П. Долгов - Смычковые квартеты Бетховена

Л. Бетховен ноты



Книги, литература, ноты для скрипки
Памяти Бетховена — великого творца и великого человека посвящает свой труд.
Автор

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Музыку Бетховена играют, слушают и любят во всем мире. Среди его произведений важное место занимают смычковые квартеты, охватывающие весь его творческий путь. Напомним, что если последняя фортепианная соната композитора обозначена op. 111, а последний камерный ансамбль с участием фортепиано ор. 102, то последний квартет составляет ор. 135! Таким образом, последние квартеты Бетховена написаны позже его грандиознейшего творения — Девятой симфонии, ор. 125, и завершают весь творческий путь.

Квартеты — своеобразная летопись музыкальной жизни их создателя. Однако квартетное наследие Бетховена отнюдь не только исповедь самого автора. Бетховен всегда оставался художником-гражданином, мыслителем, стремившимся к высоким этическим и эстетическим обобщениям. Многие произведения Бетховена отличает такая высокая степень обобщения, что каждому слушателю кажется, будто в них высказаны именно его чувства и переживания. В наибольшей мере это относится к последним квартетам, отражающим грандиозную картину жизни.
Мне, как русскому музыканту, особенно дорого то обстоятельство, что уже вскоре после кончины Бетховена у нас в стране началось широкое признание его творчества. Об этом можно судить по высказываниям Глинки и Белинского, Даргомыжского и Герцена, Грибоедова и Мельгунова, Одоевского и Огарева, Веневитинова и Бакунина, а также множества других видных деятелей русской культуры первой половины прошлого столетия.
Позже, во второй половине века, много и горячо писали о Бетховене Серов и Стасов. Русские композиторы: члены «Могучей кучки», А. Рубинштейн, Чайковский, Танеев, Глазунов и Лядов — также высоко ценили творчество Бетховена.
Деятели русской культуры всегда выделяли в Бетховене его революционные идеи, гражданственное и демократическое начало творчества. Сравнивая Бетховена с Моцартом, Стасов писал: «У Моцарта вовсе не было способности воплощать массы рода человеческого, это только Бетховену свойственно за них думать и чувствовать. Моцарт отвечал только за отдельные личности. Истории и человечества он не понимал, да, кажется, и не думал о них. Бетховен же — только и думал об истории и всем человечестве как об одной огромной массе. Это —Шекспир масс» (5, 170).
По словам Серова, в Девятой симфонии Бетховен «искал идеи, что истинная радость там только и веет, где все люди братья» (29, 429).
В 50-х годах в России был опубликован первый обобщающий труд о Бетховене — книга В. Ф. Ленца «Beethoven et ses trois sti-les» («Бетховен и его три стиля»; Спб., 1852). Вместе с другим, более развернутым трудом Ленца «Beethoven. Eine Kunst studie» («Бетховен. Художественный этюд»; Kassel, 1855, 1860) эта книга заняла видное место в бетховениане. Издана была и работа другого русского исследователя, А. Д. Улыбышева—«Beethoven, ses critiques et ses glossateurs» («Бетховен, его критики и толкователи»; Leipzig — Paris, 1857). К сожалению, эта книга не свободна от ряда существенных недостатков. Таково, в частности, стремление умалить значение последних квартетов Бетховена. Примечательно, что после появления этой книги ряд прогрессивных деятелей русской культуры с полемическим задором стал особенно подчеркивать значение именно последних квартетов великого композитора.

В 1909 году вышла капитальная монография «Бетховен. Биографический этюд» (Спб. — М.), написанная В. Д. Кургановым. В этой монографии впервые в России были помещены почти все письма Бетховена. Перевод их не вполне точен, но тем не менее книга эта до сего времени сохранила свое значение. Несколько позже В. Г. Вальтер издал небольшую по объему книжку «Смычковые квартеты Бетховена в связи с его биографией» (М., 1912).
После Великой Октябрьской социалистической революции начинается новый период в нашей бетховениане. В 1917 году Максим Горький писал Ромену Роллану, что необходимо создать биографию Бетховена для молодежи. Свое предложение Горький обосновал так: «Наша цель — внушить молодежи любовь и веру в жизнь. Мы хотим научить людей героизму. Нужно, чтобы человек понял, что он творец и господин мира, что на нем лежит ответственность за все несчастья на земле и ему же принадлежит слава за все доброе, что есть в жизни» (цит. по: 18, 51—52). Широко известно высказывание В. И. Ленина о сонате «Аппассионата».
В годы гражданской войны квартет им. А. Страдивари часто играл квартеты Бетховена рабочим и солдатам. И они, по словам участника квартета профессора В. Л. Кубацкого, находили у такой малоподготовленной к восприятию камерной музыки аудитории живейший отклик. Один из старейших советских смычковых квартетов, созданный в 1923 году, носит имя Бетховена.
Замечательные высказывания о Бетховене принадлежат А. В. Луначарскому (см.: 10, 20—30). Крупнейший советский музыковед, академик Б. В. Асафьев уже в 1927 году дал проникновенную оценку творчеству великого композитора. Меткие и яркие мысли о музыке Бетховена высказаны Асафьевым и в ряде его последующих работ, в том числе в капитальном труде «Музыкальная форма как: процесс» (книга первая — М., 1930, книга вторая — «Интонация», М., 1947). Приведем лишь одно из высказываний Асафьева: «„Оглушенный" в той же мере физической глухотой, как и — если не сильнее, не глубже — упорным непониманием настоящей ценности его творчества, Бетховен в своих последних сонатах и квартетах, словно назло „блестящей и радостной жизни" победителей Наполеона, уходит в своеобразную сферу музыки вдумчивых монологов „наедине с собой".
Какой богатейший сверхчуткий душевный мир развертывает перед нами его испытующая людей и свое „я" мысль! Бетховенские интонации, как в свое время властная рука Микеланджело, казалось бы, разрушают всю каноничность ритмо-формул, конструкций, сопряжений. Мысль его акцентирует обычно невыявляемое, сильно-по-рембрандтовски.— освещает, делает рельефным затемняемое, останавливается подолгу словно бы на деталях. Бетховен как бы откидывает мощные методы оформления симфонизма и обнажает' „сущность музыки": голосоведение и ритм, управляемые его волей» (4,339).
В 1927 году вышла работа профессора М. В. Иванова-Борецкого «Московская черновая тетрадь Бетховена» («Музыкальное образование», 1927, № 1—2) об эскизах бетховенских квартетов, посвященных Н. Б. Голицыну. Работа эта завоевала известность, выходящую за пределы нашей страны. И то, что это исследование обратило внимание именно на последние квартеты Бетховена, в какой-то степени является знамением времени. В том же году издана «Русская книга о Бетховене. К столетию со дня смерти композиторам-(М., 1927). Эта книга также сохранила свое значение до наших дней. Годом позже (1928) издан довольно подробный библиографический указатель русской литературы о Бетховене, составленный М. П. Алексеевым и Я. 3. Берман.
Уже в 20-е годы нашего столетия Бетховен был в нашей стране одним из любимейших композиторов. Популярность его музыки в рабочей среде, открывшей для себя наследие великого композитора, была совершенно исключительной. Вспоминается, как в те годы к числу «пролетарских композиторов» часто относили и. Бетховена!

С тех пор появилось много работ, посвященных творчеству Бетховена. Назову лишь две важнейшие: «Проблемы бетховенского стиля», сборник статей под редакцией Б. С. Пшибышевского (М., 1932) и внесшая существенный вклад в бетховениану работа А. А. Альшванга «Людвиг ван Бетховен» (М.—Л., 1952, с дополнениями— М., 1963, 5-е издание — М., 1977). Во множестве статей разбираются отдельные стороны жизни и наследия Бетховена, некоторые из них затрагивают и вопросы, связанные с его квартетным творчеством. Чтобы перечислить всю опубликованную в России и СССР бетховениану, потребовался бы весьма обширный специальный труд.
И все же факт остается фактом: кроме небольшой и весьма несовершенной книжки Вальтера до сего времени русскими исследователями не опубликовано ни одного труда, специально посвященного всем квартетам Бетховена, в котором объединились бы документальные материалы, связанные с историей создания, и разбор каждого квартета.
Восполнить этот пробел и было задачей, стоящей передо мной. Многие годы я в качестве первого скрипача участвовал в исполнении всех квартетов Бетховена. Музыка эта прошла через мой слух, мои руки, мое живое ощущение бессмертных бетховенских творений.
Но, не ограничиваясь своими личными впечатлениями-ощущениями, своим опытом, я изучил все, к сожалению, немногочисленные труды зарубежных исследователей, посвященные квартетам Бетховена, конечно, проштудировав при этом также источники, касающиеся его жизненного и творческого пути.
Для понимания квартетов Бетховена важно знать всё связанное с их созданием, первым исполнением и изданием, а также с особенностями жизни композитора в тот или иной период. Важно также хотя бы в общих чертах представить последующую музыкальную жизнь квартетов, поэтому я решил дать в своей работе возможно полные сведения, освещающие эти вопросы.
Основное, к чему я стремился, — вызвать живое ощущение музыки бетховенских квартетов. Специальный теоретический анализ квартетов не входил в мои задачи. Я не музыковед и обращаюсь не к специалистам-теоретикам, а к собратьям по смычку, молодым исполнителям и квартетистам-любителям. Поэтому анализ квартетов приводится мной постольку, поскольку он может помочь квартетистам лучше разобраться в сущности исполняемой музыки.

Работая над книгой, я переписывался с Роменом Ролланом. После его кончины вдова писателя Мари.Ромен Роллан прислала мне в дар авторский экземпляр изданной в 1943 году книги Ромена Роллана «Beethoven. Les derniers quatuors» («Бетховен. Последние квартеты»). Эта книга, подытоживающая многолетний труд замечательного французского писателя и музыковеда в области изучения творчества Бетховена, особенно дорога мне. Читая книгу, испещренную многочисленными написанными чернилами пометками автора, я испытывал чувство восхищения перед художником, так глубоко проникшим в душу другого художника, жившего задолго до него. Книга Ромена Роллана не издавалась на русском языке, поэтому я хотел познакомить наших читателей хотя бы с частью ее материала и широко использовал его в разделе, посвященном последним квартетам Бетховена.
Свою книгу я адресовал в первую очередь студентам музыкальных вузов, проходящим в классах камерного ансамбля квартеты Бетховена. Конечно, книга может представить интерес для всех любителей музыки, ибо быть настоящим любителем музыки и не знать квартетов Бетховена — невозможно!
При написании книги мне оказали помощь своими советами многие музыканты, в частности квартетисты. От всего сердца благодарю их!