ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
Квартеты ор. 18
Л. Бетховен ноты
Книги, литература, ноты для скрипки, виолончели
Если квартет № 3 написан раньше других в ор. 18, то квартет № 4, по ряду данных, создан последним. По своим художественным качествам этот квартет занимает в ор. 18 едва ли не первенствующее место. Здесь более ярко, чем в других квартетах ор. 18, предвосхищаются произведения зрелой поры творчества Бетховена. Особенно значительны крайние части, которые можно отнести к выдающимся созданиям Бетховена первого периода творчества. Следует отметить также новизну строения цикла, в середине которого вместо традиционного противопоставления Adagio и скерцо (или менуэта) помещены две части однородного характера — скерцо и менуэт.
Для того чтобы проникнуть в замысел квартета № 4, следует обратиться к
настроениям Бетховена в эту пору его жизни. Они ярко обрисованы в следующих
строках его письма к Вегелеру от 16 ноября 1801 года: «Ты едва ли можешь
себе представить, сколь одинокое и грустное существование влачил я на
протяжении последних двух лет. Словно призрак, преследовал меня повсюду
мой слабый слух, и я бежал от людей, должен был казаться мизантропом,
хотя в действительности мне это так мало свойственно. — Перемена, происшедшая
во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима
мною. После двух лет снова несколько светлых мгновений, и вот — я впервые
ощутил, что женитьба могла бы составить мое счастье. К сожалению, она
не моего сословия, и сейчас, разумеется, жениться мне никак невозможно;
я еще должен порядком поскитаться. Когда бы не слух мой, я давно уже объехал
бы полсвета, а мне необходимо это сделать — ведь для меня не существует
высшего наслаждения, чем заниматься своим искусством и его показывать»
(19, 149).
Приведенный отрывок из письма достаточно хорошо раскрывает душевные переживания
Бетховена, в которых столкнулись трагизм, связанный с усилением глухоты,
творческий подъем, радость любви и препятствия, стоящие на пути к счастью.
Разнообразная гамма чувств, порожденных этими переживаниями, нашла свое
глубокое выражение в первой части квартета (Allegro ma поп tanto, 4/4,
J =84). Главная партия полна затаенной скорби, она требует сдержанной
мужественной передачи. Своеобразна она и по форме — тринадцатитактовый
замкнутый период, включающий и элемент мотивного развития (пример 18).
Тему завершает дополнение (такты 14-46) с остановкой на
доминанте, контрастирующее своей статичностью с драматическим стремлением
основного раздела главной партии.
Для экспозиции в целом характерно большое разнообразие тематического материала
и его структурная завершенность. Так, первый раздел связующей партии,
являясь по существу расширенным дополнением к главной партии, представляет
собой нечто
обособленное: лишь на мгновение промелькнула новая тональная краска Es-dur
(такт 17), но в целом связующая партия тонально замкнута, она останавливается
на доминанте главной тональности как на предыкте к следующей теме. Начало
побочной партии прямым сопоставлением вводит As-dur (пример 19).
Создается впечатление, что «задача» этой темы — дать лишь постепенный
тональный переход к Es-dur.
Светлая, умиротворяющая кантилена побочной партии — яркий пример производного
контраста у Бетховена; построенная на интонациях главной и связующей
партий, побочная, а также заключительная партия образно противоположны
им. Примечательно, что некоторая обособленность тематического материала
присуща лишь экспозиции; в разработке и репризе тематическое развитие
дается более обобщенно.
В этих разделах сонатной формы контраст главной и побочной партий еще
более подчеркнут их непосредственным сопоставлением без связующей партии.
Отражением этого контраста являются два тематических раздела разработки:
проведение главной партии целиком в новой тональности и ее последующее
тематическое развитие, а затем аналогичное развитие побочной партии.
Истинно бетховенская сила чувствуется в более динамичной по сравнению
с экспозицией репризе, насыщенной контрастами.
В драматургическом плане всей первой части квартета, несмотря на большую
протяженность светлых лиричных побочной и заключительной партий, побеждает
трагическая настроенность главной партии.
В коде патетическое настроение достигает своего апогея. В последних
шести тактах, звучащих напряженно и гневно, слышится дыхание исполинского
«Кориолана».
Вторая часть (Andante scherzoso quasi Allegretto, 3/8 J.=56) очень интересна
по форме. В ней есть все составные части сонатной формы: экспозиция,
разработка, реприза и кода. В то же время изложение носит полифонический
характер (фугато в главной партии, каноническая секвенция в побочной
партии, имитационность развития в разработке). Следующая за темой главной
партии группа шестнадцатых является темой побочной партии. Скерцо, по-видимому,
было сочинено в 1800 году. По мнению А. Б. Маркса, музыка этой части
«отличается серьезным и решительным характером, и хотя время от времени
в ней слышится то одна, то другая шутка, делается это с намерением,
чтобы скрыть серьезные мысли композитора» (цит. по: 37, 23). В то же
время другой музыковед, Людвиг Ноль считает скерцо
обособленное: лишь на мгновение промелькнула новая тональная краска
Es-dur (такт 17), но в целом связующая партия тонально замкнута, она
останавливается на доминанте главной тональности как на предыкте к следующей
теме. Начало побочной партии прямым сопоставлением вводит As-dur (пример
19).
только «легкой юмористической шуткой». Бесспорно, однако, что скерцо
далеко уводит нас от настроения первой части.
Наоборот, третья часть — менуэт (Allegretto, 3/4, J. = 84) вновь возвращает
к нему. В трио менуэта своеобразно звучат в партии первой скрипки восходящие и нисходящие триоли. Оригинальны и необычны темповые указания
Бетховена: менуэт в первый раз должен быть исполнен в умеренном темпе
(по авторскому обозначению — Allegretto), а по окончании трио менуэт
повторяется в более быстром темпе (piu Allegro).
Финал квартета (Allegro, alia breve, 0=66) написан в форме рондо-сонаты.
По характеру и даже некоторым интонационным оборотам он близок третьей
части «Патетической сонаты» Бетховена и особенно финалу трио G-dur Гайдна.
Приведем тему рефрена финала:
Рефрен сменяется то певучими, то скерцообразными эпизодами.
В коде финала (Prestissimo, о =84) напряжение достигает предела: главная
тема идет в стремительном движении и заканчивается просветленным звучанием
в C-dur. Решающую роль при исполнении финала играет правильное, четко
выявленное соотношение темпов Allegro и Prestissimo.
Продолжительность исполнения квартета 22—22,5 минуты: I ч. — 8 мин.,
II ч. — 6,5 мин., III ч. — 4 мин., IV ч. —4 мин.