ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
Квартеты ор. 18
Л. Бетховен ноты
Книги, литература, ноты для скрипки
Второй квартет еще в большей степени, чем первый, отразил влияние Гайдна и Моцарта. Этот квартет отличается большей однородностью настроения, чем многие другие сочинения Бетховена. Преобладающее в нем настроение — ясное и беспечное. В среде музыкантов квартет получил наименование «квартета комплиментов» в значительной степени вследствие впечатления, производимого темой главной партии первой части (Allegro, 2/4, J =96):
При слушании этой части воображение невольно рисует зал эпохи рококо,
открытие в нем торжественного приема с последующими церемонными поклонами
и приветствиями. Иногда беседа оживляется, и, быть может, господа в париках
и косичках, разгорячившись, вступают в спор, но все сковано рамками этикета.
Как ^ музыкальная обрисовка эпохи первая часть очень характерна.
Более оригинальна вторая часть, написанная в сложной трехчастной форме.
Она состоит из трех контрастных разделов: благородного, проникновенного
Adagio cantabile (3/4, J =72), за которым следует веселое праздничное
Allegro 2/4, J =69), после чего возвращается Adagio с более богатыми фигурациями.
Сопоставления контрастных разделов Adagio и Allegro внутри части, столь
характерные впоследствии для зрелых квартетов Бетховена (ор. 74, ор. 130),
здесь используются в жанре квартета впервые.
Третья часть (Allegro, 3/4, J. = 52) названа скерцо, хотя это скорее веселый
менуэт в стиле Гайдна. Чисто бетховенским приемом является неожиданное
появление тональности H-dur в начале второго раздела скерцо, значительно
расширенного по сравнению с первым. Трио C-dur заимствует мотив из второго
раздела скерцо, но по-новому освещает его. Одновременное проведение триолей
и дуолей, появляющееся в трио, придает ему шутливую окраску. Быть может,
наиболее интересным моментом в скерцо, а пожалуй, во всем квартете, следует
признать появление в трио при переходе от него к главной теме скерцо нисходящего
хода целыми нотами от до малой октавы до ре большой октавы в нюансе pianissimo,
что придает музыке своеобразный колорит.
Тематический материал экспозиции в разработке претерпевает различные изменения:
проводится в уменьшении, увеличении, обращении. Оригинальна и гармонизация,
например модуляция g-moll — As-dur.
Финал (Allegro molto quasi Presto, 2/4 J =92) написан в сонатной форме.
Он возвращает нас в атмосферу стиля рококо первой части квартета. Вместе
с тем в нем ярче чувствуется непосредственность, народно-жанровая струя.
Беззаботная тема главной партии (пример 9) используется поистине неисчерпаемым
образом.
В побочной партии, изложенной вначале синкопами, Бетховен достигает поразительных эффектов посредством имитационно-полифонического развития простой мелодической фигуры, содержащейся в следующих двух тактах:
Этот тональной план способствует усилению радостного и веселого настроения в репризе и коде. Местами последняя: часть квартета довольно явственно напоминает финал музыки балета «Прометей», написанного Бетховеном в 1800 году.
Продолжительность исполнения квартета 21 минута: 1ч. —
8 мин., II ч.— 4 мин., III ч. — 4 мин., IV ч. — 5 мин.