами— Александром Огнивцевым, Александром Ведерниковым, Павлом Лисицианом. Рядом программ оркестра дирижировали Александр Гаук и Владимир Федосеев. Новосибирцы записывались на Всесоюзном радио и фирме «Мелодия».

В 1969 году в Оркестр в качестве второго дирижера был приглашен воспитанник Новосибирской консерватории Владимир Поликарпович Гусев. В 1975 году он возглавил коллектив.
В начале 60-х годов возник Московский молодежный оркестр русских народных инструментов (ныне — оркестр русских народных инструментов Московского объединения музыкальных ансамблей). В первое время он главным образом аккомпанировал детскому хореографическому ансамблю «Школьные годы». Позже первый художественный руководитель коллектива Николай Калинин вспоминал: «Первоначально Московский молодежный оркестр носил чисто прикладной характер (отчасти функция эта сохранилась и сейчас) — сопровождал выступления хоровых и танцевальных ансамблей. В год своего пятнадцатилетия коллектив впервые представил на суд музыкальной общественности цикл из восьми концертов, своего рода фундаментальную антологию русской инструментальной музыки от Андреева до наших дней»1. С 1979 года коллектив возглавляет дирижер Вячеслав Дмитриевич Рихтер. В 1984 году оркестр стал лауреатом премии Ленинского комсомола.

В 70-х годах интересно заявил о себе московский оркестр «Боян», получивший свое название по имени легендарного древнерусского певца-сказителя. Инструментальный состав этого оркестра очень специфичен. Из трехструнных домр в него входит лишь домра пикколо. Остальные домры — четырехструнные; в их числе и нечасто употребляемые теноровые домры. В то же время отсутствуют басовые домры, балалайки секунды и альты. Вместо группы оркестровых гармоник в состав оркестра входят два многотембровых баяна «Юпитер». Духовая группа включает народные инструменты — жалейки и рожки. Наряду с традиционными для русского оркестра флейтами и гобоем в духовую группу входят также две трубы и тромбон, баяны «Юпитер» и электроорган (синтезатор). Все это в совокупности позволяет считать состав оркестра «Боян» синтетическим, своеобразно сочетающим русский народный, классический и современный инструментарий. Созданный в 1968 году, «Боян» уже через год был удостоен звания лауреата на Первом Московском молодежном фестивале русской и советской музыки, а в 1973 году — на Десятом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. В 1982 году оркестр становится лауреатом премии Ленинского комсомола. Руководит коллективом народный артист РСФСР Анатолий Иванович Полетаев,
Специфическое положение среди профессиональных коллективов занимает оркестр Государственного русского народного хора имени М. Е. Пятницкого. Вхождение в этот художественный коллектив предопределяет основное содержание репертуара оркестра, обычно выступающего вместе с хоровой или танцевальной группой. Тем не менее было бы ошибочным считать этот коллектив только «прикладным», ибо его творческая деятельность включает в себя концертные исполнения и звукозаписи чисто оркестровых сочинений: оркестром хора имени М. Е. Пятницкого многие годы руководили композиторы — народный артист РСФСР Василий Васильевич Хватов, а позднее заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки Александр Семенович Широков. В настоящее время оркестр возглавляет Игорь Федорович Обликин.
Особое место занимают в нашей музыкальной жизни учебные оркестры различного состава и в их числе оркестры народных инструментов. Специфика работы учебных оркестров заключается в том, что эти коллективы обладают относительно мобильным репертуаром и регулярно обновляют состав участников. Учебные оркестры русских народных инструментов существуют в ряде консерваторий, институтов искусств и институтов культуры, во многих музыкальных училищах и училищах искусств, в некоторых училищах культурно-просветительной работы и в музыкальных школах. Хотя учебные оркестры не являются профессиональными коллективами по своему статусу, некоторые вузовские оркестры русских народных инструментов являются таковыми по своему художественному уровню. Здесь должен быть в первую очередь назван оркестр русских народных инструментов Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (дирижер — заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Сергей Михайлович Колобков), имеющий в своем активе немало концертных премьер произведений советских композиторов и фондовых записей Всесоюзного радио. Активную концертную работу ведут студенческие оркестры русских народных инструментов Ленинградской, Горьковской и Свердловской консерваторий (руководители — Г. Н. Преображенский, В. А. Кузнецов и Л. П. Шкарупа), Московского музыкального училища имени Октябрьской революции и Первого московского областного музыкального училища (руководители В. М. Подуровский, В. Д. Брагаренко), Читинского музыкального училища (руководитель Э. С. Маковский).

Самодеятельные коллективы получили широкое распространение по всей Российской Федерации (известны и коллективы русских оркестров за пределами РСФСР). Степень их творческой активности различна, как различны их составы, широта и направленность репертуара. Некоторые из этих коллективов, отличающиеся высоким художественным уровнем исполнения, можно считать самодеятельными лишь по условиям их существования (увлеченные занятия музыкой в свободное время, не являющейся основной профессией или работой). Нередко самодеятельные коллективы выступают в сводных: ансамблях (чаще всего это практикуется в ходе различных музыкальных праздников и фестивалей). Порою в таком совместном выступлении объединяются самодеятельный и учебный оркестры — таковы, к примеру, некоторые совместные концертные программы петрозаводских коллективов — студенческого оркестра филиала Ленинградской консерватории и оркестра русских народных инструментов Дома культуры Онежского тракторного завода (руководитель обоих коллективов — Г. И. Миронов).
К оркестрам развернутых составов примыкают ансамблевые коллективы, в которых основные группы русского инструментария — домры, балалайки, гармоники? (баяны) — представлены, в той или иной степени, отдельными видами инструментов2. Таков, к примеру, студенческий ансамбль «Орнамент» Московского музыкального училища имени Октябрьской революции (художественный руководитель — заслуженный работник культуры РСФСР И. А. Зикс). Зародившийся в 1978 году, он уже через год завоевал звание лауреата Первого Московского конкурса артистов эстрады.
Активна творческая деятельность другого московского коллектива — ансамбля «Русские узоры» (художественный руководитель — заслуженный артист РСФСР В. А. Зозуля). Созданный в 1970 году, этот ансамбль уже в 1973 году стал лауреатом Всесоюзного фестиваля советской молодежи, в 1974 году — лауреатом премии Комсомола Подмосковья. В 1972 году этот коллектив был удостоен Большой золотой медали на фестивале искусств в городе Галле (ГДР), а в 1980 году — премии Ленинского комсомола.
Творческое развитие русского оркестра неотделимо от формирования его репертуара. Чем больше новаторских аспектов несет в себе развитие композиторского творчества, расширение жанровой палитры, обогащение образности и стилистики, тем больше стимулов и для развития исполнительского искусства, выявления его новых возможностей.
Советская музыка для оркестра русских народных инструментов — это десятилетия творческих поисков и свершений; это десятки композиторских имен и сотни названий произведений различных жанров. Одни композиторы почти полностью посвятили себя данной жанровой сфере (при этом наряду с сочинениями для русского оркестра создаются и камерные сочинения для народных инструментов). Другие создали лишь несколько, иногда только одно-два сочинения для русского оркестра. Но ценность художественных свершений в музыкальном творчестве, как и вообще в искусстве, отнюдь не определяется количественными критериями. Высокохудожественным вкладом в музыку для русского оркестра явилась пятичастная Симфония-фантазия Р. Глиэра (1943) — единственное произведение выдающегося советского композитора, созданное им в данном жанре.

Становление и развитие репертуара русского оркестра во многом связано с именем Николая Будашкина. Композитору принадлежат произведения, впервые удостоенные в этом жанре Государственных премий СССР, — «Русская рапсодия»3, Фантазия (Вариации) на тему русской народной песни «Вот мчится тройка почтовая» для балалайки с оркестром, музыкальная картинка «На ярмарке», «Русская фантазия», «Думка», Вторая рапсодия. Широкое признание получил созданный Н. Будашкиным Концерт для домры с оркестром.
Весомый вклад в концертный репертуар внесли композиторы старшего поколения — Василий Хватов, Игорь Болдырев, Георгий Тихомиров, Григорий Фрид, Николай Пейко, Федор Смехнов, Павел Барчунов, Юрий Шишаков, Александр Широков, Юрий Зарицкий. Интересно проявили себя и авторы, принадлежащие к последующим поколениям, — Борис Кравченко, Петр Лондонов, Олег Агафонов, Вадим Биберган, Борис Глыбовский, Владимир Бояшов, Леонид Сидельников, Владимир Комаров, Валерий Кикта, Татьяна Смирнова, Александр Курченко, Виктор Егоров. Отрадно, что время выдвигает имена новых авторов, обогащающих репертуар русского оркестра.
Некоторые русские советские композиторы обращаются в своих сочинениях к фольклору народов советских и автономных республик. Так возникли сюиты «Под солнцем Родины» Олега Агафонова, «Родные напевы» и «Хоровод дружбы» Татьяны Смирновой.
Интересные творческие результаты принесло обращение Владимира Комарова к жанру концерта для оркестра, с ярким сопоставлением нескольких солирующих инструментов. В этом жанре, достаточно распространенном в симфонической музыке, но новом для русского оркестра, композитор создал свои произведения «Русские кружева», «Сельские картинки» и «Праздник в деревне».
Многие авторы пишут для русского оркестра, имея в виду определенный творческий коллектив. Так, большинство произведений ленинградских авторов впервые прозвучали в исполнении оркестра имени В. Андреева, сочинения Н. Будашкина, П. Куликова, В. Комарова — в исполнении оркестра имени Н. Осипова, сочинения Г. Тихомирова, П. Лондонова, Г. Фрида, В. Кикты,
И. Красильникова — в программах коллектива Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Постоянная связь с определенным творческим коллективом важна для авторов. Вот что говорит об этом Николай Пейко: «Последние годы в моих композиторских устремлениях произошел для самого меня неожиданный поворот в область, которую я до сих пор почти не затрагивал, — к музыке для оркестра русских народных инструментов. Для этого оркестра в 1977 году я написал Седьмую симфонию, а в 1978 — Концерт-поэму для балалайки и кларнета и Вокальный триптих на стихи Ивана Никитина. Последнее, самое капитальное мое сочинение — „Ночь царя Ивана" — музыкально-драматические сцены для солистов, хора и оркестра русских народных инструментов. Первым исполнителем всех этих произведений стал оркестр русских народных инструментов Гнесинского института под управлением его руководителя — талантливого дирижера и тонкого музыканта С. Колобкова. Новая ветвь в моей работе, конечно, явление не случайное. Внешней причиной здесь оказалась инициатива Колобкова и его коллектива. Но наряду с ней была причина и внутренняя, гораздо более глубокая, — стремление отталкиваться в своей композиторской работе от традиций русской музыки, искать пути развития этих традиций».

Традиции русской музыки. Наряду с общим животворным воздействием на развитие советской музыкальной культуры они имеют и более специфическое значение для русского оркестра — вхождение в его репертуар переинструментованных произведений русской классики. Конечно, и транскрипции, и оригинальные сочинения находят наиболее полноценное воплощение в русском оркестре при творчески обусловленном расширении его инструментального состава. Одной из наиболее утвердившихся тенденций является здесь сопоставление солирующего классического инструмента и русского оркестра. Так, в репертуар коллектива Всесоюзного радио и Центрального телевидения наряду с транскрипциями произведений для фортепиано с симфоническим оркестром (Концерт Римского-Корсакова, Фантазия на темы Рябинина Аренского) вошли оригинальные сочинения — Скрипичный концерт Ю. Шишакова, фортепианный Русский концерт Л. Сидельникова, Концертные вариации для виолончели и оркестра русских'народных инструментов Н. Пейко. Одно из этих сочинений впоследствии было переинструментовано и вошло в репертуар симфонического оркестра. Николай Некрасов говорит об этом: «По нашему заказу Л. Сидельников написал Русский концерт для фортепиано с оркестром народных инструментов. В результате длительной работы с композитором и исполнителем Д. Сахаровым сочинение получилось очень интересным. Показательна и его дальнейшая судьба. Обычно народному оркестру приходится довольствоваться партитурами — переложениями с симфонического состава. Здесь же произошло обратное: концерт имел такой успех, что возникло его переложение с народного состава на симфонический».
Помимо сопоставления солирующего классического инструмента и русского оркестра, большие выразительные возможности несет в себе расширение тембровой палитры самого оркестра. Кроме традиционных флейт и гобоев во многих коллективах — профессиональных и самодеятельных — эпизодически вводится труба. К. Вертков убедительно обосновывает в историческом ив эстетическом аспектах возможность введения в народный оркестр кларнета: «Поскольку русская жалейка с ее одинарным язычком и цилиндрическим каналом ствола при усовершенствовании неминуемо переродится в инструмент кларнетного типа, следует признать допустимым использование в оркестрах русских народных инструментов кларнетов, как наиболее близких по тембру к жалейке. Аналогичные замены жалейки кларнетом встречаем и в классической литературе, например, наигрыши пастушка Леля в опере „Снегурочка" поручены кларнету, а Римский-Корсаков, конечно же, хорошо знал, что русским пастушеским инструментом является: жалейка, звучание которой он и воспроизводил. К тому же подчеркнем, что и происхождение: свое кларнет, созданный Н. Деннером в конце XVII века, ведет от западноевропейского инструмента шалюмо, родственного жалейке, бирбине, ганурагсу».
В свете сказанного заслуживает внимания интересный творческий опыт известного советского композитора С. Василенко, в 1934 году написавшего свою Третью-(«Итальянскую») симфонию для домрово-балалаечнога оркестра и широко представленных классических духовых (флейты, гобои, кларнеты, бас-кларнет, труба).
Конечно, любое (эпизодическое или постоянное) введение классических духовых в русский оркестр требует, от композитора высокого мастерства, особо точных художественных решений — с тем, чтобы применение классического инструментария не затушевывало неповторимой красоты звучания домр и балалаек.
Большой художественный интерес представляет возможность включения в русский оркестр смычковых струнных, в первую очередь скрипок. Надо сказать, что смычковые струнные являются равноправными участниками целого ряда национальных народных оркестров. Думается, что в русском оркестре звучание скрипки было бы не менее художественно правомерным. Вспомним веселую скоморошью, песню:

Сватался за Катеньку из деревни скоморох,
Сказывая, он Катеньке про умение свое:
Есть у меня, Катенька, и скрипка, и гудок.

Текст этой песни является одним из свидетельств существования на протяжении определенного времени в русском музыкальном быту одновременно двух смычковых инструментов — гудка и скрипки.
Совершенствование народных духовых инструментов, введение классических духовых, перспектива обращения к звучанию смычковых струнных. Конечно, ни один из путей обогащения тембровой палитры русского оркестра не может считаться единственным — любые регламентации были бы чужды самому духу этого искусства.
Русский оркестр живет, развивается, обогащается новыми достижениями. И в этой творческой устремленности— залог плодотворных свершений его завтрашнего.