Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

23 августа
75 лет со дня рождения
Валентина Алексеевича МАКАРОВА (1908—1954)

 

 

Творческое дарование В. А. Макарова проявилось накануне Великой Отечественной войны. Композитор прожил недолгую жизнь, но его замечательные хоровые сюиты и песни «Как у Волги, у реки», «Родной Севастополь», «Хорошо весной на Волге», «Расцветай, черемуха», «Рос на опушке рощи клен» и многие другие, в которых так сильно проявилось яркое мелодическое дарование композитора, по праву занимают видное место в сокровищнице советской песни. «Валентин Алексеевич Макаров, — писал Д. Д. Шостакович, — умер в расцвете своего большого таланта, создав много прекрасных произведений. В его сочинениях пленяет ясная, напевная мелодия, широкий диапазон мыслей и чувств. Эти качества проявились особенно ярко в одном из лучших произведений В. Макарова — в сюите „Рекабогатырь". Песенное творчество В. Макарова развивает лучшие традиции русской народной музыки и завоевало заслуженную популярность в широких кругах слушателей. В песнях В. Макарова звучит горячая любовь к Родине, к советскому народу».
Музыкальные способности композитора проявились еще в раннем детстве. Он свободно играл по слуху и поражал всех своей необыкновенной музыкальной памятью, много импровизировал, и эта особая склонность и любовь к импровизации привела его к многолетней работе композитора-иллюстратора в московских кинотеатрах.

Окончив в 1931 году Первый музыкальный техникум при Московской консерватории по классу композиции у Б. Л. Яворского, Макаров поступил в 1936 году вольнослушателем в Московскую консерваторию, где продолжил свое музыкальное образование в классе таких опытных педагогов, как И. В. Способин (курс гармонии и музыкальной формы), Г. И. Литинский (композиция), Б. Н. Лятошинский (инструментовка). За эти годы композитор написал много произведений, среди них концерт для фортепиано с оркестром, поэма для скрипки и фортепиано. Но большинство его произведений написаны в вокальном жанре. Именно в хоровых сюитах, многочисленных песнях его талант проявился наиболее ярко.

Композитору, выросшему на берегах Волги, был близок волжский фольклор. Широта и распевность старинных русских народных песен, их задушевность и лиричность вошли в музыкальное сознание композитора и определили его яркое мелодическое дарование. Песни Макарова (а их более ста двадцати) бесконечно разнообразны atr -евоему содержанию и характеру; их напевный русский стиль, взволнованность и искренность неизменно покоряли слушателей. Здесь раскрывались и эпически обобщенные образы Родины, и темы гражданской войны и колхозной жизни, и детская тематика.
С первых же дней Великой Отечественной войны Макаров служил при 4-м отделе Политуправления Черноморского флота. В непосредственной близости от фронта создавались его песни о бессмертных защитниках города-героя Севастополя. Героико-эпи-ческая «Песня о Севастополе», «Баллада о пяти черноморцах», лирическая песня «Черноморец молодой», шуточная «Краснофлотская гармонь» и многие другие распространялись в виде листовок среди защитников города. В соавторстве с композитором Ю. М. Слоновым он написал музыкальную комедию «Сердце моряка», которая с успехом исполнялась самодеятельным коллективом перед моряками.

Творческое дарование Макарова особенно раскрылось в послевоенные годы. «Торжественная здравица победе» (на стихи Н. Верховского) для солиста, смешанного хора и оркестра; народная по складу, праздничная «Здравица Октябрю» (стихи С. Острового), песни «Ехал я из Берлина» (слова Л. Ошанина), «Высокие Карпаты» (стихи А. Жарова), «Здравствуй, сын» (слова А. Пришельца), хоровые песни «Велика Москва», «В огороде лебеда» (стихи А. Жарова), радостные и светлые песни для детских хоров, в том числе «В край чудес», «Песни о юности», «У костра», сюита для солистов, мужского хора, оркестра и балета «Русская гармонь» (стихи А. Жарова) и многие другие сочинения этих лет свидетельствовали о творческой зрелости композитора, большом профессиональном' мастерстве. Он создал поэтический вдохновенный «Сказ о песне русской» (на стихи Я. Белинского), хоровой монумент-песню «Родной
Севастополь». Мощная, героико-эпическая песня, ее величественная мелодия создает впечатляющий музыкальный образ. Его песни-романсы «Полдень» (стихи Я. Шведова), «Романс» (стихи А. Пришельца), «Майский полдень» (стихи Н. Берендгофа), «Уже совсем светло» (стихи К. Иванова), «Расцветай, черемуха» стихи А. Жарова) отличает особенный лиризм, задушевность, поэтическое вдохновение.
К 30-летию ВЛКСМ композитор создал монументальное хоровое полотно «Широки поля под Сталинградом» (стихи Е. Долматовского). Строгая, эпически-распевная мелодия воплощает образы комсомольцев гражданской войны их подвиги и героику мирного труда.

Композитор Макаров
В. А. Макаров

 

Теме созидательного труда посвящена и его сюита «Солнечная дорога» (слова Я. Шведова). Девять песен сюиты, различные по своему эмоциональному настроению, объединены единым драматургическим замыслом. Это яркая, самобытная хоровая сюита, проникнутая русской народной песенностью, прославляет труд свободного человека, источник радости и счастья.

Наиболее значительное сочинение. Макарова — сюита «Река-богатырь» (стихи Я- Белинского), в которой композитор достиг глубокой художественной простоты и убедительности. Выразительная и ясная мелодия сюиты, проникнутая удивительной задушевностью волжских народных песен, с огромной теплотой и взволнованностью создает законченные музыкально-поэтические образы сюиты, все части которой подчинены общей идее — это гимн великой русской реке. Сюита «Река-богатырь», особенно ее лирическая девичья «Хорошо весной на Волге», хор «Как у Волги, у реки», заслуженно пользуется большой популярностью у широких масс слушателей.

За свои лучшие произведения композитор В. А. Макаров был дважды награжден Государственной премией СССР: в 1949 году за. цикл песен «Солнечная дорога», песни «Родной Севастополь» и «Широки поля под Сталинградом» и в 1950 году —за сюиту «Река-богатырь».
К. Игнатьева