Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

А.В. Александров



О композиторах, музыкантах - юбилейные даты

 

 

13 апреля
100 лет со дня рождения
Александра Васильевича АЛЕКСАНДРОВА (1883—1946)

 

 

Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР А. В. Александров — выдающийся советский композитор, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, один из организаторов и руководителей Дважды Краснознаменного академического ансамбля песни и пляски Советской Армии.
Детство Александрова прошло на рязанской земле, давшей нашему искусству многих талантливых мастеров. Его музыкальные способности проявились рано. Переехав из родного села Плахино в Петербург, Александров в 1897 году поступил в Певческую капеллу, где его учителями были
Е. С. Азеев (сольфеджио, история хорового искусства) и А. К. Лядов (гармония). В 1900 году он стал студентом Петербургской консерватории: анализ музыкальных форм и полифонию изучал в классе А. К- Глазунова, гармонию и аранжировку народных песен проходил в классе А. К. Лядова. В 1902 году по болезни Александров прерывает учебу в консерватории и уезжает в г. Бологое, где работает педагогом и хоровым дирижером, а с 1906 года продолжает эту же деятельность в Твери (ныне г. Калинин).
В 1908 году Александров поступает в Московскую консерваторию, которую заканчивает в 1913 году по классу сочинения у С. Н. Василенко и по классу пения у профессора У. А. Мазетти. Дипломной работой молодого композитора была опера «Русалка» (текст А. С. Пушкина). В 1916 году Александров вновь приезжает в Тверь, руководит созданным по его инициативе музыкальным училищем; преподает, дирижирует. Как композитора его в это время особенно привлекают аранжировки русских народных песен (среди них — «Ах, не одна во поле дороженька», «Вниз по матушке, по Волге», «Волынка», «Утушка луговая», «Ехал пан»).

В 1918 году по приглашению директора Московской консерватории М. М. Ипполитова-Иванова Александров начинает преподавать там музыкально-теоретические предметы. Среди его учеников были Г. А. Дмитревский, В. П. Мухин, К. Б. Птица, А. В. Руднева, А. В. Рыбнов, В. Г. Соколов, А. Б. Хазанов. Здесь же необходимо добавить, что с 1919 по 1930 год Александров работал в Музыкальном техникуме имени А. Н. Скрябина, где его учениками были Д. Б. Кабалевский, Г. В. Киркор, В. Н. Кочетов, Н. Н. Крюков, В. Н. Кнушевицкий, Ю. С. Милютин.
В 1928 году в Москве при вновь открытом Центральном Доме Красной Армии имени М. В. Фрунзе был создан Красноармейский ансамбль песни и пляски. Его музыкально-художественным руководителем был назначен Александров. Это было важное событие в жизни и творчестве композитора.
Исходя из особенностей русского народного певческого искусства, Александров ставит перед собой задачу создания советской массовой армейской песни, широко доступной для слушателя и исполнителя, помогающей им в труде и в военной службе. Ансамбль под руководством Александрова становится политическим агитатором. Композитор избирает для концертной деятельности коллектива жанр монтажа, музыкально-литературной, сценической композиции, посвященной жизни и славным подвигам Красной Армии.

Среди первых монтажей — «22-я Краснодарская дивизия в песнях», «1-я Конная в песнях», «Баварская Красная Армия в песнях» (1929). В монтаж «Особая Дальневосточная Армия в песнях» (1929) композитор включает знаменитую песню-обработку «По долинам и по взгорьям». В этом же монтаже есть первая оригинальная песня Александрова—«Вспомним-ка, товарищи» (слова С. Алымова).
Ансамбль под руководством Александрова много концертирует по нашей стране и за рубежом. В 1937 году он с триумфом выступает на Всемирной выставке в Париже (получил «Гран при») и в Чехословакии. После премьеры в Париже Александров писал: «Французскую общественность больше всего удивляет сочетание двух слов: армия и искусство. Один из моих парижских собеседников как-то сказал: „Надо предложить нашему военному министерству организовать подобный армейский ансамбль. Ведь найдется же во французской армии 100—150 талантливых музыкантов". Я ответил приблизительно следующее: „Советская общественность высоко ценит армию дружественной нам Франции. Мы уверены, что в ней найдется много талантов. Но имеется одно условие, необходимое для создания народного в подлинном смысле этого слова ансамбля. Нужна кропотливая, многолетняя работа в армейских частях, массовая художественная самодеятельность"».
В 1938 году Александров создает две песни о К. Е. Ворошилове, песню о В. К. Блюхере, песни 11-й армии и 5-й дивизии. В 1939 году создан «Гимн партии большевиков» (слова В. И. Лебедева-Кумача).
В первые дни Великой Отечественной войны Александровым написана песня «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача), которая навсегда вошла в историю нашей страны. Композитор вдохновенно выразил в ней все то, чем жили советские люди в те грозные дни.

В годы войны Александровым создано много сочинений, в том числе кантата «Поэма об Украине» (слова О. Колычева), песни «В поход, поход» (слова А. Прокофьева), «Марш артиллеристов» (слова А. Шилова), «Ударом на удар» (слова А. Малышко), «Песня 9-й Красногвардейской дивизии» (слова А. Мейера), «Наша гвардия» (слова А. Арго), «Святое ленинское знамя» и «25 лет Красной Армии» (слова О. Колычева). В новогоднюю ночь на 1 января 1944. года прозвучал Гимн СССР (слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана), в основу которого была положена музыка «Гимна партии большевиков».
Ансамбль с успехом выступал перед жителями героического Ленинграда и в Финляндии (1945). Последняя поездка Александрова с ансамблем состоялась в 1946 году (Польша, Чехословакия, Германия). 8 июля в Берлине после концерта он скоропостижно скончался. Последними сочинениями композитора были «Песня о маршале Рокоссовском», «Торжественно-победная кантата» (слова А. Шилова), «Волжская-сталинградская» (слова О. Колычева).

Песенное творчество А. В. Александрова занимает почетное место в истории советского музыкального искусства. Его кантаты, песни, гимны, аранжировки живы и поныне. Созданный им и соратниками ансамбль продолжает свою успешную концертную деятельность под руководством его сына, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, народного артиста СССР Б. А. Александрова.
«А. В. Александров занял выдающееся место в советском музыкальном искусстве. Это есть сложный тип нового художника, человека советской формации, человека, неотъемлемого от дела, которому он отдает себя беззаветно и целиком», — говорил А. И. Хачатурян на торжественном вечере, посвященном шестидесятилетнему юбилею А. В. Александрова.
Ю. Александров