Б. Дунаевский - Брат песни

Романсы



Книга о романсах и композиторах
Ноты для голоса, фортепиано, гитары, тексты

 

H. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

 

 

Когда мы слышим имя этого замечательного композитора, то сразу же вспоминаем
его оперы «Золотой петушок» и «Сказку о царе Салтане», названия, знакомые с детства, потому что написаны эти оперы по мотивам любимых пушкинских сказок. Да и оперы «Садко» и «Царская невеста» тоже хорошо известны. И я думаю, что не ошибусь, если скажу, что и многие романсы Римского-Корсакова не только знакомы слушателям, но и любимы ими.
Вот, скажем, если я назову романсы — «Звонче жаворонка пенье» или «На холмах Грузии», то, вероятно, ты, Виктор, вспомнишь, что слышал их по радио.
Но о романсах Римского-Корсакова мы поговорим несколько позже, а сейчас расскажу тебе о нем самом. Жизнь его была не совсем обыкновенная — ведь ему прочили карьеру морского офицера, такова была семейная традиция. Но я, кажется, опять отвлекся, начну по порядку.
Родился Римский-Корсаков в марте 1844 года в городке Тихвине. Его отец — бывший губернатор — находился в отставке: человек передовых взглядов, он был уволен за либеральное отношение к местному польскому населению. Он твердо проводил в жизнь свои гуманистические принципы и, сообразуясь с ними, дал вольную своим крестьянам.

Детство маленького Ники Римского-Корсакова проходило в тихвинском именье, в окружении живописной природы,
Музыкальные впечатления, связанные с детством Римского-Корсакова, весьма скупы. Родители его немного музицировали — отец играл на фортепьяно, мать пела отрывки из опер и русские песни, Ника очень любил их. С шестилетнего возраста его стали учить играть на фортепьяно. Но, несмотря на то, что он обладал превосходным слухом и памятью, эти занятия не увлекали его. Лишь после того, как он познакомился с пьесами Бетховена, а затем Глинки, мальчик стал больше интересоваться музыкой и даже пробовал сам сочинять музыкальные пьесы.
Когда ему исполнилось двенадцать лет, его, следуя семейной традиции, отдали в петербургский Морской корпус. Попав в столицу, Николай бывает в концертах и на оперных спектаклях. Одним из самых ярких было впечатление от «Ивана Сусанина» Глинки (в те времена опера называлась «Жизнь за царя»). Римского-Корсакова эта опера, по его словам, «просто ослепила».
Продолжая занятия музыкой, Римский-Корсаков проигрывал отрывки из «Руслана и Людмилы» Глинки. Он признается: «Эти отрывки. понравились мне ужасно и заинтересовали меня в высшей степени; на них я, кажется, в первый раз ощутил непосредственную красоту гармонии».
Превосходный пианист Ф. А. Канилле, с которым занимался Римский-Корсаков, впервые познакомил своего ученика с музыкальной пьесой Балакирева — увертюрой к «Королю Лиру», а затем и с самим композитором.
Вот что пишет об этом Римский-Корсаков: «...Балакирев произвел на меня громадное впечатление. Превосходный пианист, играющий все на память, смелые суждения, новые мысли и при этом композиторский талант, перед которым я уже благоговел».
Римский-Корсаков стал бывать у Балакирева постоянно, познакомился с Мусоргским, Кюи, Стасовым. Так он оказался в среде талантливых музыкантов, обладавших высоким художественным вкусом и серьезными знаниями теории музыки. А ему, делавшему первые робкие шаги в композиторстве, особенно нужно было все это — обсуждения, споры, советы и. музыка, музыка. Она всегда звучала на собраниях кружка: произведения западных композиторов и все новое, что создавалось балакиревцами. Общение с ними духовно обогащало Римского-Корсакова. В «Летописи моей музыкальной жизни» он пишет:
«Познакомившись с Балакиревым, я впервые услыхал от него, что следует читать, заботиться о самообразовании, знакомиться с историей, изящной литературой и критикой».
В среде «кучкистов» оформляются и взгляды Римского-Корсакова на задачи искусства. Девиз балакиревцев — «реализм и национальность» — он принял как главный критерий творчества, которое стало для него необходимостью: только в нем он видел теперь свое призвание. Он увлеченно принялся за сочинение музыки.
Но эти занятия пришлось прервать: окончив Морской корпус и получив звание гардемарина, Римский-Корсаков обязан был отслужить два года. Он получил назначение в заграничное плавание на клипере «Алмаз». И это в то самое время, когда он, по собственному признанию, «стал мечтать о музыкальной дороге» и уже «действительно страстно любил музыку».
Плавание оказалось полезным для восемнадцатилетнего юноши. Он близко узнал трудную матросскую службу, увидел, как жестоко наказывали матросов за малейшую провинность, как награждали бранью и зуботычинами. Все это укрепило в нем те прогрессивные взгляды, которые он воспринял в общении с «кучкистами».
Было и множество иных — художественных — впечатлений.
Молодой композитор видел море в разных состояниях — и спокойное, и бурное, и теплое, ласковое, и мрачное, холодное. Все эти впечатления впоследствии претворились в яркие музыкальные образы.
Такова, например, его симфоническая картина на мотив старинной русской былины о новгородском гусляре Садко. Римского-Корсакова увлекла возможность нарисовать с помощью музыкальных образов и красок подводное царство и его сказочных обитателей.
Композитор отлично владел мастерством «музыкальной живописи». Талантливая оркестровка превращала звуковые аккорды в красочные мазки, которыми Римский-Корсаков, словно живописец, рисовал картины моря.
Эта замечательная особенность его таланта проявилась в симфонической поэме «Шехеразада» с ее сказочной ориентальной экзотикой.
А несколько позже мотивы подводного царства нашли великолепное воплощение в опере «Садко».
Но коль скоро уж мы заговорили о «морской» теме в творчестве Римского-Корсакова, то давай, Виктор, продолжим наше «музыкальное путешествие»: отправимся к «берегу моря».
Его образы возникают, когда мы слушаем романсы Римского-Корсакова из цикла «У моря» (на слова А. К. Толстого). Едва ли не самый выразительный из них — романс «Дробится и плещет.».
В этом романсе море бурное, кипящее. Слушая перекатывающиеся, словно морские волны, аккорды, так и видишь вздымающиеся их гребни, которые разбиваются на тысячи сверкающих брызг. Эта картина написана с помощью удивительно красочных звуковых пассажей, настолько ярких, что они создают зримые образы моря. Музыка романса рождает ликующее чувство радости жизни, ощущение энергии, приподнятости.
От грол» и плеска проснулась душа — Сродни ей шумящее море.

Но вот мы открываем ноты другого романса — «Не пенится море». Проигрываем первые такты, и перед нами возникает картина совсем иная. «Не пенится море, не плещет волна.» И в фортепьянном сопровождении мы слышим мерные, «колышущиеся» аккорды. Здесь море спокойное, умиротворенное. Таким бывает оно в тихий вечер, когда закатное солнце медленно опускается к самой воде и незаметно соскальзывает в нее, в самую глубину. А небо и море становятся дымчато-перламутровыми.
В такой вечер хочется часами сидеть на берегу и глядеть на эти зыбкие, неуловимые краски. Кажется, что вот-вот от легкого дуновенья ветра поднимется из моря сказочная Царевна Лебедь. Такая, какой изобразил ее Врубель: окутанная туманной дымкой, в мерцающем оперенье. Появится, блеснет розоватыми закатными отсветами на крыльях и растает, как морская пена.
Эта картина возникла в моем воображении, когда я впервые услышал романс Римского-Корсакова «Не пенится море.» с его таким выразительным фортепьянным аккомпанементом.
Но я отвлекся от рассказа о Римском-Корсакове. Расскажу вкратце о дальнейших событиях его жизни.
Годы 1865— 1870-й были очень плодотворными для молодого композитора. Симфония, «Увертюра на темы трех русских песен», симфоническая сюита «Антар», начало работы над оперой «Псковитянка» — вот то, что он создал за это время.
В 1871 году Римского-Корсакова приглашают в Петербургскую консерваторию преподавать композицию и инструментовку. Он пользуется случаем познакомить студентов со взглядами «кучкистов» на задачи национального искусства. Вскоре он принимает и руководство бесплатной музыкальной школой.
В последующие годы Римский-Корсаков создает оперы «Майская ночь», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», симфоническую сюиту «Шехеразада», «Испанское каприччио» и многие, многие произведения — и для оркестра, и вокальные. О последних, в частности о романсах, расскажу тебе подробнее — ведь такова- цель наших с тобою бесед. Но об этом в следующем письме.

Как я и обещал, расскажу тебе сегодня о романсах Римского-Корсакова.
Они глубоко поэтичны. По словам академика Асафьева, для них характерны «пластичность и округленность лирических фраз и плавность и слиянность ритма и интонаций стиха и мелодии. Это особенно заметно в романсах на стихи Пушкина и Майкова».
Слышал ли ты когда-нибудь чудесный романс Римского-Корсакова на слова Пушкина «На холмах Грузии»?

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла!
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой. Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

«Печаль моя светла.» Как точно удалось Римскому-Корсакову передать в романсе это настроение светлой печали и раздумья!
Мелодия — грустная, задумчивая. Она звучит па фоне музыкального сопровождения, которое вызывает в воображении картины окутанных ночной дымкой гор в первой части романса и бурной Арагвы — во второй (образ этот создается низкими «раскатами» басов). Музыка на редкость гармонично сочетается с текстом пушкинского стихотворения.
Близки по настроению этому романсу Римского-Корсакова и два романса-элегии; «Редеет облаков летучая гряда» (на слова Пушкина) и «О, если б ты могла» (на слова А. Толстого).
Первый из них — «Редеет облаков.» — Борис Асафьев относит к числу шедевров «корсаковской камерной лирики «светлой печали».
Начинается романс плавной мелодией, удивительно созвучное элегическому, созерцательному настроению первых строк пушкинского стихотворения:
Редеет облаков летучая гряда;

Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине.

Постепенно мелодия приобретает оттенок взволнованности, а на словах «Я помню.» («Я помню твой восход, знакомое светило.») повышается, словно бы подчеркивая их.
В мелодии последующих строк ощущается нарастание внутренней напряженности:

Где стройны тополи в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.

И снова яркое воспоминание. Тональность музыкальной фразы повышается на слове «там» («Там некогда в горах, сердечной думы полный, над морем я влачил задумчивую лень».). Словно грустное сожаление, звучит мелодия заключительных слов:

И дева юная во тьме тебя искала
И именем своим подругам называла.

Второй романс-элегию, «О, если б ты могла», я бы назвал лирико-драматическим монологом. Сама форма взволнованного обращения:

О, если б ты могла хоть на единый миг
Забыть свою печаль, забыть свои невзгоды. —

подсказывала композитору и ритм и интонации — эмоциональные, порывистые.
В средней части романса мелодия приобретает все большую экспрессию и достигает кульминации в мажорных звуках, рисующих музыкальный образ грозы. И наконец, заключительная часть — проникновенная, лирическая, спокойная.
К романсам-элегиям можно отнести романсы «Ненастный день потух», «О чем в тиши ночей».


Очень интересен так называемый «восточный цикл» романсов Римского-Корсакова.
Восточной теме посвящены многие его произведения. Самобытность мелодий, картины природы Востока издавна привлекали композитора. Романсы этого цикла исполнены то мечтательной неги, то страстного чувства. В самом раннем из них — «Восточном романсе» (на слова А. Кольцова) заметно еще влияние Балакирева. Но год от года мастерство Римского-Корсакова 'становилось все более и более зрелым, музыкальная палитра обогащалась новыми яркими красками.
Назову и другие, более совершенные, романсы этого цикла: «Еврейская песня», «Как небеса, твой взор блистает», «Встань, сойди! Давно денница.»
Трудно передать словами очарование восточных романсов Римского-Корсакова. Ты должен все это услышать, Виктор, и ты почувствуешь, какая это радость — соприкосновение с прекрасным, будь то музыка, живопись, скульптура или поэзия.
И еще об одном цикле романсов Римского-Корсакова я хочу тебе рассказать. Это цикл «Весна» (на слова А. К. Толстого и А. Фета). И в самом деле, эти романсы словно празднуют приход весны, так они пронизаны солнцем, светом, ощущением счастья. Я уверен, что тебе приходилось слышать один из них — «Звонче жаворонка пенье» — радостный гимн жизни, природе, красоте. Взлеты мелодии — словно порывы весеннего ветра:

Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы!
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.

Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив.

Когда слушаешь эту музыку, вспоминается и некрасовский «Зеленый шум» и картина «Зеленый шум», написанная Рыловым. Может быть, ты видел ее? Помнишь: деревья устремились вслед ветру и будто приветствуют его радостным шумом зазеленевших ветвей.
Чудесный романс! Самый, пожалуй, известный из этого «весеннего» цикла. Он мог бы служить своеобразным эпиграфом к нему.

Размышления Римского-Корсакова о сущности искусства, о назначении художника стали основой созданного в 90-е годы вокального цикла «Поэту» (на стихи Пушкина и Майкова).
Лучший романс этого цикла — «Октава». В стихотворении Майкова высказана мысль, которая удивительно точно выражала взгляд самого Римского-Корсакова: природа — это щедрый и мудрый источник вдохновенья. Надо только уметь слушать своеобразную музыку природы, то тихую, еле уловимую, то бурную, тревожащую.

Гармонии стиха божественные тайны
Не думай разгадать по книгам мудрецов.

И далее;

Прислушайся душой к шептанью тростников,
Дубравы говору: их звук необычайный
Прочувствуй и пойми.

Музыка «Октавы» — плавная, созерцательная, раздумчивая, словно автор и сам чутко прислушивается к «шептанью тростников, дубравы говору», обретая спокойствие и мудрость.
Этот прекрасный романс — один из шедевров вокального творчества Римского-Корсакова.
.Я мог бы на этом закончить рассказ о Римском Корсакове. Но жизнь этого замечательного композитора — такой яркий пример служения родному искусству, народу, что мне хочется хотя бы коротко познакомить тебя с некоторыми значительными фактами его биографии.
Достаточно сказать, что во время событий бурного 1905 года, когда забастовали и студенты Петербургской консерватории, Римский-Корсаков поддержал их и призывал членов художественного совета требовать отставки директора консерватории, который предложил выдать зачинщиков студенческой сходки.
Результатом было увольнение Римского-Корсакова. Он получил после этого множество писем с выражением самого горячего одобрения его поступка.
А его новая опера «Кащей Бессмертный», которая исполнялась вскоре после этих событий в театре Комиссаржевской, вызвала бурную реакцию зрителей. В зале раздавались крики: «Долой самодержавие!» Только вмешательство полиции прекратило волнение публики. После этого за Римским-Корсаковым был установлен полицейский надзор, а на исполнение его произведений наложили запрет.

Но композитор был последователен в своем сочувствии революционному пролетариату. В декабре 1905 года он организовал концерт «в пользу нуждающихся рабочих». Было совершенно ясно, что это помощь семьям бастующих.
.Спустя два года, в 1908 году, в расцвете творческих сил, Римский-Корсаков умер.
Ну вот и закончен мой рассказ об этом выдающемся композиторе и человеке.
Его музыка глубоко национальна, она вся пронизана народной песенностью. Это прекрасный дар большого художника своему народу и всем любящим подлинную красоту и высокий идеал в искусстве.