П. Долгов - Смычковые квартеты Бетховена

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
Квартеты ор. 18

Л. Бетховен ноты



Книги, литература, ноты для скрипки

 

Квартет № 2, G-dur (op. 18 № 2)

 

 

Второй квартет еще в большей степени, чем первый, отразил влияние Гайдна и Моцарта. Этот квартет отличается большей однородностью настроения, чем многие другие сочинения Бетховена. Преобладающее в нем настроение — ясное и беспечное. В среде музыкантов квартет получил наименование «квартета комплиментов» в значительной степени вследствие впечатления, производимого темой главной партии первой части (Allegro, 2/4, J =96):

Скачать ноты


При слушании этой части воображение невольно рисует зал эпохи рококо, открытие в нем торжественного приема с последующими церемонными поклонами и приветствиями. Иногда беседа оживляется, и, быть может, господа в париках и косичках, разгорячившись, вступают в спор, но все сковано рамками этикета. Как ^ музыкальная обрисовка эпохи первая часть очень характерна.
Более оригинальна вторая часть, написанная в сложной трехчастной форме. Она состоит из трех контрастных разделов: благородного, проникновенного Adagio cantabile (3/4, J =72), за которым следует веселое праздничное Allegro 2/4, J =69), после чего возвращается Adagio с более богатыми фигурациями. Сопоставления контрастных разделов Adagio и Allegro внутри части, столь характерные впоследствии для зрелых квартетов Бетховена (ор. 74, ор. 130), здесь используются в жанре квартета впервые.
Третья часть (Allegro, 3/4, J. = 52) названа скерцо, хотя это скорее веселый менуэт в стиле Гайдна. Чисто бетховенским приемом является неожиданное появление тональности H-dur в начале второго раздела скерцо, значительно расширенного по сравнению с первым. Трио C-dur заимствует мотив из второго раздела скерцо, но по-новому освещает его. Одновременное проведение триолей и дуолей, появляющееся в трио, придает ему шутливую окраску. Быть может, наиболее интересным моментом в скерцо, а пожалуй, во всем квартете, следует признать появление в трио при переходе от него к главной теме скерцо нисходящего хода целыми нотами от до малой октавы до ре большой октавы в нюансе pianissimo, что придает музыке своеобразный колорит.

Тематический материал экспозиции в разработке претерпевает различные изменения: проводится в уменьшении, увеличении, обращении. Оригинальна и гармонизация, например модуляция g-moll — As-dur.
Финал (Allegro molto quasi Presto, 2/4 J =92) написан в сонатной форме. Он возвращает нас в атмосферу стиля рококо первой части квартета. Вместе с тем в нем ярче чувствуется непосредственность, народно-жанровая струя. Беззаботная тема главной партии (пример 9) используется поистине неисчерпаемым образом.

Скачать ноты для скрипки

В побочной партии, изложенной вначале синкопами, Бетховен достигает поразительных эффектов посредством имитационно-полифонического развития простой мелодической фигуры, содержащейся в следующих двух тактах:


Ноты к произведениям Бетховена

Этот тональной план способствует усилению радостного и веселого настроения в репризе и коде. Местами последняя: часть квартета довольно явственно напоминает финал музыки балета «Прометей», написанного Бетховеном в 1800 году.

Продолжительность исполнения квартета 21 минута: 1ч. — 8 мин., II ч.— 4 мин., III ч. — 4 мин., IV ч. — 5 мин.