Ноты, книги и литература о музыке, композиторах
Через девять недель после премьеры «Волшебной
флейты» Моцарт скончался. Началось его посмертное воздействие на последующие
поколения, воздействие, которое было столь исключительным— особенно благодаря
«Волшебной флейте»,— что сразу породило протест. В 18 номере «ВегНпег
Musik-Zeitung» за 1793 год прусский придворный капельмейстер Иоганн Фридрих
Рейхардт опубликовал короткую статью на тему «Модные композиторы», где,
между прочим, говорится следующее: «К каким только несправедливостям [очевидно,
по отношению к Иоганну Фридриху Репхардту] не приводит защита музыкальной
моды! Моцарт, к примеру, безусловно заслуживает уважения, это был крупный
талант и порой он писал отличные произведения — смотрите его „Волшебную
флейту", некоторые увертюры и квартеты. Но теперь моцартизму нет
конца.» Это не помешало раздражительному и завистливому критику в своем
зингшпиле «Остров привидений», в основу которого легла шекспировская «Буря»,
«моцартианствовать» что есть силы. Впрочем, чтобы не быть несправедливыми
к Северной Германии, приведем еще мнение вюр-тембергского придворного
музыканта Иоганна Баптиста Шауля, который в своих «Письмах о музыкальных
вкусах» заявил о произведениях Моцарта следующее: «В них было хорошее, посредственное, скверное и очень скверное,
так что они вовсе не достойны такого возвеличения, какого требуют его
почитатели; а что касается арий, то Моцарту они никогда не удавались,
и ария с портретом Тампно просто „уличная песня».
Правда, в XIX веке подобные суждения высказывались все реже, и композиторов,
у которых хватило бы духу открыто выразить свою крайнюю неприязнь к Моцарту,
как это сделал, скажем, Фредерпк Делиус, можно было встретить тоже не
часто. Правда, антимоцартнанцев было все еще достаточно, но это, опять-таки,
мало что говорит о Моцарте, напротив, скорее характеризует их самих.
Книга об историческом значении Моцарта, как уже говорилось, еще не написана.
Поздний Гайдн — Гайдн Лондонских симфоний, обеих оратории и последних
месс, находился под таким же глубоким воздействием Моцарта, как и (правда,
на другой лад) молодой и даже зрелый и, наконец, поздний Бетховен, пли
как молодой Шуберт. Невзирая на Бетховена, многие музыканты принадлежавшие
к послемоцартовскому поколению, остались до конца жизни моцартианцами,
как, например, ученик Моцарта Иоганн Непомук Гуммель или Луи Шпор. Посредником
между Моцартом и ранним северонемецким романтизмом стал знаменосец романтизма
Э. Т. А. Гофман; он и как композитор держался в границах моцартовского
стиля — даже в таком романтичнейшем сюжете, как «Ундина», легшем в основу
его оперы.
Правда, впоследствии романтизм сделал все возможное, чтобы извратить Моцарта
своим толкованием, раз уж нельзя было им пренебречь. Но некоторые композиторы-романтики
все-таки сумели воплотить в своем творчестве что-то от моцартовского существа:
Мендельсон, который, по крайней мере, чувствовал совершенство и одухотворенность
моцартовской формы; Шопен, в творчестве которого то рядом друг с другом,
то слитые и сублимированные, возникают Бах, Моцарт и — Россини; Брамс,
для которого непосредственность моцартовских чувств, чистота и прозрачность
* его техники остаются предметом постоянных недостижимых стремлений; наконец,
Бузони, который любил Моцарта и нашел прекрасные слова для характеристики
его творчества. При этом надо принять во внимание, что XIX столетие лишь
постепенно знакомплось с творчеством Моцарта, и что многие его произведения
стали доступны только после выхода полного собрания его сочинений.
Влияние Моцарта как оперного композитора сказалось раньше, нежели влияние
Моцарта-инструменталиста; мессы же и некоторые другие его церковные произведения,
популярные и правильно воспринятые в католической Южной Германии, всегда
оставались чуждыми Северной Германии. Не следует слишком обобщать и историческое
значение опер Моцарта. Его итальянские оперы buffa не нашли продолжателей,
Моцарт — с исторической точки зрения — напрасно произвел их на свет. Германия
не могла заставить их плодоносить, в Италии они, несмотря на весь энтузиазм,
проявленный Россини, прошли вообще незамеченными, а уж сам Россини и вовсе
ничего здесь не позаимствовал. А вот «Волшебная флейта» стала исходным
пунктом немецкой оперы и без нее, вероятно, не было бы ни «Оберона», ни
«Вампира», ни «Ганса Гейлинга», а следовательно ни «Тангейзера», ни «Лоэнгрина»,
ни всего, что за ними последовало.
Влияние Моцарта внеисторично. Каждое поколение видит в его творчестве
нечто свое. Быть может, это явление уяснят нам слова поэта: Эдуард Мёрпке
подарил своим друзьям к свадьбе простой глиняный горшок, на котором была
сделана следующая надпись:
Друзья, смейтесь сколько угодно,
Вас ждет еще много чудес,
Ибо знайте, ровно через пятьдесят лет
Я превращусь в чистое золото.
Вот в этом-то и дело. Музыка Моцарта, в которой многое его современникам
казалось «глиняным», давно уже превратилась в золото, сверкающее на свету,
правда, меняющимся блеском — иным для всякого нового поколения; и не будь
этой музыки, каждое поколение было бы бесконечно беднее.
Ничего земного не осталось от Моцарта, разве несколько плохоньких портретов,
совершенно не похожих один на другой. Символично, что и все слепки с посмертной
маски, которая, действительно, соответствовала облику Моцарта, разбились
вдребезги. Как будто Мировой дух решил доказать нам, что человек этот
только звук, парящий в космосе за пределами земного притяжения, что он
и есть преодоление земного хаоса, дух от духа вселенной.