П. Долгов - Смычковые квартеты Бетховена

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
Квартеты ор. 18

Л. Бетховен ноты



Книги, литература, ноты для скрипки

 

 

 

 

Объединенные одним опусом, шесть первых квартетов Бетховена сочинялись в течение двух лет, с 1798 по 1800 год. Квартеты ор. 18 посвящены одному из высокопоставленных покровителей Бетховена, князю Ф. И. Лобковицу. Написаны они еще под явным влиянием Гайдна и Моцарта, а также одного из учителей Бетховена—чешского композитора Э. А. Фёрстера.
При некоторой однотипности музыкального языка эти квартеты довольно разнообразны по характеру. Хотя приемы изложения и развития еще напоминают предшественников Бетховена, в содержании музыки ощущается нечто новое — стремление к психологической углубленности.
Бетховен сочинял квартеты ор. 18 с большим увлечением и подъемом: темы рождались легко, и каждая часть компоновалась сразу в почти завершенном виде.
Эти квартеты созданы молодым композитором, полным жизненной энергии. Можно считать, что квартеты ор. 18 являются своеобразной параллелью шести квартетам Моцарта, посвященным Гайдну. Влияние моцартовских квартетов в какой-то мере ощущается в квартете № 5 и в еще большей степени — в квартете № 2. В других случаях это влияние сглаживается и на первый план явно выступают черты, характерные для индивидуальности Бетховена. Вспомним хотя бы Adagio из квартета № 1, Allegro квартета № 4 или «La Malinconia» из квартета № 6.
Советский исследователь творчества Бетховена А. А. Альшванг так определяет значение этого цикла: «Квартеты ор. 18 с исторической точки зрения занимают промежуточное положение между классической камерной музыкой XVIII века (элементы развлекательности, танцевальность, типичные каденционные формулы финалов, изящество внешней обработки) и новой камерной музыкой „серьезного" жанра (углубленные Adagio, первые признаки органического объединения отдельных частей цикла)» (1, 134).
Первые исполнения квартетов ор. 18 происходили у покровителя и друга Бетховена князя Карла Лихновского. По настоянию Лихновского Бетховен в 1794 году поселился в его дворце. В семье Лихновского отношение к молодому композитору и блестящему виртуозу-пианисту было исключительно радушное и ласковое, что подтверждает сам Бетховен: «Княгиня Христина готова >была заказать стеклянный колпак, чтобы недостойные не могли коснуться меня пальцами и даже дыханием» (цит. по: И, 89). Увлеченный камерным творчеством Бетховена, Лпхновский подарил ему квартет ценных итальянских инструментов. Горячий поклонник музыки, князь Лихновский раз в неделю по утрам собирал у себя артистов для исполнения камерной музыки, преимущественно смычковых квартетов. На эти домашние исполнения допускались, помимо близких друзей, крупные музыканты, тонкие знатоки. Здесь проигрывались новые произведения Бетховена. Так, в присутствии Гайдна у Лихновского впервые исполнялись Бетховеном и артистами квартета Шуппанцига три фортепианных трио op. 1 Бетховена и посвященные Гайдну три фортепианных сонаты ор. 2.
Исполнение квартетов ор. 18 было поручено молодым друзьям Бетховена — артистам квартета Шуппанцига. По мере того как заканчивалось сочинение того или иного квартета, Бетховен приносил его исполнителям и, как говорит близкий к нему в эти годы композитор И. Зейфрид, «сообщал им свои соображения о характере, выразительности и вдохновлял своим присутствием» (цит. по: 40,49).
Квартеты ор. 18 были опубликованы венским нотоиздателем Т. Молло. Изданы они были не одновременно: три первых — в июне, а остальные три в октябре 1801 года.
Первоначальная нумерация квартетов ор. 18 была затем изменена Бетховеном по совету Шуппанцига. Этот новый порядок вошел во все издания партитуры. Таким образом, общеизвестная нумерация квартетов ор. 18 не соответствует последовательности их сочинения. Перечислим квартеты в том порядке, как они были созданы (в скобках указаны номера, присвоенные квартетам ор. 18 во всех изданиях): квартеты D-dur (№ 3), F-dur (№ 1), G-dur (№ 2), A-dur (№ 5). О датах создания квартетов B-dur (№ 6), c-moll (№ 4) точные сведения не обнаружены.

Публичное исполнение квартетов ор. 18 состоялось в Вене в 1801 и 1802 гг. Они не были по достоинству оценены музыкальной -критикой и отдельными видными музыкантами. Характерно мнение учителей Бетховена. Авторитетнейший теоретик И. Альбрехтсбер-гер нашел квартеты ор. 18 негодными, потому что они не соответствовали традиционным требованиям. «Не. знайтесь с Бетховеном,— сказал Альбрехтсбергер своему ученику И. Э. Долецалеку, показавшему ему эти квартеты, —он ничему не научился, и никогда ничего путного из него не выйдет» (цпт. по: 11, 98). Автор «Жизни Гайдна» Джузеппе Карпани сообщает, что Гайдн не нашел в квартетах ор. 18 ничего оригинального, усматривая в них смешение своего стиля со стилем Моцарта (40, 51).
С другой стороны, знаменитый скрипач Л. Шпор считал квартет №1 вершиной в творчестве этого жанра.
«Allgemeine musikalische Zeitung» в следующих выражениях писала о появлении первой серии квартетов, изданной Молло: «Среди новых произведений фигурируют превосходные сочинения Бетховена; три квартета доказывают наличие таланта; их надо лишь часто и притом очень хорошо исполнять, так как они трудны для игры и ни в какой мере не популярны» (цит. по: 40, 50). Газета не изменила своего осторожного тона и после выхода следующих трех квартетов ор. 18.
Однако у слушателей квартеты имели большой успех, что побудило Молло выпустить в 1802 году второе издание. В связи с этим 8 апреля 1802 года Бетховен пишет издателю Ф. Гофмейстеру: «Господин Молло недавно снова издал мои квартеты, причем ошибки и Errata крупного и мелкого калибра кишат там, словно рыбы в воде, то есть их видимо-невидимо. Вся моя кожа исколота этими прекрасными изданиями моих квартетов» (19, 154).

В связи с ранними квартетами Бетховена не могу не привести очень интересного высказывания А. Рубинштейна, чутко отметившего появления нового уже в этом периоде творчества композитора: «Вообще в сочинениях его первого периода только проглядывают еще формулы; прежних сочинений, так же как и костюмы остаются еще некоторое время те же самые, но и в этих произведениях слышится уже, что вскоре собственные волосы заменят напудренный парик с косичкой, что сапоги вместо башмаков с пряжками изменят походку мужчины (также и музыкальную), что сюртук вместо широкого фрака со стальными пуговицами придаст ему другую осанку. И в этих произведениях звучит уже подле сердечного (как у Гайдна и Моцарта) задушевный тон (у них отсутствующий). А вскоре после того является у него рядом с эстетикой (как у них) этика (у них отсутствующая), и чуешь, что он вскоре переменит менуэт на скерцо, что с ним инструментальная музыка достигнет драматического выражения и дойдет до трагизма, что вообще приобретет совершенно новые выражения» (27, 51—52).
Отметим, что в наши дни квартеты ор. 18 являются едва ли не самыми популярными камерными творениями Бетховена.