ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
Квартеты ор. 18
Л. Бетховен ноты
Книги, литература, ноты для скрипки
Квартет № 5 несколько напоминает квартет Моцарта в той же тональности, и недаром это произведение встретило особое сочувствие Улыбышева — поклонника Моцарта, автора известной монографии о нем. Впрочем, сходство, а быть может, даже подражание, относится только к форме, а не к содержанию, так как индивидуальность Бетховена сказалась и здесь в полной мере. В этом квартете композитор передает существенные черты своего мироощущения — жизнерадостность, жизнелюбие, столь контрастирующие с драматическим настроением квартета № 1. Таков прежде всего характер главной партии первой части (Allegro, 6/8 J. = 104):
Побочная партия более драматична (пример 22).
Начавшись в тональности минорной доминанты, она далее переходит
в искрящийся E-dur.
Вторая часть—менуэт (Menuetto, J. = 76), проникнутый моцартовским духом
(см. пример 23).
Музыка второго раздела менуэта плавно движется вплоть до внезапной, прерывающей ее течение генеральной паузы. После этого вновь проводится первый раздел в несколько расширенном виде. В трио менуэта звучит одна из задушевнейших мелодий (пример 24), подобная тем, которые имеются в теме с вариациями фортепианной сонаты As-dur op. 26 и в третьей части фортепианного трио Es-dur op. 70.
Третью часть квартета (Andante cantabile, 2/4, J) = 100)
составляют великолепные тема, пять вариаций и кода. Эскизы этой части,
хранящиеся в Западном Берлине и в Лондоне, относятся к 1798— 1799 годам.
Тема вариаций очень проста, незатейлива (пример 25).
Тем более поразительны черты симфонизма, проявившиеся в
развитии темы и проникшие в жанр вариаций уже в раннем квартете композитора.
В этой части проходит вереница различных образов и настроений от проникновенно-задушевных
до героических. Развитие несет в себе черты симфонического преобразования
основной темы.
Остановимся лишь на некоторых, наиболее характерных разделах этого вариационного
цикла. Прекрасна третья вариация с ее точно убаюкивающими фигурациями
тридцатьвторых у скрипок, которым противопоставлено проведение свободно
преобразованного тематического материала у альта и виолончели (пример 26).
В пятой вариации очень явственно проявляются черты героики (пример 27).
В коде (Росо Adagio, 2/4, J) = 88) как напоминание звучат отголоски темы.
Финал квартета (Allegro, alia breve, о =76) написан в сонатной форме. Он начинается энергичной главной партией, в изложении которой использованы полифонические приемы (пример 28).
После оживленной главной партии побочная вносит существенный контраст гомофонностью изложения и более спокойным ритмом (пример 29).
В разработке Бетховен остроумно соединяет темы главной и побочной партий.
В коде неожиданно появляется новый мотив в главной тональности — первая скрипка, поддержанная остальными инструментами,
поет прощальную песню, затем эта фраза проходит в разных голосах. Финал
завершается протяжным тихим аккордом.
Характерно для Бетховена в этом квартете отступление от моцартовского
образа, сказавшееся в большой свободе голосоведения, тональных сдвигах
и перестановке двух средних частей, благодаря чему возникает четкий контраст
между медленной третьей частью и финалом. Примечательно и то, что кульминация
цикла помещается в зоне «золотого сечения» (третья часть — вариации).
Продолжительность исполнения квартета 24 минуты: 1ч. — 5 мин., II ч. —
4,5 мин., III ч. — 9,5 мин., IV ч. — 5 мин.